«Театральный роман»: еще раз про любовь
«Мастерская Петра Фоменко» готовится к премьере булгаковского «Театрального романа». Авторы спектакля режиссер Петр Фоменко и актер Кирилл Пирогов.
Вряд ли хоть кому-нибудь накануне этой премьеры придет в голову осведомиться у Фоменко: «Почему вы, Петр Наумович, выбрали эту вещь Булгакова?» Если чему и следует удивляться, то только тому, что спектакль не появился на свет много раньше. Всем очевидно: «Театральный роман» идеальный материал и для самого Петра Фоменко, и для его актеров. О том, что актеры это лучшие люди на свете, способные в коллективном творческом порыве преобразить паскудную действительность, по-разному доказывалось и в вахтанговском шедевре Петра Фоменко «Без вины виноватые», и в «Сказке Арденнского леса», и в «Египетских ночах». Как же было не встроить в этот впечатляющий контекст постановку по едва ли не лучшему отечественному роману о людях театра?..
Говоря о Фоменко, можно прибегнуть к высокопарным выражениям: большой режиссер, который во многих спектаклях воспевает актерское братство. А можно по-другому: едва ли не единственный режиссер в России, который сумел сколотить в своем театре это самое братство. «Фоменки» это, конечно же, не просто трудовой коллектив, выполняющий указания своего худрука. Это и есть настоящий автор всех спектаклей Петра Фоменко. Рождению на свет спектакля «Театральный роман» тоже способствовал коллективный замысел. Да, Петр Наумович сам давно подбирался к книге Булгакова. Но неизвестно, вышло ли бы что-нибудь из этой затеи, если бы не Кирилл Пирогов, которому сильно захотелось сыграть главного героя романа, литератора Сергея Максудова. Настолько захотелось, что поневоле впервые в жизни пришлось самому стать
режиссером.
Полтора года назад Пирогов показал небольшой фрагмент будущего спектакля на так называемом «вечере проб и ошибок» (на таких вечерахв театре попробовать что-то сыграть или поставить может каждый участник труппы). Фоменко дал добро: репетируйте, дескать, сами, а там поглядим, что получится. Они и репетировали. Самостоятельно подбирали костюмы, подключали к работе над романом своего давнего сотоварища, режиссера Ивана Поповски. Вначале думали, что это будет камерная постановка для крохотного старого зала «фоменок», но потом поняли: тесно. Зато теперь, к моменту премьеры, размахнулись настолько, что при содействии сценографа Владимира Максимова актеры осваивают и глубину большой новой сцены, и вертикаль, говорят, даже от зрительного зала «оттяпали» кусочек.
В масштабной истории, рассказанной Булгаковым, у каждого персонажа, как известно, имеется реальный прототип. Под Независимым театром подразумевался Художественный, а за фигурами его директоров Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича стоят Станиславский и Немирович-Данченко. Ивана Васильевича у «фоменок» играет не стремящийся к портретному сходству со Станиславским Максим Литовченко, а вот Аристарха Платоновича мы не увидим ведь он в Индии. Его письма с указаниями актерам будет зачитывать секретарь Аристарха Платоновича Поликсена Торопецкая в исполнении Галины Тюниной.
Нет сомнений, что в этом спектакле будет много смешного, но вряд ли обойдется и без горечи. Недописанный Михаилом Булгаковым «Театральный роман» обрывается на полуслове. Один из его последних пассажей фраза Максудова: «Иссушаемый любовью к Независимому театру, прикованный теперь к нему, как жук к пробке, я вечерами ходил на спектакли». Спектакль «фоменок» как раз об этой иссушающей любви-ненависти.
Говоря о Фоменко, можно прибегнуть к высокопарным выражениям: большой режиссер, который во многих спектаклях воспевает актерское братство. А можно по-другому: едва ли не единственный режиссер в России, который сумел сколотить в своем театре это самое братство. «Фоменки» это, конечно же, не просто трудовой коллектив, выполняющий указания своего худрука. Это и есть настоящий автор всех спектаклей Петра Фоменко. Рождению на свет спектакля «Театральный роман» тоже способствовал коллективный замысел. Да, Петр Наумович сам давно подбирался к книге Булгакова. Но неизвестно, вышло ли бы что-нибудь из этой затеи, если бы не Кирилл Пирогов, которому сильно захотелось сыграть главного героя романа, литератора Сергея Максудова. Настолько захотелось, что поневоле впервые в жизни пришлось самому стать
режиссером.
Полтора года назад Пирогов показал небольшой фрагмент будущего спектакля на так называемом «вечере проб и ошибок» (на таких вечерахв театре попробовать что-то сыграть или поставить может каждый участник труппы). Фоменко дал добро: репетируйте, дескать, сами, а там поглядим, что получится. Они и репетировали. Самостоятельно подбирали костюмы, подключали к работе над романом своего давнего сотоварища, режиссера Ивана Поповски. Вначале думали, что это будет камерная постановка для крохотного старого зала «фоменок», но потом поняли: тесно. Зато теперь, к моменту премьеры, размахнулись настолько, что при содействии сценографа Владимира Максимова актеры осваивают и глубину большой новой сцены, и вертикаль, говорят, даже от зрительного зала «оттяпали» кусочек.
В масштабной истории, рассказанной Булгаковым, у каждого персонажа, как известно, имеется реальный прототип. Под Независимым театром подразумевался Художественный, а за фигурами его директоров Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича стоят Станиславский и Немирович-Данченко. Ивана Васильевича у «фоменок» играет не стремящийся к портретному сходству со Станиславским Максим Литовченко, а вот Аристарха Платоновича мы не увидим ведь он в Индии. Его письма с указаниями актерам будет зачитывать секретарь Аристарха Платоновича Поликсена Торопецкая в исполнении Галины Тюниной.
Нет сомнений, что в этом спектакле будет много смешного, но вряд ли обойдется и без горечи. Недописанный Михаилом Булгаковым «Театральный роман» обрывается на полуслове. Один из его последних пассажей фраза Максудова: «Иссушаемый любовью к Независимому театру, прикованный теперь к нему, как жук к пробке, я вечерами ходил на спектакли». Спектакль «фоменок» как раз об этой иссушающей любви-ненависти.
Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Кой черт их понес на эту галеруГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 30», 22.02.2006
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000