«Твой брат, Петрополь, умирает»
В «Мастерской П. Фоменко» обратились к «Египетской марке» Мандельштама
В «Мастерской П. Фоменко» продолжается проект «Пробы и ошибки», придуманный Петром Фоменко (в рамках проекта вышли спектакли «Как жаль», «Он был титулярный советник», «Рыжий»). Дмитрий Рудков подхватил идею Петра Фоменко и выбрал для режиссерского дебюта «Египетскую марку» Мандельштама. Повесть 90 лет назад заклеймили как «эстетскую в самом дурном смысле».
«Египетская марка» спектакль, почти вызывающе не вписывающийся ни в какие «современные тенденции сезона», из сезона как бы выламывающийся. В нем ощутимо некоторое высокомерие независимости от мод и горячих проблем жизни за окном: «Который час?» его спросили здесь, а он ответил любопытным: «вечность». Легко представить, что его поставили, скажем, лет пять назад (где-то после «Египетских ночей» по Пушкину). Но также можно представить его поставленным в сезоне, скажем, 2016/17 годов аккурат к 90-летию появления повести Мандельштама. Повести, навсегда запечатлевшей революционный февраль 1917 года, выстуженный Петроград, его горячечный ритм жизни. Так у больного лихорадка часто становится главным симптомом подступающей смерти («твой брат, Петрополь, умирает»). Сейчас наблюдается явное возрождение интереса к поэтическому театру (во многом благодаря именно усилиям «Мастерской»). Хотя до благоденствия эпохи Хэйан, когда удельный вес японских вельмож напрямую зависел от количества выученных ими стихов, нам тоже далековато. И тем не менее.
«Египетская марка» спектакль явно экзотический для наших широт, но, как показывают полностью распроданные на все ближайшие представления билеты, ожидаемый и востребованный. Чем-то он напоминает об искусстве вырезывания силуэтов, которое, казалось, навсегда умерло, вытесненное фотографией, а сейчас празднует свое второе рождение. Когда не хочется в театре видеть кривую рожу собственного времени, можно разглядывать завитки и прорези ушедшей эпохи, когда «центробежная сила времени разметала наши венские стулья и голландские тарелки с синими цветочками». И увидеть, как умирал, истаивал стихами и музыкой прекрасный город и его неудачливый сын, не нужный новой кровавой эпохе.
Сценограф Александра Дашевская разложила на полу прямо у зрительских рядов утюги, швейные машинки, бокалы, подсвечники, кофемолки весь уютный домашний скарб, который в эпоху катаклизмов становится предметами торговли и обмена. На холщовом заднике нашиты рубахи и жилетки, штаны и сюртуки. Иногда в рукавах появляются чьи-то руки, рубаха берет скрипку и звучит мелодия…
Проза Мандельштама перебивается его же стихами, а текстовой массив размывается музыкой и пением (Stabat mater и «Чижик-пыжик», русская раздольная и Перголези). Музыка смешалась так же, как смешался быт, мелодии сменяют друг друга, плывут, как плывут на веревке пиджачные пары, вначале накрахмаленные и отглаженные, потом заляпанные кровью.
Актеры «Мастерской» точно чувствуют ритм прозы Мандельштама, его музыкальную природу.
Явно солируют Федор Малышев (Парнок) и Роза Шмуклер (Бозио). Сцена, где нелепый, похожий на ожившую букву алфавита «человечек в лакированных туфлях, презираемый швейцарами и женщинами», Парнок, перебирает с певицей Бозио метафоры музыкальных стилей Баха, Бетховена, Гайдна, одна из лучших в спектакле. Слова рождаются здесь и сейчас, и их туманная описательность точнее любых терминов.
Персонажи растворяются в занавесях, исчезают за колоннами, но с самых разных мест и предметов вселенской барахолки звучит бессмертное: «Золотистого меда струя из бутылки текла»…
«Египетская марка» спектакль, почти вызывающе не вписывающийся ни в какие «современные тенденции сезона», из сезона как бы выламывающийся. В нем ощутимо некоторое высокомерие независимости от мод и горячих проблем жизни за окном: «Который час?» его спросили здесь, а он ответил любопытным: «вечность». Легко представить, что его поставили, скажем, лет пять назад (где-то после «Египетских ночей» по Пушкину). Но также можно представить его поставленным в сезоне, скажем, 2016/17 годов аккурат к 90-летию появления повести Мандельштама. Повести, навсегда запечатлевшей революционный февраль 1917 года, выстуженный Петроград, его горячечный ритм жизни. Так у больного лихорадка часто становится главным симптомом подступающей смерти («твой брат, Петрополь, умирает»). Сейчас наблюдается явное возрождение интереса к поэтическому театру (во многом благодаря именно усилиям «Мастерской»). Хотя до благоденствия эпохи Хэйан, когда удельный вес японских вельмож напрямую зависел от количества выученных ими стихов, нам тоже далековато. И тем не менее.
«Египетская марка» спектакль явно экзотический для наших широт, но, как показывают полностью распроданные на все ближайшие представления билеты, ожидаемый и востребованный. Чем-то он напоминает об искусстве вырезывания силуэтов, которое, казалось, навсегда умерло, вытесненное фотографией, а сейчас празднует свое второе рождение. Когда не хочется в театре видеть кривую рожу собственного времени, можно разглядывать завитки и прорези ушедшей эпохи, когда «центробежная сила времени разметала наши венские стулья и голландские тарелки с синими цветочками». И увидеть, как умирал, истаивал стихами и музыкой прекрасный город и его неудачливый сын, не нужный новой кровавой эпохе.
Сценограф Александра Дашевская разложила на полу прямо у зрительских рядов утюги, швейные машинки, бокалы, подсвечники, кофемолки весь уютный домашний скарб, который в эпоху катаклизмов становится предметами торговли и обмена. На холщовом заднике нашиты рубахи и жилетки, штаны и сюртуки. Иногда в рукавах появляются чьи-то руки, рубаха берет скрипку и звучит мелодия…
Проза Мандельштама перебивается его же стихами, а текстовой массив размывается музыкой и пением (Stabat mater и «Чижик-пыжик», русская раздольная и Перголези). Музыка смешалась так же, как смешался быт, мелодии сменяют друг друга, плывут, как плывут на веревке пиджачные пары, вначале накрахмаленные и отглаженные, потом заляпанные кровью.
Актеры «Мастерской» точно чувствуют ритм прозы Мандельштама, его музыкальную природу.
Явно солируют Федор Малышев (Парнок) и Роза Шмуклер (Бозио). Сцена, где нелепый, похожий на ожившую букву алфавита «человечек в лакированных туфлях, презираемый швейцарами и женщинами», Парнок, перебирает с певицей Бозио метафоры музыкальных стилей Баха, Бетховена, Гайдна, одна из лучших в спектакле. Слова рождаются здесь и сейчас, и их туманная описательность точнее любых терминов.
Персонажи растворяются в занавесях, исчезают за колоннами, но с самых разных мест и предметов вселенской барахолки звучит бессмертное: «Золотистого меда струя из бутылки текла»…
Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоОльга Егошина, «из соцсетей», 13.05.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Парафразом по классикуОльга Егошина, «Новые известия», 21.02.2006
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995