Сабо для Донны Анны
Фойе театра «Мастерская Фоменко» превратилось в театральную сцену
В минувшую среду на Малой сцене театра «Мастерская П. Фоменко» состоялась премьера спектакля «Триптих» по произведениям А. С. Пушкина, которую с нетерпением ждали несколько лет. Петр Фоменко осваивает не только Малую сцену, но и все пространство своего театра.
После первых реплик трагедии «Каменный гость» занавес взлетает вверх и герои оказываются в театральном фойе. «Триптих» одна из самых лучших постановок нынешнего сезона, это фактически три спектакля в одном. В центре история о Дон Гуане. Ее обрамляют «сантиментальный анекдот в стихах» (так Фоменко определил жанр поэмы «Граф Нулин») в начале и «Сцена из Фауста», похожая на средневековые мистерии, в конце.
Сюжетно эти части никак не связаны, но их объединяет лирический герой, блестяще сыгранный Кириллом Пироговым. Он начинает «Триптих» беззаботным Сочинителем, к финалу его герой уставший от жизни Фауст. А еще он - Дон Гуан, при этом разительно отличающийся от всех сыгранных раньше на сцене и в кино Дон Гуанов.
Дон Гуан Владимира Высоцкого из фильма Михаила Швейцера, запомнившийся практически всем, и Дон Гуан Игоря Яцко из спектакля Анатолия Васильева, который видели единицы, был бунтарем и романтиком. Противопоставляя себя миру, он знал о своей трагической судьбе и бросал ей вызов, как Пушкин в последние годы жизни. Завоевывая сердце Донны Анны, этот Дон Гуан как будто вызывал на поединок Командора.
В спектакле Петра Фоменко зрители не увидят, как завоевывали Донну Анну (Галина Тюнина). В сцене свидания в ее доме она уже возлюбленная Дон Гуана.
Да и мало кому удалось бы устоять перед таким жизнелюбием, энергией и умением наслаждаться жизнью. Герой Пирогова тоже аль тер эго Пушкина. Но Пушкина юного и счастливого. А зло в этом спектакле выглядит как-то по-домашнему просто и от этого кажется еще страшнее и неотвратимее. Но жизнь в спектаклях Фоменко всегда оказывается сильнее смерти. Лаура (Мадлен Джабраилова), прибегая на могилу Дон Гуана, стучит подошвами сабо так же, как раньше Донна Анна.
Звуковая партитура спектакля сплетается из музыки и звуков стука каблуков, хлопушки сторожа и много чего еще. Его ритм точен, как в музыкальном произведении.
И вторит ритму пушкинского стиха. Партия каждого из 10 участников актерского ансамбля, играющего «Триптих», не менее важна, чем звучание инструмента в симфоническом оркестре.
Все в этом спектакле пронизано особой театральной магией. Здесь есть театральные небеса помост под колосниками, на котором возлежит в первой части Сочинитель. Земля театральное фойе, режиссер отправляет туда героя в ипостаси Дон Гуана. И театральный ад под занавес.
Театр прекрасен своей условностью, как будто говорит Фоменко. Здесь можно переиграть одну и ту же историю множество раз. Умерший сегодня воскреснет в завтрашнем представлении.
И даже ад, куда Мефистофель (Карэн Бадалов), как Вергилий, водит Фауста, на проверку оказы- вается театральной мистификацией. К финалу спектакля на сцене остаются только Гретхен, вращающая колесо прялки, будто парка, и раскрытая книга, страницы которой перелистывает Мефистофель.
Актриса Галина Тюнина: «Пока мы только в начале пути»
Освоение нового пространства стало для нас большим событием, это фактически открытие в нашем театре новой сцены. Поэтому, конечно, освоить все эти пространства достаточно сложно, даже физически. В нем довольно трудно существовать: оно не очень приспособлено для театрального спектакля, поэтому мастерам по свету и звуку пришлось немало поработать. Пока мы только в начале пути, это совсем не результат. Но у нас уже сложилась команда, которой в нашем театре всегда придавали особое значение. Концепция театра всегда одна жизнь артиста в пространстве автора. Мы работали долго, репетиции длились несколько лет, и казалось, что можно никуда не торопиться. Но Петр Наумович спровоцировал нас, ускорив процесс работы. Хотя обычно все бывает наоборот.
Ольга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000