Ученик чародеев
Евгений Каменькович замахнулся на «Улисса» нашего, Джойса
Репертуар «Мастерской Петра Фоменко» стоит на спектаклях Евгения Борисовича Каменьковича в степени немалой. Было так всегда, потому что Каменькович без малого двадцать лет преподавал на гитисовских курсах Фоменко. Кто поставил «Двенадцатую ночь» на втором курсе первых «фоменок» с Тюниной-Оливией и сестрами-близнецами? Тем, кто смотрел этот спектакль 40, 60 раз (были такие!), напоминать не надо, а вновь прибывшим поклонникам «Мастерской», может, и надо Каменькович. «Школу для дураков» в Голубом фойе Дома актера, где от прекрасности Агуреевой театралы начали сходить с ума всерьез? Кто открыл Москве пьесы Оли Мухиной и поставил «Ю», потом поставленное в МХТ с другими актерами и чудом сохранившее атмосферу теплого летнего вечера в старой Москве? Евгений Борисович.
Каменькович не только режиссер «Мастерской», он активно с 1983 года преподает и всегда обожает своих студентов. Сейчас его любимцы актерско-режиссерская мастерская в ГИТИСе, которую он ведет совместно с Дмитрием Крымовым.
А в родной «Мастерской» Каменькович ставит джойсовского «Улисса». Репетиции начинаются в 11.00. К восьми Каменькович отводит ребенка в школу, приезжает в театр на метро и до одиннадцати читает в тишине. Или дает интервью. Редко, иногда.
У вас за плечами опыты разных режиссерских школ. Сначала Андрей Гончаров, потом вы работали педагогом в театре Анатолия Васильева, теперь ваша жизнь связана с Петром Наумовичем Фоменко и Сергеем Васильевичем Женовачем. Насколько разные режиссерские задачи вы наблюдали в эти периоды и решали сами?
Фоменко ученик Гончарова, Женовач ученик Фоменко, и поэтому, хотя это абсолютно разные художники, в принципе они движутся в одном направлении в разных формах. Их бог русский психологический театр.
Васильев сильно отличается от всех, потому что он пытается сделать из театра науку, с каждым годом все больше уходит от живого театра в театр исследовательский. Его чудовищное, как я считаю, отсутствие в нашей стране сказывается. Я не очень точно знаю, как он живет на Западе, но вот он закончил, кажется, преподавание в Лионе и у него огромное количество заказов на книги, ведь книги о театре никто не пишет так, по-настоящему. Почему сейчас все разрывают книгу Михаила Буткевича «К игровому театру»? Она спорная, но очень серьезная.
Михаил Буткевич мой учитель. Когда у ГИТИСа не хватало денег на издание книги, я встретился с Антоном Табаковым, моим однокурсником. Он, не разговаривая, выложил деньги на стол. Мы с нетерпением ждем второй книги после Буткевича осталось пять тысяч карточек с мыслями и упражнениями. Я тоже со студенческих лет пишу свои упражнения на карточках.
Почему вы так любите преподавать?
Насчет «любите» это спорный вопрос, потому что, после того как выпустились основные «фоменки-основоположники», я себя не то что заставлял, но как-то крепко думал продолжать или нет. Потому что был уверен, что так звезды больше не сойдутся. Но я был не прав, потому что тот курс, где были Илья Любимов, Полина Агуреева, Лена Невежина, оказался не слабее. А следующий курс Евгений Цыганов, Павел Баршак, Наталья Курдюбова, был по-своему возмутительно хорош. И когда я решил, что теперь завяжу окончательно, случилась перемена Петр Наумович ушел из ГИТИСа, а Сергей Васильевич Женовач набрал какой-то совершенно другой курс, тоже талантливый. В общем, после этого я перестал дергаться и понял, что наша родная страна, что бы с ней ни случилось, как бы жизнь ни дорожала, родит таланты исправно.
Вы все время боитесь сыграть на понижение?
Да-да! Действительно, очень боюсь. Мне кажется, что в театральных вузах собираются сборные страны (на столе перед Каменьковичем его любимая газета «Спорт-Экспресс»), теперь сборные Европы. Люди в это время своей жизни еще верят, не обременены семьями, необходимостью зарабатывать и действительно занимаются театром 24 часа в сутки. Самый тяжелый период когда после студенческой скамьи они попадают в театр. Жизнь их очень сильно меняется.
