Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисом
Заглавную роль сыграла звезда Мастерской Полина Кутепова, роль ее немой дочери – звезда Instagram Ирина Горбачева
Петр Фоменко умер четыре года назад, и эта смерть изменила буквально все. Театр, им созданный, в его нынешнем виде напоминает милую зверюшку по имени Тянитолкай. Ничего удивительного, так часто бывает после ухода большого режиссера – вспомним хоть БДТ, который, потеряв Товстоногова, потом лет двадцать еще боролся с энтропией. Примерно такая же штука и с растерянной фоменковской труппой, одной из лучших в Москве: с одной стороны, здесь пытаются сохранить традицию, идущую от самого Фоменко, с другой – нащупывают новые пути, зазывая к себе молодых режиссеров. Даже лабораторию специальную придумали под названием «Пробы и ошибки». Спектакль 32-летнего Кирилла Вытоптова, одаренного выпускника мастерской Олега Кудряшова, стал частью этого проекта.
Сам Фоменко пьесы Брехта никогда не ставил, но, как ни странно, был ближе к «эпическому театру», чем принято полагать. Речь идет, конечно, не о содержании (гражданственности в спектакле Фоменко чурался как огня), а о близком способе существования актеров. Так же, как и в брехтовском театре, коллективным автором спектакля становилась труппа, ансамбль, а каждый актер был всегда готов подмигнуть зрителю, напомнив о зазоре между собой и персонажем. Не зря многие спектакли «фоменок» начинались с совместного чтения книги или пьесы, которую им сегодня предстоит разыграть. Кирилл Вытоптов предложил актерам принципиально иной способ освоения брехтовской пьесы – перед нами чуть ли не опыт психологического театра. Даже от зонгов Дессау здесь решили отказаться, трансформировав их в обычные песенки (аранжировка Николая Орловского).
Идет «Мамаша Кураж» на маленькой сцене, в старом здании театра, но больших пространств Вытоптову и не надо. Война? Какая война? Ни тебе батальных полотен, ни исторической перспективы – перед нами во всех отношениях камерная история про одну жадную бизнес-тетку (Полина Кутепова), которая так увлеклась зарабатыванием бабла, что сама не заметила, как потеряла всех своих детей, да вдобавок еще и разорилась. Ну да, в это время, кажется, еще шла война Тридцатилетняя. Но вопреки брехтовскому посылу, согласно которому общий план важнее крупного, для режиссера бранные поля – что называется, не в фокусе. Вытоптов ограничится тем, что повесит на шею противоборствующим католикам и протестантам шарфы футбольных фанатов, но тут же об этой аналогии и забудет. Просто такая фишка, не более чем.
Вытоптов и не пацифист, и не милитарист, да и вообще интересуется здесь войною не больше, чем обывательница Мамаша Кураж. Кстати, прозвище Кураж этой стильной торговке в красном кожаном платье совершенно не подходит. Мамаше не приходится пробиваться сквозь линию фронта со своим фургоном (товар в клетчатых клеенчатых сумках она держит в стенном шкафу и белом павильоне-трансформере), а значит, и смелости от нее никакой особой не требуется, а лишь точный расчет. Такой Анне Фирлинг больше подошла бы кличка Мамаша Барыш. Это, разумеется, не означает, что Кутепова пользуется лишь одной краской. В бой-бабу она превращается лишь тогда, когда дело касается денег, а в прочие моменты перед нами тонкая обольстительная дама, которую, что называется, жизнь заставила пойти в челночницы.
Другим полюсом спектакля Вытоптов сделал Катрин, немую дочь Анны Фирлинг, от имени которой ведется рассказ о матери. Пользуясь языком жестов, Ирина Горбачева зачитывает брехтовские ремарки, а во втором действии нас даже впустят в сны Катрин, населенные принцами на белых конях и неродившимися детьми. К сожалению, эта игра в дочки-матери в спектакле скорее обозначена, чем решена.
