Бабье царство по-ирландски
Петр Фоменко пригласил к себе в театр на постановку 53-летнего режиссера, художественного руководителя Национального театра Эстонии Прийта Педаяса. Спектакль по пьесе знаменитого ирландского драматурга Брайена Фрила называется «Танцы на праздник урожая».
Весело! Но почему-то до слез. Слова не нужны, да их и немного в этом спектакле, где собирают ежевику, стирают и развешивают белье, гладят его, вяжут бесчисленные перчатки, моют полы, месят тесто. Любят, надеются, ждут. Главная тема последних спектаклей Фоменко бережное любование человеком и человеческой жизнью, единственной, короткой, счастливой и несчастной, так естественно продолжается в этой постановке, дышащей, пульсирующей живым обаянием повседневного и вечного бытия. Спектакль живой и светится. Хрустальный, отважно веселый и печальный, он о том, что все мы уйдем, рано или поздно. О том, что нужно научиться ценить вот эти связанные перчатки, сваренную кашу, общее вечернее уличное застолье, приходящего на час мужчину и эти бесшабашные танцы на праздник урожая.
Все происходит в выдуманном ирландском провинциальном городке Беллибег, где с самого начала, с первых минут проникаешь в то, что Станиславский называл атмосферой: 1936 год, скудные деревянные декорации, громоздкий приемник с большими круглыми ручками, играющий, когда ему вздумается, единственная радость и развлечение в семье. Фоменковские красавицы-актрисы, играющие пятерых сестер, теток в мешковатых вязаных кофтах и фартуках, блаженненьких, в стоптанных башмаках и полуспущенных чулках.
Женское царство. Мир паровых утюгов, веников, плетеных корзин. Зажигательная хулиганка Мегги (Мадлен Джабраилова), неземной прелести сестры-близнецы (так и по пьесе) Кутеповы, сексапилка-простушка Полина Агуреева в роли единственной на всю семью матери (правда, одиночки) семилетнего Майкла, училка Кейт по кличке Гусыня Галина Тюнина, старшая и, пожалуй, самая несчастливая из всех. Мир, где событие грядущие танцы на праздник урожая, куда им в их устоявшемся статусе старых дев пойти нельзя. А они всего лишь по-прежнему девчонки из семейства Мундей, пускай и не нашлось для каждой из них мужичка. Что же им остается? Гнев лис опять прогрыз дыру в курятнике! Сигаретка, выкуренная втихаря. Всеобщий ужин есть три яйца, хлеб и что-то там еще. Воспоминания о конкурсе на лучшего исполнителя тустепа (ездили за 20 километров, с парнем на велосипеде!) и вопрос: «Стокгольм, а где это?» И вот, побросав рукоделие (сестры-близнецы кормят семью вязанием перчаток), спицы, недоглаженное белье и недовзбитое тесто, грустные воспоминания и деревенские невинные сплетни, они, визжа, как девчонки, отплясывают дикий, веселый, забавный танец.
Только ленивый, наверное, не вспомнит после этого спектакля и «Наш городок» Уайлдера, и пьесы Уильямса, и «Дом Бернарды Альбы» Лорки с его бабьим царством. Но главное все-таки есть в нем нечто русское, чеховско-тургеневское не случайно же автор пьесы переводил «Трех сестер» и «Месяц в деревне». В этом нежном, мудром спектакле все так ложится на нашу душу и эти бурные сцены, и нещадные взаимные обиды, сменяющиеся безбрежной, кровной нежностью. «И так несправедливо, что жизнь у нас одна»┘
Весело! Но почему-то до слез. Слова не нужны, да их и немного в этом спектакле, где собирают ежевику, стирают и развешивают белье, гладят его, вяжут бесчисленные перчатки, моют полы, месят тесто. Любят, надеются, ждут. Главная тема последних спектаклей Фоменко бережное любование человеком и человеческой жизнью, единственной, короткой, счастливой и несчастной, так естественно продолжается в этой постановке, дышащей, пульсирующей живым обаянием повседневного и вечного бытия. Спектакль живой и светится. Хрустальный, отважно веселый и печальный, он о том, что все мы уйдем, рано или поздно. О том, что нужно научиться ценить вот эти связанные перчатки, сваренную кашу, общее вечернее уличное застолье, приходящего на час мужчину и эти бесшабашные танцы на праздник урожая.
Все происходит в выдуманном ирландском провинциальном городке Беллибег, где с самого начала, с первых минут проникаешь в то, что Станиславский называл атмосферой: 1936 год, скудные деревянные декорации, громоздкий приемник с большими круглыми ручками, играющий, когда ему вздумается, единственная радость и развлечение в семье. Фоменковские красавицы-актрисы, играющие пятерых сестер, теток в мешковатых вязаных кофтах и фартуках, блаженненьких, в стоптанных башмаках и полуспущенных чулках.
Женское царство. Мир паровых утюгов, веников, плетеных корзин. Зажигательная хулиганка Мегги (Мадлен Джабраилова), неземной прелести сестры-близнецы (так и по пьесе) Кутеповы, сексапилка-простушка Полина Агуреева в роли единственной на всю семью матери (правда, одиночки) семилетнего Майкла, училка Кейт по кличке Гусыня Галина Тюнина, старшая и, пожалуй, самая несчастливая из всех. Мир, где событие грядущие танцы на праздник урожая, куда им в их устоявшемся статусе старых дев пойти нельзя. А они всего лишь по-прежнему девчонки из семейства Мундей, пускай и не нашлось для каждой из них мужичка. Что же им остается? Гнев лис опять прогрыз дыру в курятнике! Сигаретка, выкуренная втихаря. Всеобщий ужин есть три яйца, хлеб и что-то там еще. Воспоминания о конкурсе на лучшего исполнителя тустепа (ездили за 20 километров, с парнем на велосипеде!) и вопрос: «Стокгольм, а где это?» И вот, побросав рукоделие (сестры-близнецы кормят семью вязанием перчаток), спицы, недоглаженное белье и недовзбитое тесто, грустные воспоминания и деревенские невинные сплетни, они, визжа, как девчонки, отплясывают дикий, веселый, забавный танец.
Только ленивый, наверное, не вспомнит после этого спектакля и «Наш городок» Уайлдера, и пьесы Уильямса, и «Дом Бернарды Альбы» Лорки с его бабьим царством. Но главное все-таки есть в нем нечто русское, чеховско-тургеневское не случайно же автор пьесы переводил «Трех сестер» и «Месяц в деревне». В этом нежном, мудром спектакле все так ложится на нашу душу и эти бурные сцены, и нещадные взаимные обиды, сменяющиеся безбрежной, кровной нежностью. «И так несправедливо, что жизнь у нас одна»┘
Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994