И вы на эту веру сильно реагируете. Листая статьи о ваших спектаклях, я поняла, что самые дорогие для меня спектакли Каменьковича студенческие: «Ю», «Мариенбад»┘
Ну хорошо, я вам больше скажу. Самое лучшее «Ю» было даже не студенческим спектаклем, а когда у нас была читка в «Любимовке». Было раннее лето, мы вытащили окна из того павильона, где Станиславский гипотетически репетировал «Чайку», нарвали полевых цветов, почему-то поставили мотоцикл. Расселись на высоких любимовских окнах, прочитали текст, и я чувствовал, что это божественный момент.
Скажите, права я или нет. Думаю, спектакли «Школа для дураков», «Самое важное» по «Венерину волосу» Шишкина и «Затоваренная бочкотара» объединяются в утопическую трилогию. Ваша новая «Затоваренная бочкотара» в «Табакерке» достраивает трилогию фантастических миров, которую вы создаете с середины 90-х годов, со «Школы для дураков» по Саше Соколову, где играла студентка Полина Агуреева. Тексты Соколова, Шишкина, Аксенова роднит утопическая природа: всякий раз мир описывается глазами «внутреннего ребенка», живущего в авторе и режиссере.
Это придумали вы, мне очень приятно. Я действительно начал читать Шишкина, после того как прочитал его интервью, где он называл своих любимых писателей Чехова, Льва Толстого и Сашу Соколова. Меня это поразило. После этого я стал читать его книги. Мне очень нравится Саша Соколов, конкретно «Школа для дураков», и я понял буду ставить Шишкина.
Вы начали репетировать «Улисса» Джойса. Не страшно?
Нет. Еще когда мы делали «Варваров» в 1998 году, я собрал два поколения «фоменок» и до позднего вечера мучил их чтением моей инсценировки «Улисса». Они вежливо похлопали «может, мы еще поработаем над инсценировкой»? Она лежала, я периодически к ней возвращался. А потом во время работы над «Самым важным» Петр Наумович позвонил и сказал: «Может, пора вернуться к Улиссу“?» Я так обрадовался! Все лето сидел над текстом. 1 февраля мы приступили к репетициям, и все вычищаем инсценировку. У каждого роман на английском языке, и каждый сражается за свою роль, как у нас всегда бывает. Нам сейчас важно не ошибиться, потому что когда выпрямляешь, прелесть уходит. Если вдруг добежим до финала тоже еще не факт, то понятно, что играть надо целый день.
Самое главное в «Улиссе» попытаться достать из него театр. Главы написаны в разных жанрах как фильм «Стена» «Пинк Флойд», снятый в разных киножанрах. Еще Васильев обратил мое внимание на то, что фильм «Стена» это учебник режиссуры. Нечто подобное я хочу сделать театральными средствами как театры могут меняться с каждой главой.
Импровизация краеугольная для вас вещь в работе со студентами.
Я верю в импровизацию стопроцентно. Вообще все, чему научил Буткевич, я стараюсь как-то развивать. Но я должен честно сказать так, как импровизировали первые «фоменки», так больше никто не занимался. Может быть, я сам был молодой и все пробовал. Каждый раз, когда я сейчас занимаюсь на нашем совместном с Крымовым курсе, я на себя злюсь. Дело не в них во мне. Студенты все делают замечательно. Я все время помню о том, что «основоположники» умудрялись оставаться в импровизации поэтичными. Их импровизации всегда хотелось зафиксировать и Петру Наумовичу и Сереже Женовачу показать. Почему-то это было удивительно.
Какие-то старые спектакли будут восстанавливаться в новом здании «Мастерской»? Те же «Варвары»?
«Варвары» нет, потому что в театре больше не играет Сергей Тарамаев. Вообще у нашего директора Андрея Воробьева гигантские планы. У нас же ни один спектакль не умер своей смертью. «Владимир III степени», «Двенадцатая ночь», любой спектакль у Андрея есть планы восстановить все, но я противник этого. Другое дело традиционно сыграть «Двенадцатую ночь» 6 января, взять всех новых, это у нас запросто. Проще поставить новый спектакль, хотя я точно знаю, что они все тексты помнят.
По легенде «Двенадцатая ночь» началась с того, что на вступительных экзаменах был найден Мальволио Тагир Рахимов. Рождаются на вступительных экзаменах новые спектакли?
Я могу думать сейчас только про Джойса. Сражение с этим романом на века. Да, я знаю по пальцам людей, которые прочитали роман до конца, я их коллекционирую. «Самое важное» сыграло колоссальную роль в возрождении мысли об «Улиссе» его непросто смотреть. Но есть люди, которым нужен такой театр, не самый простой, они любят копаться и думать. Чем наиболее велик Фоменко он всегда заставляет людей думать. На репетициях и в жизни.
А мне кажется, что в конце «Самого важного», когда Рустэм Юскаев кричит: «Идите со мной, я покажу вам в этом безумном городе травку-муравку», он зовет всех в ваш театр, потому что «Мастерская» это и есть травка-муравка Москвы.
