Под сенью бабушек в цвету
Спектакля про неудавшихся нефтяных королей, нарождающийся олигархат, эпиграммы на себя в старости от «фоменок» сейчас не ждал никто.
Полосатые тенты летних павильонов, звуки аккордеона, страдания официантки с бюстом на подоконнике, олигархический заговор в кафе, будничный бенефис городской сумасшедшей легкомысленно-невнятными сценками парижской жизни начинается спектакль «Безумная из Шайо» по социально-философской пьесе Жана Жироду 1940-х годов.
┘Мелкие мошенники, адепты удачи: бывший реквизитор Сары Бернар, продавец книг непристойного содержания, биржевой заяц и торговец контрабандными спичками. Однажды за кофе они поклялись в вечной дружбе до первого миллиона, который будто бы можно добыть в центре Парижа в виде чистейшей нефти.
Седая, в шикарных лохмотьях городская сумасшедшая Орели (Галина Тюнина), оберегающая район Шайо своим всегда прикрытым, но оч-чень зорким глазом, на потеху себе пустившая этот дурацкий слух про нефть, подслушивает их пафосное мальчишество и радостно хихикает. Теперь ей без труда удастся заманить их, мечтающих перекопать ее Шайо и тем разрушить мир, в свою конуру. Разом всех погубить, сбросив в Canalisation de Paris, и спасти тем самым район Шайо и весь Париж заодно.
Она и ее подруги безумные ангелы-хранители других районов Парижа главные действующие лица этого трагифарса, манифестирующего безумие как высший разум. Тени их друзей и поклонников, неотступно преследующих бывших девушек в цвету, яростно бормочущих прелестный склеротический бред, гораздо реальнее бравых коммерсантов, попавшихся на удочку сумасшедших старух, остро и гротескно сыгранных Полиной Кутеповой, Мадлен Джабраиловой и Натальей Курдюбовой.
И усмешка, возникающая в начале спектакля при произнесении любимыми актерами «нефтяных» социально-политических пассажей сходит на нет ближе к финалу, когда гуськом уходящие в подземный люк на дурно пахнущую смерть коммерсанты успевают вызвать медицинскую карету для старухи из Шайо. Добро побеждает, но гибнет тоже следом за поверженным врагом.
Сумбур многочисленных мелких ролей и перипетии многоходового сюжета не так утомительны благодаря красивейшим, искусно состаренным костюмам старух (Мария Данилова) и музыкальным номерам на фортепьяно в исполнении Кирилла Пирогова. Круговерть разрозненных блестящих номеров, между которыми пока висят томительные паузы, как всегда, прекрасна из-за присутствия женского цвета труппы и блеска их неизвестных раньше граней. И запоминается все: и линялые лиловые тряпки старухи из Шайо, и ее корзиночка для косточек и потрохов бездомным собакам, и выходящий из шкафа Пьер-Пьеро, альфонсирующий самоубийца, и то, что всех мужчин в полдень зовут Фабрис, и оптимистически-печальные финальные слова Орели-Тюниной: «Нефтяные фонтаны, ископаемые пласты┘ Зачем нам эта вонючая реальность, когда есть эти отверзающие уста слова: allons, courage, l▓amour?»
Полосатые тенты летних павильонов, звуки аккордеона, страдания официантки с бюстом на подоконнике, олигархический заговор в кафе, будничный бенефис городской сумасшедшей легкомысленно-невнятными сценками парижской жизни начинается спектакль «Безумная из Шайо» по социально-философской пьесе Жана Жироду 1940-х годов.
┘Мелкие мошенники, адепты удачи: бывший реквизитор Сары Бернар, продавец книг непристойного содержания, биржевой заяц и торговец контрабандными спичками. Однажды за кофе они поклялись в вечной дружбе до первого миллиона, который будто бы можно добыть в центре Парижа в виде чистейшей нефти.
Седая, в шикарных лохмотьях городская сумасшедшая Орели (Галина Тюнина), оберегающая район Шайо своим всегда прикрытым, но оч-чень зорким глазом, на потеху себе пустившая этот дурацкий слух про нефть, подслушивает их пафосное мальчишество и радостно хихикает. Теперь ей без труда удастся заманить их, мечтающих перекопать ее Шайо и тем разрушить мир, в свою конуру. Разом всех погубить, сбросив в Canalisation de Paris, и спасти тем самым район Шайо и весь Париж заодно.
Она и ее подруги безумные ангелы-хранители других районов Парижа главные действующие лица этого трагифарса, манифестирующего безумие как высший разум. Тени их друзей и поклонников, неотступно преследующих бывших девушек в цвету, яростно бормочущих прелестный склеротический бред, гораздо реальнее бравых коммерсантов, попавшихся на удочку сумасшедших старух, остро и гротескно сыгранных Полиной Кутеповой, Мадлен Джабраиловой и Натальей Курдюбовой.
И усмешка, возникающая в начале спектакля при произнесении любимыми актерами «нефтяных» социально-политических пассажей сходит на нет ближе к финалу, когда гуськом уходящие в подземный люк на дурно пахнущую смерть коммерсанты успевают вызвать медицинскую карету для старухи из Шайо. Добро побеждает, но гибнет тоже следом за поверженным врагом.
Сумбур многочисленных мелких ролей и перипетии многоходового сюжета не так утомительны благодаря красивейшим, искусно состаренным костюмам старух (Мария Данилова) и музыкальным номерам на фортепьяно в исполнении Кирилла Пирогова. Круговерть разрозненных блестящих номеров, между которыми пока висят томительные паузы, как всегда, прекрасна из-за присутствия женского цвета труппы и блеска их неизвестных раньше граней. И запоминается все: и линялые лиловые тряпки старухи из Шайо, и ее корзиночка для косточек и потрохов бездомным собакам, и выходящий из шкафа Пьер-Пьеро, альфонсирующий самоубийца, и то, что всех мужчин в полдень зовут Фабрис, и оптимистически-печальные финальные слова Орели-Тюниной: «Нефтяные фонтаны, ископаемые пласты┘ Зачем нам эта вонючая реальность, когда есть эти отверзающие уста слова: allons, courage, l▓amour?»
Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Игорь Овчинников: Ну всё «фоменки» вымирают? Не дождетесьЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.07.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000