Ретро строгого режима
Программка «Пяти вечеров» отпечатана на картонке несгибаемого советского образца: хоть с горки на ней катись за неимением другого веселья. Жесткая и корявая, желтая, серо-бурая, программка не лезет в сумку, топорщится, выпирает. Ощущение у зрителя безошибочное: он держит в руках малую родину. Ежели, конечно, по возрасту помнит этот картон и магазинные ящики из него.
Помнит людей, которые делали производственную гимнастику под радиорупор. Бежали за ополченской полуторкой. Стояли в блокаде. Растили сирот войны.
И никогда не были в Павловске… хотя, говорят, там очень красиво.
Виктор Рыжаков поставил на Малой сцене «Мастерской Петра Фоменко» спектакль… вот именно: памяти людей, которые-никогда-не-были-в-Павловске.
Но на их плечах и стоим, от них происходим мы, доехавшие аж до виллы Боргезе.
Ретро здесь не стиль. Скорее, ценность, определяющая оптику взгляда.
…Тамару играет Полина Агуреева. Ильина Игорь Гордин.
Реквизиту у этих людей немного: фибровый чемоданчик-патефон да высокие белые двери старой квартиры. Да коммунальная вешалка: ее рисует свет по затемненному фону сцены. Под колосниками парит, опускаясь на темечко персонажа, бумажный самолетик, за ним вырезная салфетка-«снежинка», нестерпимая красота нищих времен.
Закостеневшая в одиночестве, нелепая, угловатая, глухо умотанная в тряпье, Тамара Васильевна делает три наклона влево, три вправо. Как ей дались, чего стоили сороковые-пятидесятые годы видно без слов, в пластике Полины Агуреевой. Твердого убеждения: «Живу хорошо, не жалуюсь» это не отменяет те люди как-то умели…
Легендарный фильм «Пять вечеров» был сделан все-таки в тех же временах, пусть на их благополучном излете. Но время ушло за поворот, и в тексте Володина еще резче проступает тема жизней, размолотых временем в прах. Жизней но не душ.
«Остранение» того времени в резкой, почти мюзик-холльной пластике актеров (хореография Олега Глушкова). Кровное наше родство с персонажами Володина в их игре. В коротком полуторачасовом спектакле есть моменты совершенно алмазные.
И лучший минуты, когда Ильин и Тамара впервые остаются вдвоем.
…Тамара-Агуреева стоит лицом к залу. Ильин-Гордин за ней. Медленно, не прикасаясь, обводит ладонями контуры ее плеч, талии, всего тела. То ли греется от нее, то ли насыщает своим теплом. И кажется, раскаленным контуром светятся эти сантиметры воздуха между ними.
А Тамару (было ль у них что-нибудь в 1941-м, восемнадцать лет назад?) ломает и бьет. Она не умеет, не знает, не приучена… Судорога одиночества так сходит с нее, как осколки грубой глиняной опоки с металла. И диким голосом Тамара Васильевна, мастер «Красного треугольника», орет в зал «Валенки»: суди люди, суди Бог, как же я любила…
Ильин увлекает ее в глубину, в тень. Высокие белые двери закрываются за ними.
Любовь и достоинство, самоценность, подвижничество этих (вот уж бедных!) людей (которому совершенно не мешают партбилет и «экран профсоюзных взносов») работают в полную силу уже на премьере. Не хватало (на премьере, во всяком случае) мужских лейтмотивов и смыслов пьесы Володина. Темы размолотых судеб, отдавших все и вчерную обобранных поколений. Не хватало на том уровне, которого зритель вправе ждать от Игоря Гордина, одного из умнейших актеров Москвы-2011. И от режиссуры Виктора Рыжакова после «Кислорода», «Июля», «Сорок первого».
В начале сезона Рыжаков выпустил в М. Х. Т. мощный и яростный спектакль «Прокляты и убиты» по роману В. П. Астафьева. Наверно, лучший свой спектакль на сегодня. И он весь был именно об этом. «Пять вечеров» словно примыкают к нему, образуя дилогию о XX веке. Эпическое и камерное действо дополняют друг друга.
И с «Пяти вечеров» уходишь, бормоча песню из финала спектакля «Прокляты и убиты». Старую, очень русскую и очень народную. «Белеют кресты / Далеких героев прекрасных. / И прошлого тени глядят с высоты, / Твердя нам о жертвах напрасных».