Если вы так думаете это приятно. Проблема в том, что так много сделано и не очень понятно, что делать дальше. Интересно присутствие в театре стажеров. Петр Наумович ушел из ГИТИСа, но не выдержал и устроил для стажеров ГИТИС на дому. Все не то чтобы в панике, но думают, как двигаться дальше.
Каменькович не только режиссер «Мастерской», он активно с 1983 года преподает и всегда обожает своих студентов. Сейчас его любимцы актерско-режиссерская мастерская в ГИТИСе, которую он ведет совместно с Дмитрием Крымовым.
А в родной «Мастерской» Каменькович ставит джойсовского «Улисса». Репетиции начинаются в 11.00. К восьми Каменькович отводит ребенка в школу, приезжает в театр на метро и до одиннадцати читает в тишине. Или дает интервью. Редко, иногда.
У вас за плечами опыты разных режиссерских школ. Сначала Андрей Гончаров, потом вы работали педагогом в театре Анатолия Васильева, теперь ваша жизнь связана с Петром Наумовичем Фоменко и Сергеем Васильевичем Женовачем. Насколько разные режиссерские задачи вы наблюдали в эти периоды и решали сами?
Фоменко ученик Гончарова, Женовач ученик Фоменко, и поэтому, хотя это абсолютно разные художники, в принципе они движутся в одном направлении в разных формах. Их бог русский психологический театр.
Васильев сильно отличается от всех, потому что он пытается сделать из театра науку, с каждым годом все больше уходит от живого театра в театр исследовательский. Его чудовищное, как я считаю, отсутствие в нашей стране сказывается. Я не очень точно знаю, как он живет на Западе, но вот он закончил, кажется, преподавание в Лионе и у него огромное количество заказов на книги, ведь книги о театре никто не пишет так, по-настоящему. Почему сейчас все разрывают книгу Михаила Буткевича «К игровому театру»? Она спорная, но очень серьезная.
Михаил Буткевич мой учитель. Когда у ГИТИСа не хватало денег на издание книги, я встретился с Антоном Табаковым, моим однокурсником. Он, не разговаривая, выложил деньги на стол. Мы с нетерпением ждем второй книги после Буткевича осталось пять тысяч карточек с мыслями и упражнениями. Я тоже со студенческих лет пишу свои упражнения на карточках.
Почему вы так любите преподавать?
Насчет «любите» это спорный вопрос, потому что, после того как выпустились основные «фоменки-основоположники», я себя не то что заставлял, но как-то крепко думал продолжать или нет. Потому что был уверен, что так звезды больше не сойдутся. Но я был не прав, потому что тот курс, где были Илья Любимов, Полина Агуреева, Лена Невежина, оказался не слабее. А следующий курс Евгений Цыганов, Павел Баршак, Наталья Курдюбова, был по-своему возмутительно хорош. И когда я решил, что теперь завяжу окончательно, случилась перемена Петр Наумович ушел из ГИТИСа, а Сергей Васильевич Женовач набрал какой-то совершенно другой курс, тоже талантливый. В общем, после этого я перестал дергаться и понял, что наша родная страна, что бы с ней ни случилось, как бы жизнь ни дорожала, родит таланты исправно.
Вы все время боитесь сыграть на понижение?
Да-да! Действительно, очень боюсь. Мне кажется, что в театральных вузах собираются сборные страны (на столе перед Каменьковичем его любимая газета «Спорт-Экспресс»), теперь сборные Европы. Люди в это время своей жизни еще верят, не обременены семьями, необходимостью зарабатывать и действительно занимаются театром 24 часа в сутки. Самый тяжелый период когда после студенческой скамьи они попадают в театр. Жизнь их очень сильно меняется.
И вы на эту веру сильно реагируете. Листая статьи о ваших спектаклях, я поняла, что самые дорогие для меня спектакли Каменьковича студенческие: «Ю», «Мариенбад»┘
Ну хорошо, я вам больше скажу. Самое лучшее «Ю» было даже не студенческим спектаклем, а когда у нас была читка в «Любимовке». Было раннее лето, мы вытащили окна из того павильона, где Станиславский гипотетически репетировал «Чайку», нарвали полевых цветов, почему-то поставили мотоцикл. Расселись на высоких любимовских окнах, прочитали текст, и я чувствовал, что это божественный момент.
