Ожившая «Отравленная туника»
Непостижимый закон в искусстве поэтические спектакли рождаются в самые, казалось бы, неприглядные времена. Прав был великий Вахтангов: «Принципы театральных постановок от войн никогда не зависели», и поставил в 1921-м феерическую «Принцессу Турандот». А великий Таиров, заклейменный как формалист, в самую «неподходящую» для поэзии эпоху 30-х ставил удивительно красивые, поэтические спектакли, ставил высокую трагедию, требуя от актеров «трагического кипения чувств».
Вспомнить великих пришлось на премьере в «Мастерской Петра Фоменко» спектакле по трагедии Николая Гумилева «Отравленная туника», сочиненном Иваном Поповски. Трагедию в пяти актах Византия, Константинопольский дворец, начало VI столетия до Р. Х. Гумилев написал в 1917-1918 гг. во вздыбленной революционными бурями полуголодной России, за три года до расстрела (это к вопросу о войнах и поэзии). Поповски, уроженец Македонии, приехавший в свое время учиться к Фоменко в Москву, не зная толком русского языка, вскоре прославился благодаря постановкам цветаевского «Приключения» и блоковского «Балаганчика» в начале 90-х. Впоследствии он делал проекты во Франции, Австрии, Швеции, родной Македонии, участвовал с «Балаганчиком» в парижских «Русских сезонах». В Москве о Поповски не слышали (в смысле не видели его премьер) восемь лет.
И потому «Отравленная туника» ожидалась как событие: каким будет этот повторный «экзамен» фоменковского ученика-скитальца, «гражданина мира»?
Графическая точность мизансцен, дивная музыка, незаметная, обволакивающая (от Шнитке и Артемова до византийских песнопений). Выразительные костюмы сербской художницы Ангелины Атлагич. Точная и эмоциональная, с тем самым «кипением страстей» манера игры Кирилла Пирогова, Галины Тюниной, Андрея Казакова, Мадлен Джабраиловой, Рустэма Юскаева чуть монотонная, сдержанная, без доли пафоса, надрыва, которые истинной трагедии на самом деле противопоказаны. Вечный сюжет любовь, «страстей переплетенье». Вечный конфликт добро и зло, творящееся мягко, исподволь, пристойно, но непреодолимо.
Статуарность, как на живописных полотнах, жестов и поз. Отдаленный шум волн, небольшие ручейки живой воды, песок с камушками, сгребаемый рукой в нескольких метрах от вас, вот и морской пейзаж. Строгие белые колонны, меж которых так и чудится гулкая пустота прохладных дворцовых залов. Метроном, чей сухой звук будто отбивает ход времени, неумолимо ведущий к трагической развязке. Ход рока, судьбы. И все это двухчасовое колдовство заставляет нас чувствовать и сопереживать, не препятствуя притом процессу любования чистой, гармоничной и красивой формой. Еще одно повествование о страстях человеческих, пусть и - «словно смотришь в бинокль перевернутый» отдаленное от нас страшно представить на какое временное расстояние. Не холодновато-отстраненное живое, чувственное. Говорят, Поповски до сих пор путает русские слова. Зато высокая русская поэзия, чудесным образом, как видно, его родная стихия.
Вспомнить великих пришлось на премьере в «Мастерской Петра Фоменко» спектакле по трагедии Николая Гумилева «Отравленная туника», сочиненном Иваном Поповски. Трагедию в пяти актах Византия, Константинопольский дворец, начало VI столетия до Р. Х. Гумилев написал в 1917-1918 гг. во вздыбленной революционными бурями полуголодной России, за три года до расстрела (это к вопросу о войнах и поэзии). Поповски, уроженец Македонии, приехавший в свое время учиться к Фоменко в Москву, не зная толком русского языка, вскоре прославился благодаря постановкам цветаевского «Приключения» и блоковского «Балаганчика» в начале 90-х. Впоследствии он делал проекты во Франции, Австрии, Швеции, родной Македонии, участвовал с «Балаганчиком» в парижских «Русских сезонах». В Москве о Поповски не слышали (в смысле не видели его премьер) восемь лет.
И потому «Отравленная туника» ожидалась как событие: каким будет этот повторный «экзамен» фоменковского ученика-скитальца, «гражданина мира»?
Графическая точность мизансцен, дивная музыка, незаметная, обволакивающая (от Шнитке и Артемова до византийских песнопений). Выразительные костюмы сербской художницы Ангелины Атлагич. Точная и эмоциональная, с тем самым «кипением страстей» манера игры Кирилла Пирогова, Галины Тюниной, Андрея Казакова, Мадлен Джабраиловой, Рустэма Юскаева чуть монотонная, сдержанная, без доли пафоса, надрыва, которые истинной трагедии на самом деле противопоказаны. Вечный сюжет любовь, «страстей переплетенье». Вечный конфликт добро и зло, творящееся мягко, исподволь, пристойно, но непреодолимо.
Статуарность, как на живописных полотнах, жестов и поз. Отдаленный шум волн, небольшие ручейки живой воды, песок с камушками, сгребаемый рукой в нескольких метрах от вас, вот и морской пейзаж. Строгие белые колонны, меж которых так и чудится гулкая пустота прохладных дворцовых залов. Метроном, чей сухой звук будто отбивает ход времени, неумолимо ведущий к трагической развязке. Ход рока, судьбы. И все это двухчасовое колдовство заставляет нас чувствовать и сопереживать, не препятствуя притом процессу любования чистой, гармоничной и красивой формой. Еще одно повествование о страстях человеческих, пусть и - «словно смотришь в бинокль перевернутый» отдаленное от нас страшно представить на какое временное расстояние. Не холодновато-отстраненное живое, чувственное. Говорят, Поповски до сих пор путает русские слова. Зато высокая русская поэзия, чудесным образом, как видно, его родная стихия.
Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994