Этот красноречивый шершавый язык цифр
Повод для колонки возник практически случайно. В Гоголь-центре была анонсирована премьера «Мертвых душ» Кирилла Серебренникова. А этот центр славится тем, что не аккредитует критиков, способных написать что-нибудь критическое в его адрес. Почему именно театр, позиционируемый как самый прогрессивный, унаследовал самую тухлую отрыжку советской системы? Вопрос, видимо, ответа не имеющий… Как и наблюдение, что, скажем, в Германии государственный театр, отсекающий «недружелюбных» критиков, не смог бы существовать… Все размышления на полях. Так что сидела я и размышляла, что надо бы купить билет. Взгрустнув, вспоминала статьи допущенных коллег, темпераментно объяснявших, что за год работы Гоголь-центр стал самым модным и популярным местом в столице. И вздыхала, что билеты, видимо, не достать. Тем не менее зашла на сайт Гоголь-центра и… обнаружила, что с билетами все хорошо, в смысле «налетай – покупай». Чисто из вредности походила по сайту, проверяя спектакли рядом: «Гамлет» – треть зала не раскуплена, «Русская красавица» – чуть больше трети…
В общем, пришлось задуматься. Что такое «хороший театр» – определить сложно. Собери десять независимых критиков, и они назовут десять разных названий (если критики зависимые, называний будет еще больше, поскольку руку будут класть то в карман, то на сердце). Но что такое модный театр? Что такое популярный театр – определить вроде гораздо проще? Тем более если эти определения сами становятся чуть ли не трендом. Модный и популярный бренд – это самый раскупаемый бренд. Непокупаемый модный бренд – это оксюморон.
То есть, положим, загоняем в программу данные о раскупаемости билетов в московских театрах, осложняем количеством мест в зале, вводим данные о стоимости билетов (понятно, что дешевые билеты покупают с более легким сердцем, чем дорогие) В общем, нужна хорошая математическая голова – и самый модный и популярный театр будет определен практически безошибочно. И жонглирующий критериями критик сразу может опереть свое суждение на реальные данные.
А пока я продолжила дилетантскую прогулку по театральным сайтам продаж. Не буду томить и темнить. Пятерка лидеров определилась довольно легко: Театр Наций, «Студия театрального искусства» Сергея Женовача, МХТ, Театр имени Вахтангова, «Мастерская П. Фоменко». Распроданные билеты, высокие цены, вместительные залы (меньше всего зал СТИ, но и билеты там раскуплены на месяцы вперед).
Наши сограждане, как и ожидалось, предпочитают ходить на актерские имена (в Театре Наций наибольший спрос на спектакли с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой), в МХТ – на постановки с участием медийных лиц и т.д. Но для меня стало неожиданностью, что зрители высоко чтут постановки режиссеров-профи, чья фамилия – гарант качества.
Примерно в те же числа, что и «Мертвые души», на сцене СТИ выпускалась премьера «Записок покойника» Сергей Женовача. На ряд первых представлений места были раскуплены все (притом что заняты в спектакле совсем молодые и зеленые). У «фоменок» распроданы билеты не только на стоящие в репертуаре постановки Петра Наумовича Фоменко, но и на спектакли, сделанные в стажерской мастерской театра. И никого из зрителей не отпугивает отсутствие медийных лиц на сцене.
Шершавый язык цифр, как выяснилось, довольно красноречив. Подтвердилось, что режиссеры предпочитают трагедии (или хотя бы драмы), а зрители просто рвутся на комедии! Скажем, одним из самых дорогих драматических спектаклей Москвы стал «№ 13D» в МХТ имени Чехова (ориентировочная цена билетов на сайте указана от тысячи до 10 тысяч рублей, а вип-места и того дороже). Билеты на комедию «Идеальный муж» Константина Богомолова раскуплены, а вот «Братья Карамазовы» того же режиссера пользуются спросом куда меньшим. В Театре Маяковского раскуплен на месяцы вперед «Кант» (современная интеллектуальная комедия Мариуса Ивашкявичуса в постановке Миндаугаса Карбаускиса). В Театре Пушкина места на давно идущую лихую комедию «Одолжите тенора» расхватываются чуть ли не быстрее, чем на хит прошлого сезона – «Доброго человека из Сезуана» Брехта… Список можно продолжать.
Захотелось подтвердить фактами эмпирическое наблюдение: словосочетание «современная трактовка» действует на массового зрителя отпугивающе. Не один раз дама в театральной кассе, где я узнавала о какой-нибудь классической постановке, вдруг начинала горячо убеждать: тут автора не переписывали, никаких режиссерских трактовок! И все попытки объяснить, что «режиссерские трактовки» меня не пугают, наталкивались на откровенное недоверие.