Скажите, права я или нет. Думаю, спектакли «Школа для дураков», «Самое важное» по «Венерину волосу» Шишкина и «Затоваренная бочкотара» объединяются в утопическую трилогию. Ваша новая «Затоваренная бочкотара» в «Табакерке» достраивает трилогию фантастических миров, которую вы создаете с середины 90-х годов, со «Школы для дураков» по Саше Соколову, где играла студентка Полина Агуреева. Тексты Соколова, Шишкина, Аксенова роднит утопическая природа: всякий раз мир описывается глазами «внутреннего ребенка», живущего в авторе и режиссере.
Это придумали вы, мне очень приятно. Я действительно начал читать Шишкина, после того как прочитал его интервью, где он называл своих любимых писателей Чехова, Льва Толстого и Сашу Соколова. Меня это поразило. После этого я стал читать его книги. Мне очень нравится Саша Соколов, конкретно «Школа для дураков», и я понял буду ставить Шишкина.
Вы начали репетировать «Улисса» Джойса. Не страшно?
Нет. Еще когда мы делали «Варваров» в 1998 году, я собрал два поколения «фоменок» и до позднего вечера мучил их чтением моей инсценировки «Улисса». Они вежливо похлопали «может, мы еще поработаем над инсценировкой»? Она лежала, я периодически к ней возвращался. А потом во время работы над «Самым важным» Петр Наумович позвонил и сказал: «Может, пора вернуться к Улиссу“?» Я так обрадовался! Все лето сидел над текстом. 1 февраля мы приступили к репетициям, и все вычищаем инсценировку. У каждого роман на английском языке, и каждый сражается за свою роль, как у нас всегда бывает. Нам сейчас важно не ошибиться, потому что когда выпрямляешь, прелесть уходит. Если вдруг добежим до финала тоже еще не факт, то понятно, что играть надо целый день.
Самое главное в «Улиссе» попытаться достать из него театр. Главы написаны в разных жанрах как фильм «Стена» «Пинк Флойд», снятый в разных киножанрах. Еще Васильев обратил мое внимание на то, что фильм «Стена» это учебник режиссуры. Нечто подобное я хочу сделать театральными средствами как театры могут меняться с каждой главой.
Импровизация краеугольная для вас вещь в работе со студентами.
Я верю в импровизацию стопроцентно. Вообще все, чему научил Буткевич, я стараюсь как-то развивать. Но я должен честно сказать так, как импровизировали первые «фоменки», так больше никто не занимался. Может быть, я сам был молодой и все пробовал. Каждый раз, когда я сейчас занимаюсь на нашем совместном с Крымовым курсе, я на себя злюсь. Дело не в них во мне. Студенты все делают замечательно. Я все время помню о том, что «основоположники» умудрялись оставаться в импровизации поэтичными. Их импровизации всегда хотелось зафиксировать и Петру Наумовичу и Сереже Женовачу показать. Почему-то это было удивительно.
Какие-то старые спектакли будут восстанавливаться в новом здании «Мастерской»? Те же «Варвары»?
«Варвары» нет, потому что в театре больше не играет Сергей Тарамаев. Вообще у нашего директора Андрея Воробьева гигантские планы. У нас же ни один спектакль не умер своей смертью. «Владимир III степени», «Двенадцатая ночь», любой спектакль у Андрея есть планы восстановить все, но я противник этого. Другое дело традиционно сыграть «Двенадцатую ночь» 6 января, взять всех новых, это у нас запросто. Проще поставить новый спектакль, хотя я точно знаю, что они все тексты помнят.
По легенде «Двенадцатая ночь» началась с того, что на вступительных экзаменах был найден Мальволио Тагир Рахимов. Рождаются на вступительных экзаменах новые спектакли?
Я могу думать сейчас только про Джойса. Сражение с этим романом на века. Да, я знаю по пальцам людей, которые прочитали роман до конца, я их коллекционирую. «Самое важное» сыграло колоссальную роль в возрождении мысли об «Улиссе» его непросто смотреть. Но есть люди, которым нужен такой театр, не самый простой, они любят копаться и думать. Чем наиболее велик Фоменко он всегда заставляет людей думать. На репетициях и в жизни.
А мне кажется, что в конце «Самого важного», когда Рустэм Юскаев кричит: «Идите со мной, я покажу вам в этом безумном городе травку-муравку», он зовет всех в ваш театр, потому что «Мастерская» это и есть травка-муравка Москвы.
Если вы так думаете это приятно. Проблема в том, что так много сделано и не очень понятно, что делать дальше. Интересно присутствие в театре стажеров. Петр Наумович ушел из ГИТИСа, но не выдержал и устроил для стажеров ГИТИС на дому. Все не то чтобы в панике, но думают, как двигаться дальше.
Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Игорь Овчинников: Ну всё «фоменки» вымирают? Не дождетесьЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.07.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000