Герои Володина встают в тот же ряд. Их время завершено. Горечь, жалость, родство переданы в театральной дилогии Виктора Рыжакова точно и целомудренно.
Помнит людей, которые делали производственную гимнастику под радиорупор. Бежали за ополченской полуторкой. Стояли в блокаде. Растили сирот войны.
И никогда не были в Павловске… хотя, говорят, там очень красиво.
Виктор Рыжаков поставил на Малой сцене «Мастерской Петра Фоменко» спектакль… вот именно: памяти людей, которые-никогда-не-были-в-Павловске.
Но на их плечах и стоим, от них происходим мы, доехавшие аж до виллы Боргезе.
Ретро здесь не стиль. Скорее, ценность, определяющая оптику взгляда.
…Тамару играет Полина Агуреева. Ильина Игорь Гордин.
Реквизиту у этих людей немного: фибровый чемоданчик-патефон да высокие белые двери старой квартиры. Да коммунальная вешалка: ее рисует свет по затемненному фону сцены. Под колосниками парит, опускаясь на темечко персонажа, бумажный самолетик, за ним вырезная салфетка-«снежинка», нестерпимая красота нищих времен.
Закостеневшая в одиночестве, нелепая, угловатая, глухо умотанная в тряпье, Тамара Васильевна делает три наклона влево, три вправо. Как ей дались, чего стоили сороковые-пятидесятые годы видно без слов, в пластике Полины Агуреевой. Твердого убеждения: «Живу хорошо, не жалуюсь» это не отменяет те люди как-то умели…
Легендарный фильм «Пять вечеров» был сделан все-таки в тех же временах, пусть на их благополучном излете. Но время ушло за поворот, и в тексте Володина еще резче проступает тема жизней, размолотых временем в прах. Жизней но не душ.
«Остранение» того времени в резкой, почти мюзик-холльной пластике актеров (хореография Олега Глушкова). Кровное наше родство с персонажами Володина в их игре. В коротком полуторачасовом спектакле есть моменты совершенно алмазные.
И лучший минуты, когда Ильин и Тамара впервые остаются вдвоем.
…Тамара-Агуреева стоит лицом к залу. Ильин-Гордин за ней. Медленно, не прикасаясь, обводит ладонями контуры ее плеч, талии, всего тела. То ли греется от нее, то ли насыщает своим теплом. И кажется, раскаленным контуром светятся эти сантиметры воздуха между ними.
А Тамару (было ль у них что-нибудь в 1941-м, восемнадцать лет назад?) ломает и бьет. Она не умеет, не знает, не приучена… Судорога одиночества так сходит с нее, как осколки грубой глиняной опоки с металла. И диким голосом Тамара Васильевна, мастер «Красного треугольника», орет в зал «Валенки»: суди люди, суди Бог, как же я любила…
Ильин увлекает ее в глубину, в тень. Высокие белые двери закрываются за ними.
Любовь и достоинство, самоценность, подвижничество этих (вот уж бедных!) людей (которому совершенно не мешают партбилет и «экран профсоюзных взносов») работают в полную силу уже на премьере. Не хватало (на премьере, во всяком случае) мужских лейтмотивов и смыслов пьесы Володина. Темы размолотых судеб, отдавших все и вчерную обобранных поколений. Не хватало на том уровне, которого зритель вправе ждать от Игоря Гордина, одного из умнейших актеров Москвы-2011. И от режиссуры Виктора Рыжакова после «Кислорода», «Июля», «Сорок первого».
В начале сезона Рыжаков выпустил в М. Х. Т. мощный и яростный спектакль «Прокляты и убиты» по роману В. П. Астафьева. Наверно, лучший свой спектакль на сегодня. И он весь был именно об этом. «Пять вечеров» словно примыкают к нему, образуя дилогию о XX веке. Эпическое и камерное действо дополняют друг друга.
И с «Пяти вечеров» уходишь, бормоча песню из финала спектакля «Прокляты и убиты». Старую, очень русскую и очень народную. «Белеют кресты / Далеких героев прекрасных. / И прошлого тени глядят с высоты, / Твердя нам о жертвах напрасных».
Герои Володина встают в тот же ряд. Их время завершено. Горечь, жалость, родство переданы в театральной дилогии Виктора Рыжакова точно и целомудренно.
Елена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001