По улице ходили «Носороги»
Актеры Театра Петра Фоменко сыграли пьесу Эжена Ионеско как параноидальный бред
Родоначальник драматургии абсурда поведал страшную историю о том, как люди превращаются в носорогов. Надо же было придумать такое
Но, с другой стороны, если Дарвин утверждал, будто человек произошел от обезьяны, то почему бы ему вновь не превратиться в обезьяну или даже носорога?
Режиссеру спектакля Ивану Поповски пришлось немало помучиться, чтобы наглядно изобразить перерождение разумного существа в дикое, тупое животное. Постановщик сосредоточил внимание на начальной стадии «оскотинивания» действующих лиц пьесы, чтобы публика поверила в столь жуткое перевоплощение, втянулась в игру. Первое превращение друга главного героя Жака в носорога очень похоже на эстрадный номер. Вначале Жак (Олег Нирян) хрюкает, поедая с кожурой апельсины, потом обливается водой, после чего вываливается в корыте с грязью. Это все выглядит смешным, а не страшным, хотя Ионеско хотел именно напугать зрителей, предостеречь их от потери человеком своего лица.
Это расхождение режиссера с автором произошло потому, что Поповски слишком увлекся «оносороживанием», то есть разыгрыванием фантастических этюдов, упустив главное, ради чего он решил поставить «Носорогов». Ведь Эжен Ионеско имел в виду не столько физическую мутацию людей, сколько духовную. Недаром 50 лет назад эта пьеса считалась антифашистской, направленной против массового оболванивания людей ради «великой» идеи. Наверное, и сегодня эта тема актуальна, но важно услышать ее современное звучание, найти в абсурде смысл. Для этого у режиссера должна быть своя концепция, а не только стремление позабавить зрителей.
Лично мне было скучно в течение часа наблюдать за пустыми разговорами горожан, разодетых по моде 50-х годов прошлого столетия и вальсирующих под песенки Ива Монтана. Я не понимаю, ради чего элегантный господин в исполнении Карена Бадалова с умным лицом вещает о законах логики. Если у режиссера это вызывает насмешку, иронию, то и стиль игры должен быть отнюдь не бытовым.
Единственный, кто выпадает из этой компании «ряженых», главный герой Беранже в исполнении Кирилла Пирогова. Он испытывает стыд за свою никчемную жизнь, в его поведении есть тот внутренний щемящий нерв, который передается зрительному залу и заставляет сопереживать герою. Беранже оказывается единственным, кто не пожелал вступить в отряд носорогов и объявил им войну.
Говорят, этот спектакль рождался мучительно, к нему даже приложил руку Петр Фоменко, чтобы как-то собрать расползающееся действие. И все-таки он идет долго, почти четыре часа. Не знаю, может быть, я слишком придираюсь к любимым фоменковцам, но, право, стоит ли брать в работу пьесу, если режиссер не сумел подобрать к ней ключей?
Режиссеру спектакля Ивану Поповски пришлось немало помучиться, чтобы наглядно изобразить перерождение разумного существа в дикое, тупое животное. Постановщик сосредоточил внимание на начальной стадии «оскотинивания» действующих лиц пьесы, чтобы публика поверила в столь жуткое перевоплощение, втянулась в игру. Первое превращение друга главного героя Жака в носорога очень похоже на эстрадный номер. Вначале Жак (Олег Нирян) хрюкает, поедая с кожурой апельсины, потом обливается водой, после чего вываливается в корыте с грязью. Это все выглядит смешным, а не страшным, хотя Ионеско хотел именно напугать зрителей, предостеречь их от потери человеком своего лица.
Это расхождение режиссера с автором произошло потому, что Поповски слишком увлекся «оносороживанием», то есть разыгрыванием фантастических этюдов, упустив главное, ради чего он решил поставить «Носорогов». Ведь Эжен Ионеско имел в виду не столько физическую мутацию людей, сколько духовную. Недаром 50 лет назад эта пьеса считалась антифашистской, направленной против массового оболванивания людей ради «великой» идеи. Наверное, и сегодня эта тема актуальна, но важно услышать ее современное звучание, найти в абсурде смысл. Для этого у режиссера должна быть своя концепция, а не только стремление позабавить зрителей.
Лично мне было скучно в течение часа наблюдать за пустыми разговорами горожан, разодетых по моде 50-х годов прошлого столетия и вальсирующих под песенки Ива Монтана. Я не понимаю, ради чего элегантный господин в исполнении Карена Бадалова с умным лицом вещает о законах логики. Если у режиссера это вызывает насмешку, иронию, то и стиль игры должен быть отнюдь не бытовым.
Единственный, кто выпадает из этой компании «ряженых», главный герой Беранже в исполнении Кирилла Пирогова. Он испытывает стыд за свою никчемную жизнь, в его поведении есть тот внутренний щемящий нерв, который передается зрительному залу и заставляет сопереживать герою. Беранже оказывается единственным, кто не пожелал вступить в отряд носорогов и объявил им войну.
Говорят, этот спектакль рождался мучительно, к нему даже приложил руку Петр Фоменко, чтобы как-то собрать расползающееся действие. И все-таки он идет долго, почти четыре часа. Не знаю, может быть, я слишком придираюсь к любимым фоменковцам, но, право, стоит ли брать в работу пьесу, если режиссер не сумел подобрать к ней ключей?
Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000