Пять вечеров в формате анимации
Каждый режиссер мечтает по-новому прочесть каноническую комедию «Женитьба Фигаро» и обнаружить в ней трагедию, и нет такого, кто бы не хотел заново открыть «Пять вечеров» Володина. Виктор Рыжаков поставил простую и на все времена пьесу Александра Володина в театре Фоменко. Что из этого вышло, наблюдал обозреватель «МК».
Виктор Рыжаков несколько лет возглавляет Фестиваль володинских пьес в Питере. Хотя бы с учетом этого обстоятельства про автора он должен понимать больше других. Что тема сталинских лагерей с их больными, изуродованными последствиями уже мало интересна молодому поколению. Что взаимоотношения мужчины и женщины (юноши и девушки) не имеют ничего общего с понятием «трепет длительного ухаживания» жизнь изменилась. Наверное, поэтому героев Володина, этого умного, нежного, мужественного мужчины более чем скромной комплекции, режиссер представил сильно странными. Фрики не фрики, одетые по моде 50-х. Нервно-агрессивные, но однозначно удивляющие с первой сцены. Продавщица бакалейного отдела Зоя (Евгения Дмитриева из Малого театра) на одной ноте и без пауз протараторит текст про свою незавидную женскую долю (один мужик сбежал, другой тоже). Женщина переживает.
А перед тем как свет откроет зрителям эту парочку в обнимку (Зоя-Ильин), на стене по центру сцены мультяшными средствами нарисуется дверь, потом дверь приоткроется, впустив полоску света… Мило возникнут анимационные гвоздики на стене и чье-то полупальто. И радиоточка, из которой еще до начала спектакля шел дикторский текст не то про пионеров, не то про передовиков производства, но время узнаваемое прошлый век, 50-е годы. Экономичный прием.
Начав с анимации, режиссер перевел володинскую пьесу в ее же формат. Для пущего сходства с мультфильмом очень хороший хореограф Олег Глушков придумал мультяшную пластику для каждого персонажа. Так, Ильин (Игорь Гордин) не ходит, а шарахается по сцене, практически не снимая пальто и шляпу. Но больше всего удивляет его манера говорить. А говорит он так: «Наша вштреча» и «я не жнаю». Мысль, что так специально придумано, дабы обозначить особую мужественность, быстро рассеялась просто у артиста проблема с дикцией.
Тамара (Полина Агуреева) мелко семенит ножками и нервно суетится. Хотя актриса в предложенной стилистике оказалась самой органичной и довольно тонко сыграла переход от задолбанной ударницы коммунистического труда к просто женщине, дождавшейся своего мужчину. Другие персонажи немотивированно замирают в позах: необъяснимо, почему именно в этот момент нужно телефонистке Кате висеть вверх ногами в руках Славика. Или Тимофееву, другу Ильина, двигаться по сцене, точно вырезанному из картона: в общем, не гнется, не ломается фанеркой называется. Плоскость анимации совсем не подходит нежному Володину, писавшему простые истории, до глубины которых не всякому дано донырнуть.
Впрочем, в этом театрально-мультяшном опыте кроме трех работ
(Агуреева, Дмиттриева, Гладких) еще очень удалась программка. Ее сделали из обычного картона в виде конверта старой пластинки, для проигрывания которой mp3 не годится.
Виктор Рыжаков несколько лет возглавляет Фестиваль володинских пьес в Питере. Хотя бы с учетом этого обстоятельства про автора он должен понимать больше других. Что тема сталинских лагерей с их больными, изуродованными последствиями уже мало интересна молодому поколению. Что взаимоотношения мужчины и женщины (юноши и девушки) не имеют ничего общего с понятием «трепет длительного ухаживания» жизнь изменилась. Наверное, поэтому героев Володина, этого умного, нежного, мужественного мужчины более чем скромной комплекции, режиссер представил сильно странными. Фрики не фрики, одетые по моде 50-х. Нервно-агрессивные, но однозначно удивляющие с первой сцены. Продавщица бакалейного отдела Зоя (Евгения Дмитриева из Малого театра) на одной ноте и без пауз протараторит текст про свою незавидную женскую долю (один мужик сбежал, другой тоже). Женщина переживает.
А перед тем как свет откроет зрителям эту парочку в обнимку (Зоя-Ильин), на стене по центру сцены мультяшными средствами нарисуется дверь, потом дверь приоткроется, впустив полоску света… Мило возникнут анимационные гвоздики на стене и чье-то полупальто. И радиоточка, из которой еще до начала спектакля шел дикторский текст не то про пионеров, не то про передовиков производства, но время узнаваемое прошлый век, 50-е годы. Экономичный прием.
Начав с анимации, режиссер перевел володинскую пьесу в ее же формат. Для пущего сходства с мультфильмом очень хороший хореограф Олег Глушков придумал мультяшную пластику для каждого персонажа. Так, Ильин (Игорь Гордин) не ходит, а шарахается по сцене, практически не снимая пальто и шляпу. Но больше всего удивляет его манера говорить. А говорит он так: «Наша вштреча» и «я не жнаю». Мысль, что так специально придумано, дабы обозначить особую мужественность, быстро рассеялась просто у артиста проблема с дикцией.
Тамара (Полина Агуреева) мелко семенит ножками и нервно суетится. Хотя актриса в предложенной стилистике оказалась самой органичной и довольно тонко сыграла переход от задолбанной ударницы коммунистического труда к просто женщине, дождавшейся своего мужчину. Другие персонажи немотивированно замирают в позах: необъяснимо, почему именно в этот момент нужно телефонистке Кате висеть вверх ногами в руках Славика. Или Тимофееву, другу Ильина, двигаться по сцене, точно вырезанному из картона: в общем, не гнется, не ломается фанеркой называется. Плоскость анимации совсем не подходит нежному Володину, писавшему простые истории, до глубины которых не всякому дано донырнуть.
Впрочем, в этом театрально-мультяшном опыте кроме трех работ
(Агуреева, Дмиттриева, Гладких) еще очень удалась программка. Ее сделали из обычного картона в виде конверта старой пластинки, для проигрывания которой mp3 не годится.
Марина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Солдатская грудь и все остальноеМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001