Солдатская грудь и все остальное
На сцене прошла операция по перемене пола
Мелодраму «Мотылек» автор Петр Гладилин назвал утопической. Во всяком случае то, что произошло в N-ской части десантных войск, расквартированной в богом забытом северном краю, быть не может, потому что не может быть никогда.
А случилось там страшное рядовой с нежной фамилией Лебедушкин (Полина Кутепова) превратился в нежное создание, то есть в барышню. Мужское достоинство отсутствует, женское в наличии: «Грудь и все остальное», как докладывает усталому полковнику лейтенант. Перемена пола в вооруженных силах произвела переполох.
«Корнет! Вы - женщина?» восклицание из всенародно любимого киноводевиля «Гусарская баллада» в спектакле не имеет никакого героико-романтического продолжения, а развивается согласно реалиям российской армии. Как-то: дедовщина, рукоприкладство, мстительность командиров. И никакой романтики. Зато в сюжетных поворотах и даже в незначительных деталях авторы «Мотылька» отсылают зрителя к русской классике отнюдь не водевильного свойства. Фамилия солдата, переменившего пол, Лебедушкина корреспондируется с трепетным созданием мужеского пола из Достоевского Макаром Девушкиным. А театр, которым бредит российский рекрут, посылает пламенный привет чеховскому Треплеву. Во всяком случае, он также ищет в театре армейского клуба новые формы и ходит непризнанным гением.
Гений у Кутеповой нелеп в движениях, имеет бледное лицо, срывающийся в минуты отчаяния голос, а в минуты покоя плывущий куда-то. Ее дуэт со Степановым живая иллюстрация картины Пикассо «Девочка на шаре». Но то, что рядовой(ая) во имя театра переменил пол, ситуация вполне допустимая: искусство требовало и не таких жертв. А вот полковник в исполнении Юрия Степанова фигура заоблачная. Вместо того чтобы редкий экземпляр отправить в Кащенко, он сам втягивается в театральную игру, вникает в литературный бред подчиненного и даже разучивает с ним сцену из «Отелло», мажет лицо ваксой и купается в лучах славы.
Однако финал «Мотылька» не театральный, а исключительно армейский: неумелый боец художник Лебедушкин становится тем самым 1% несчастных случаев на боевых учениях. Короче, гибнет.
Для спектакля режиссер Каменькович нашел идеальную форму по-армейски аскетичную, то есть бедную, как сама армия. Впрочем, армейскую скудность камуфляж, голубые береты, боекомплект, и из декораций одна деревянная трибунка со звездой режиссер приправляет неуместными в данной ситуации, а потому неожиданными нотками декаданса. Легкие занавесы, чуть носовой тембр голоса Лебедушкина.
Несмотря на всю утопичность мелодрамы, «Мотылек» не оставляет иллюзий относительно реформ в армии у будущих рекрутов и их испуганных родителей. В ней всегда будет место неординарному полковнику, недотепистому солдату и капитану-садисту, от рук которого погибнет еще не один мотылек.
А случилось там страшное рядовой с нежной фамилией Лебедушкин (Полина Кутепова) превратился в нежное создание, то есть в барышню. Мужское достоинство отсутствует, женское в наличии: «Грудь и все остальное», как докладывает усталому полковнику лейтенант. Перемена пола в вооруженных силах произвела переполох.
«Корнет! Вы - женщина?» восклицание из всенародно любимого киноводевиля «Гусарская баллада» в спектакле не имеет никакого героико-романтического продолжения, а развивается согласно реалиям российской армии. Как-то: дедовщина, рукоприкладство, мстительность командиров. И никакой романтики. Зато в сюжетных поворотах и даже в незначительных деталях авторы «Мотылька» отсылают зрителя к русской классике отнюдь не водевильного свойства. Фамилия солдата, переменившего пол, Лебедушкина корреспондируется с трепетным созданием мужеского пола из Достоевского Макаром Девушкиным. А театр, которым бредит российский рекрут, посылает пламенный привет чеховскому Треплеву. Во всяком случае, он также ищет в театре армейского клуба новые формы и ходит непризнанным гением.
Гений у Кутеповой нелеп в движениях, имеет бледное лицо, срывающийся в минуты отчаяния голос, а в минуты покоя плывущий куда-то. Ее дуэт со Степановым живая иллюстрация картины Пикассо «Девочка на шаре». Но то, что рядовой(ая) во имя театра переменил пол, ситуация вполне допустимая: искусство требовало и не таких жертв. А вот полковник в исполнении Юрия Степанова фигура заоблачная. Вместо того чтобы редкий экземпляр отправить в Кащенко, он сам втягивается в театральную игру, вникает в литературный бред подчиненного и даже разучивает с ним сцену из «Отелло», мажет лицо ваксой и купается в лучах славы.
Однако финал «Мотылька» не театральный, а исключительно армейский: неумелый боец художник Лебедушкин становится тем самым 1% несчастных случаев на боевых учениях. Короче, гибнет.
Для спектакля режиссер Каменькович нашел идеальную форму по-армейски аскетичную, то есть бедную, как сама армия. Впрочем, армейскую скудность камуфляж, голубые береты, боекомплект, и из декораций одна деревянная трибунка со звездой режиссер приправляет неуместными в данной ситуации, а потому неожиданными нотками декаданса. Легкие занавесы, чуть носовой тембр голоса Лебедушкина.
Несмотря на всю утопичность мелодрамы, «Мотылек» не оставляет иллюзий относительно реформ в армии у будущих рекрутов и их испуганных родителей. В ней всегда будет место неординарному полковнику, недотепистому солдату и капитану-садисту, от рук которого погибнет еще не один мотылек.
Марина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Солдатская грудь и все остальноеМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001