К Фоменко залетел «Мотылек»
Петру Наумовичу Фоменко только что присуждена премия «Чайка» в номинации «Патриарх». Без конкурентов. Однако Фоменко менее всего похож на патриарха. Вечно ищущий, вечно сомневающийся, парадоксально сочетающий верность традиции и склонность к эстетическому риску, неизменно чуткий к новизне, к талантам других. Это подтвердилось и в последней премьере театра «Мастерская Петра Фоменко» спектакле «Мотылек» по пьесе Петра Гладилина в постановке Евгения Каменьковича.
Петр Гладилин из немногих современных драматургов, сочиняющих неожиданные сюжеты. Место действия армейский полк в метельных северных широтах. Действующие лица люди военные, от полковника до рядового Коли Лебедушкина. Интрига ЧП в полку. Причем ЧП такого масштаба! Однако к реалиям сегодняшней армейской жизни пьеса «отобразительного» отношения не имеет. И история с внезапным превращением тихого интеллигентного рядового Лебедушкина, москвича, отучившегося курс в театральном и пишущего пьесы, в барышню всего лишь фабульная игра. Игра, несущая в себе, однако ж, глубокий смысл.
Да нет, не в дедовщине дело, якобы чудовищной силой своей оборотившей московского мальчика в девочку: единственный выход вырваться из ада. И уж тем более не в до боли волнующих нынче клубничных подробностях из жизни трансвеститов. Мотылек не имеет пола по названию. Полина Кутепова, актриса, не требующая подтверждения своей одаренности, играет в этой, согласимся, сверхсложной ситуации невозможное. Она играет душу. Некое существо, андрогина, человека ниоткуда. Ей удается играть внебытовое, бесплотное, легкое, призрачно-прозрачное, но при этом с мальчишеской лихостью, мужской решительностью и абсолютно женской незащищенностью и одухотворенностью. Это и проявляет суть пьесы, которая, повторимся, вовсе не про армию. Небытовая, нереалистическая, где одевание за 30 секунд и ползанье по мерзлой земле в полной боевой экипировке всего лишь антураж, декорации, она о неприкаянной и одинокой душе человеческой в этом мире, исполненном насилия и зла. Насилия не над телом тело терпеливо и смертно, над душой. И в этом поединке у Лебедушкина есть союзник комполка, этакий увалень, полковник-лирик. Три войны за спиной, 25 лет в армии, мечта командовать дивизией. Его играет Юрий Степанов, актер поразительной внутренней органики, в принципе невозможный в роли злодея. Ему выпало играть пробуждение души в трепетной и мужественной связке с хрупкой Кутеповой.
И вот их странный дуэт, дуэт жертвы и палача┘ репетирует по ночам в армейском клубе Шекспира, «Отелло», точно двое обреченных на необитаемом острове┘ Этот спектакль еще и гимн, ода искусству, театру, единственному прибежищу неприкаянным и крылатым душам. И, наверное, именно в театре Петра Фоменко, в нежной и мудрой режиссуре Каменьковича он и должен был появиться.
Петр Гладилин из немногих современных драматургов, сочиняющих неожиданные сюжеты. Место действия армейский полк в метельных северных широтах. Действующие лица люди военные, от полковника до рядового Коли Лебедушкина. Интрига ЧП в полку. Причем ЧП такого масштаба! Однако к реалиям сегодняшней армейской жизни пьеса «отобразительного» отношения не имеет. И история с внезапным превращением тихого интеллигентного рядового Лебедушкина, москвича, отучившегося курс в театральном и пишущего пьесы, в барышню всего лишь фабульная игра. Игра, несущая в себе, однако ж, глубокий смысл.
Да нет, не в дедовщине дело, якобы чудовищной силой своей оборотившей московского мальчика в девочку: единственный выход вырваться из ада. И уж тем более не в до боли волнующих нынче клубничных подробностях из жизни трансвеститов. Мотылек не имеет пола по названию. Полина Кутепова, актриса, не требующая подтверждения своей одаренности, играет в этой, согласимся, сверхсложной ситуации невозможное. Она играет душу. Некое существо, андрогина, человека ниоткуда. Ей удается играть внебытовое, бесплотное, легкое, призрачно-прозрачное, но при этом с мальчишеской лихостью, мужской решительностью и абсолютно женской незащищенностью и одухотворенностью. Это и проявляет суть пьесы, которая, повторимся, вовсе не про армию. Небытовая, нереалистическая, где одевание за 30 секунд и ползанье по мерзлой земле в полной боевой экипировке всего лишь антураж, декорации, она о неприкаянной и одинокой душе человеческой в этом мире, исполненном насилия и зла. Насилия не над телом тело терпеливо и смертно, над душой. И в этом поединке у Лебедушкина есть союзник комполка, этакий увалень, полковник-лирик. Три войны за спиной, 25 лет в армии, мечта командовать дивизией. Его играет Юрий Степанов, актер поразительной внутренней органики, в принципе невозможный в роли злодея. Ему выпало играть пробуждение души в трепетной и мужественной связке с хрупкой Кутеповой.
И вот их странный дуэт, дуэт жертвы и палача┘ репетирует по ночам в армейском клубе Шекспира, «Отелло», точно двое обреченных на необитаемом острове┘ Этот спектакль еще и гимн, ода искусству, театру, единственному прибежищу неприкаянным и крылатым душам. И, наверное, именно в театре Петра Фоменко, в нежной и мудрой режиссуре Каменьковича он и должен был появиться.
Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994