Первые пробы цифр вроде легко и с блеском эмпирические исследования подтверждают. Но для полной уверенности требуется более серьезный анализ, коим призываю заняться заинтересованных и независимых лиц.
А в заключение хочу подчеркнуть, что цифры продаж показывают исключительно популярность театра среди народонаселения и довольно сложно соотносятся с другими параметрами измерения спектаклей. Это как термометр – температуру показывает, но ни диагноз не называет, ни рецептов не выписывает.
В общем, пришлось задуматься. Что такое «хороший театр» – определить сложно. Собери десять независимых критиков, и они назовут десять разных названий (если критики зависимые, называний будет еще больше, поскольку руку будут класть то в карман, то на сердце). Но что такое модный театр? Что такое популярный театр – определить вроде гораздо проще? Тем более если эти определения сами становятся чуть ли не трендом. Модный и популярный бренд – это самый раскупаемый бренд. Непокупаемый модный бренд – это оксюморон.
То есть, положим, загоняем в программу данные о раскупаемости билетов в московских театрах, осложняем количеством мест в зале, вводим данные о стоимости билетов (понятно, что дешевые билеты покупают с более легким сердцем, чем дорогие) В общем, нужна хорошая математическая голова – и самый модный и популярный театр будет определен практически безошибочно. И жонглирующий критериями критик сразу может опереть свое суждение на реальные данные.
А пока я продолжила дилетантскую прогулку по театральным сайтам продаж. Не буду томить и темнить. Пятерка лидеров определилась довольно легко: Театр Наций, «Студия театрального искусства» Сергея Женовача, МХТ, Театр имени Вахтангова, «Мастерская П. Фоменко». Распроданные билеты, высокие цены, вместительные залы (меньше всего зал СТИ, но и билеты там раскуплены на месяцы вперед).
Наши сограждане, как и ожидалось, предпочитают ходить на актерские имена (в Театре Наций наибольший спрос на спектакли с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой), в МХТ – на постановки с участием медийных лиц и т.д. Но для меня стало неожиданностью, что зрители высоко чтут постановки режиссеров-профи, чья фамилия – гарант качества.
Примерно в те же числа, что и «Мертвые души», на сцене СТИ выпускалась премьера «Записок покойника» Сергей Женовача. На ряд первых представлений места были раскуплены все (притом что заняты в спектакле совсем молодые и зеленые). У «фоменок» распроданы билеты не только на стоящие в репертуаре постановки Петра Наумовича Фоменко, но и на спектакли, сделанные в стажерской мастерской театра. И никого из зрителей не отпугивает отсутствие медийных лиц на сцене.
Шершавый язык цифр, как выяснилось, довольно красноречив. Подтвердилось, что режиссеры предпочитают трагедии (или хотя бы драмы), а зрители просто рвутся на комедии! Скажем, одним из самых дорогих драматических спектаклей Москвы стал «№ 13D» в МХТ имени Чехова (ориентировочная цена билетов на сайте указана от тысячи до 10 тысяч рублей, а вип-места и того дороже). Билеты на комедию «Идеальный муж» Константина Богомолова раскуплены, а вот «Братья Карамазовы» того же режиссера пользуются спросом куда меньшим. В Театре Маяковского раскуплен на месяцы вперед «Кант» (современная интеллектуальная комедия Мариуса Ивашкявичуса в постановке Миндаугаса Карбаускиса). В Театре Пушкина места на давно идущую лихую комедию «Одолжите тенора» расхватываются чуть ли не быстрее, чем на хит прошлого сезона – «Доброго человека из Сезуана» Брехта… Список можно продолжать.
Захотелось подтвердить фактами эмпирическое наблюдение: словосочетание «современная трактовка» действует на массового зрителя отпугивающе. Не один раз дама в театральной кассе, где я узнавала о какой-нибудь классической постановке, вдруг начинала горячо убеждать: тут автора не переписывали, никаких режиссерских трактовок! И все попытки объяснить, что «режиссерские трактовки» меня не пугают, наталкивались на откровенное недоверие.
Первые пробы цифр вроде легко и с блеском эмпирические исследования подтверждают. Но для полной уверенности требуется более серьезный анализ, коим призываю заняться заинтересованных и независимых лиц.
А в заключение хочу подчеркнуть, что цифры продаж показывают исключительно популярность театра среди народонаселения и довольно сложно соотносятся с другими параметрами измерения спектаклей. Это как термометр – температуру показывает, но ни диагноз не называет, ни рецептов не выписывает.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоОльга Егошина, «из соцсетей», 13.05.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Парафразом по классикуОльга Егошина, «Новые известия», 21.02.2006
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995