Соната для отличных инструментов
В природе нет, наверное, более банального, напыщенного и бессмысленного вопроса, чем вопрос о природе счастья. Он отлично подходит для девичьих альбомов, но задать его вслух, а тем более попытаться на него ответить настоящий mauvais ton.
Петр Фоменко не боится впасть в дурной тон. В своей лаборатории счастья, расположившейся у метро «Кутузовская», он тоскливо вглядывается в то, что невыразимо словами, в то, что никак нельзя почувствовать на ощупь. Всего несколько месяцев назад вышел его спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» по прозе советского писателя Бориса Вахтина. Потом стало известно, что вот-вот появится «Семейное счастие» инсценировка раннего романа Льва Толстого. Сравнивать Бориса Вахтина с Львом Толстым было бы глупо, но тем не менее эти два спектакля то ли сами собой, то ли по воле режиссера сложились в настоящую дилогию. В дилогию о счастье.
Природу счастья нельзя выразить словом, но можно дать почувствовать в музыке. Именно это и делает Фоменко в своих театральных исследованиях. И если «Одна абсолютно счастливая деревня» была уподоблена кем-то из персонажей спектакля «одной довольно долгой песне», то «Семейное счастие» по своей строгой камерной форме, конечно же, соответствует фортепьянной сонате.
Этим сценическим пространством правит Бетховен. Справа рояль, слева пианино. И еще два столь же совершенных инструмента, на струнах которых столь виртуозно исполняет свою грустную сонату режиссер Петр Фоменко: Ксения Кутепова (Маша) и Сергей Тарамаев (Сергей Михайлович).
Где-то там, в направлении, которое с самого начала спектакля указал нам Бетховен, наверняка есть оно то самое счастье, о коем нельзя говорить вслух. Первый акт перенасыщен бетховенскими трелями, фиоритурами и каденциями, и под них в предощущении чего-то прекрасного и нездешнего по сцене в смешном полутанце пробегает Маша, до хруста заламывая свои острые руки. Ксения Кутепова не допускает, кажется, ни единой фальшивой ноты. Хрустят сушки за чаем, и эти милые и хорошие люди она, совсем девчонка, и он, намного старше и мудрее ее, надолго затихают, чтобы вдруг неожиданно рассмеяться своему молчанию. Колеблется пламя свечей, колышется тонкий тюль занавесок, легкое дыхание еле вздымает грудь благородной и наивной девицы┘ Счастье есть, его не может не быть. В этот прекрасный миг Фоменко дает антракт, хотя, казалось бы, мог бы и не делать этого в таком коротком (двухчасовом) спектакле. Сыграна первая часть его сонаты.
Второй акт можно было б условно разбить еще на две сонатные части и назвать их как-нибудь по-пушкински: одну, например, «┘но есть покой и воля», а другую, финальную, «привычка свыше нам дана». Счастье можно поискать и в ярком, прекрасном, столь отличном от унылой деревни свете, покружившись в вальсе на петербургском балу, и на курортах Баден-Бадена в окружении сошедших с картинок кавалеров (Илья Любимов и Андрей Щенников). Но это круговое движение завершится непременно все там же, где началось, за деревенским чаепитием, в отсутствии любви и счастья и в присутствии старой доброй гувернантки (мастерская работа Людмилы Арининой). Хрустят сушки, пьется горячий чай, добрый, всепонимающий муж, нахлобучив себе на голову тряпичную куклу с чайника, хочет, как прежде, подшутить над Машей, но вдруг нелепо замирает, содрогаясь от беззвучного плача. Счастье есть, его не может не быть.
Петр Фоменко не боится впасть в дурной тон. В своей лаборатории счастья, расположившейся у метро «Кутузовская», он тоскливо вглядывается в то, что невыразимо словами, в то, что никак нельзя почувствовать на ощупь. Всего несколько месяцев назад вышел его спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» по прозе советского писателя Бориса Вахтина. Потом стало известно, что вот-вот появится «Семейное счастие» инсценировка раннего романа Льва Толстого. Сравнивать Бориса Вахтина с Львом Толстым было бы глупо, но тем не менее эти два спектакля то ли сами собой, то ли по воле режиссера сложились в настоящую дилогию. В дилогию о счастье.
Природу счастья нельзя выразить словом, но можно дать почувствовать в музыке. Именно это и делает Фоменко в своих театральных исследованиях. И если «Одна абсолютно счастливая деревня» была уподоблена кем-то из персонажей спектакля «одной довольно долгой песне», то «Семейное счастие» по своей строгой камерной форме, конечно же, соответствует фортепьянной сонате.
Этим сценическим пространством правит Бетховен. Справа рояль, слева пианино. И еще два столь же совершенных инструмента, на струнах которых столь виртуозно исполняет свою грустную сонату режиссер Петр Фоменко: Ксения Кутепова (Маша) и Сергей Тарамаев (Сергей Михайлович).
Где-то там, в направлении, которое с самого начала спектакля указал нам Бетховен, наверняка есть оно то самое счастье, о коем нельзя говорить вслух. Первый акт перенасыщен бетховенскими трелями, фиоритурами и каденциями, и под них в предощущении чего-то прекрасного и нездешнего по сцене в смешном полутанце пробегает Маша, до хруста заламывая свои острые руки. Ксения Кутепова не допускает, кажется, ни единой фальшивой ноты. Хрустят сушки за чаем, и эти милые и хорошие люди она, совсем девчонка, и он, намного старше и мудрее ее, надолго затихают, чтобы вдруг неожиданно рассмеяться своему молчанию. Колеблется пламя свечей, колышется тонкий тюль занавесок, легкое дыхание еле вздымает грудь благородной и наивной девицы┘ Счастье есть, его не может не быть. В этот прекрасный миг Фоменко дает антракт, хотя, казалось бы, мог бы и не делать этого в таком коротком (двухчасовом) спектакле. Сыграна первая часть его сонаты.
Второй акт можно было б условно разбить еще на две сонатные части и назвать их как-нибудь по-пушкински: одну, например, «┘но есть покой и воля», а другую, финальную, «привычка свыше нам дана». Счастье можно поискать и в ярком, прекрасном, столь отличном от унылой деревни свете, покружившись в вальсе на петербургском балу, и на курортах Баден-Бадена в окружении сошедших с картинок кавалеров (Илья Любимов и Андрей Щенников). Но это круговое движение завершится непременно все там же, где началось, за деревенским чаепитием, в отсутствии любви и счастья и в присутствии старой доброй гувернантки (мастерская работа Людмилы Арининой). Хрустят сушки, пьется горячий чай, добрый, всепонимающий муж, нахлобучив себе на голову тряпичную куклу с чайника, хочет, как прежде, подшутить над Машей, но вдруг нелепо замирает, содрогаясь от беззвучного плача. Счастье есть, его не может не быть.
Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Кой черт их понес на эту галеруГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 30», 22.02.2006
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000