Вытоптовская «Мамаша Кураж» – тот случай, когда и режиссером, и актером мастерски решено множество мелких задач, но так и не понятно, надо ли было вообще театру браться за эту пьесу. Как говорил сам Брехт, «драматургу важно не то, чтобы Кураж в конце прозрела. Ему важно, чтобы зритель все ясно увидел». Вот этой-то ясности и нет.
Источник: газета Ведомости
Сам Фоменко пьесы Брехта никогда не ставил, но, как ни странно, был ближе к «эпическому театру», чем принято полагать. Речь идет, конечно, не о содержании (гражданственности в спектакле Фоменко чурался как огня), а о близком способе существования актеров. Так же, как и в брехтовском театре, коллективным автором спектакля становилась труппа, ансамбль, а каждый актер был всегда готов подмигнуть зрителю, напомнив о зазоре между собой и персонажем. Не зря многие спектакли «фоменок» начинались с совместного чтения книги или пьесы, которую им сегодня предстоит разыграть. Кирилл Вытоптов предложил актерам принципиально иной способ освоения брехтовской пьесы – перед нами чуть ли не опыт психологического театра. Даже от зонгов Дессау здесь решили отказаться, трансформировав их в обычные песенки (аранжировка Николая Орловского).
Идет «Мамаша Кураж» на маленькой сцене, в старом здании театра, но больших пространств Вытоптову и не надо. Война? Какая война? Ни тебе батальных полотен, ни исторической перспективы – перед нами во всех отношениях камерная история про одну жадную бизнес-тетку (Полина Кутепова), которая так увлеклась зарабатыванием бабла, что сама не заметила, как потеряла всех своих детей, да вдобавок еще и разорилась. Ну да, в это время, кажется, еще шла война Тридцатилетняя. Но вопреки брехтовскому посылу, согласно которому общий план важнее крупного, для режиссера бранные поля – что называется, не в фокусе. Вытоптов ограничится тем, что повесит на шею противоборствующим католикам и протестантам шарфы футбольных фанатов, но тут же об этой аналогии и забудет. Просто такая фишка, не более чем.
Вытоптов и не пацифист, и не милитарист, да и вообще интересуется здесь войною не больше, чем обывательница Мамаша Кураж. Кстати, прозвище Кураж этой стильной торговке в красном кожаном платье совершенно не подходит. Мамаше не приходится пробиваться сквозь линию фронта со своим фургоном (товар в клетчатых клеенчатых сумках она держит в стенном шкафу и белом павильоне-трансформере), а значит, и смелости от нее никакой особой не требуется, а лишь точный расчет. Такой Анне Фирлинг больше подошла бы кличка Мамаша Барыш. Это, разумеется, не означает, что Кутепова пользуется лишь одной краской. В бой-бабу она превращается лишь тогда, когда дело касается денег, а в прочие моменты перед нами тонкая обольстительная дама, которую, что называется, жизнь заставила пойти в челночницы.
Другим полюсом спектакля Вытоптов сделал Катрин, немую дочь Анны Фирлинг, от имени которой ведется рассказ о матери. Пользуясь языком жестов, Ирина Горбачева зачитывает брехтовские ремарки, а во втором действии нас даже впустят в сны Катрин, населенные принцами на белых конях и неродившимися детьми. К сожалению, эта игра в дочки-матери в спектакле скорее обозначена, чем решена.
Вытоптовская «Мамаша Кураж» – тот случай, когда и режиссером, и актером мастерски решено множество мелких задач, но так и не понятно, надо ли было вообще театру браться за эту пьесу. Как говорил сам Брехт, «драматургу важно не то, чтобы Кураж в конце прозрела. Ему важно, чтобы зритель все ясно увидел». Вот этой-то ясности и нет.
Источник: газета Ведомости
Глеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Кой черт их понес на эту галеруГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 30», 22.02.2006
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000