Архаичная рок-опера и современный XIX век
(Отрывок)
Любовь это весело
Премьеру тургеневского «Месяца в деревне» Мастерская Петра Фоменко играет на сцене дома культуры «Каучук». Конечно, обшарпанная клубная сцена и не приспособленное для театра освещение постановку не украшают, но лучше всего этот ясный и чистый спектакль смотрелся бы вообще не в театре, а в естественной декорации какой-нибудь усадьбы, на траве или в беседке. Часть подобной беседки и выстроена на сцене «Каучука».
Не одно поколение театралов оказалось в плену самой знаменитой постановки этой пьесы спектакля Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной, его лирической печали, несбывшихся надежд и горького понимания, что молодость ушла. Кто бы мог подумать, что пьесу, где взаимоотношения героев та к трудны и запутанны, а развязка так безрадостна, через девятнадцать лет Сергей Женовач поставит как комедию, полную лукавства, радости и приятия жизни?
В спектакле «фоменок», недавних гитисовских выпускников, все так молоды, что история об учителе, невольно смутившем покой женщин в старой усадьбе, приобретает совершенно новый характер: у молодых другой темперамент, другой темп жизни, другая откровенность. Здесь все чувства, все поступки радость, разочарование, хитрость, обман бурны, открыты и доведены до конца. Там, где у Тургенева отношения лишь намечены, в спектакле все предельно ясно: у автора «протянул руки», в спектакле страстный поцелуй.
Наталья Петровна влюбляется мгновенно вспыхивает, как спичка, она не может и не желает этого скрывать, манит и наступает на оробевшего Беляева, словно Мамаева на Глумова в пьесе Островского. Галина Тюнина невероятно смешно играет взбалмошную красавицу, придумавшую себе от надоевшего поклонника новую любовь и требующую, чтобы она осуществилась немедленно. Да и Ракитин в исполнении Рустэма Юскаева не благородный, все понимающий умник, а недалекий добродушный болтун с интеллигентской манерой рефлексировать. И прав желчный доктор Шпигельский (Карэн Бадалов), когда говорит, что Ракитин для Натальи Петровны не опасен: «Больно умно говорит. У кого сыпью, а у этих умников все язычком выходит, болтовней».
Учитель Беляев у Кирилла Пирогова совсем молоденький, словно щенок: руки-ноги вразлет, смесь неловкости и самоуверенности, милое мальчишеское обаяние и полная открытость; а Верочка у рыжеволосой Полины Кутеповой нежна, застенчива, легко краснеет. Их парные сцены начало подросткового романа, где каждое незначащее слово наполняется особым смыслом, где улыбки, жесты, взгляды все об одном, где смешаны лукавство, робость и боязнь спугнуть друг друга.
Этот спектакль только о любви. Всех она закружила, сбила, затуманила голову. Здесь все неспокойны: и веселая крестьяночка (Мадлен Джабраилова), и набриолиненный немец-гувернер, и заторможенный, как истукан, сосед-помещик (и немца, и соседа играет Тагир Рахимов), и очаровательная хохотушка Лизавета Богдановна (Ксения Кутепова вторая из знаменитой фоменковской пары рыжих близняшек). Разволновали даже простоватого, добродушного и трогательного мужа Натальи Петровны (Юрий Степанов).
Спектакль Женовача угадал и зафиксировал смену эпох. Тоска, угасание, безнадежность остались в прежней. В нынешней приятие жизни и отсутствие страха перед ней. Прошел всего лишь месяц в деревне, бурный эпизод, кому-то изменивший судьбу, кому-то просто разнообразивший отдых. Но трагедий нет: каждый сделал свой выбор сам, и впереди вся жизнь, полная все тех же страстей: обольщений, невольного коварства, расставаний. Нужно только, чтобы она подольше не кончалась.
Премьеру тургеневского «Месяца в деревне» Мастерская Петра Фоменко играет на сцене дома культуры «Каучук». Конечно, обшарпанная клубная сцена и не приспособленное для театра освещение постановку не украшают, но лучше всего этот ясный и чистый спектакль смотрелся бы вообще не в театре, а в естественной декорации какой-нибудь усадьбы, на траве или в беседке. Часть подобной беседки и выстроена на сцене «Каучука».
Не одно поколение театралов оказалось в плену самой знаменитой постановки этой пьесы спектакля Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной, его лирической печали, несбывшихся надежд и горького понимания, что молодость ушла. Кто бы мог подумать, что пьесу, где взаимоотношения героев та к трудны и запутанны, а развязка так безрадостна, через девятнадцать лет Сергей Женовач поставит как комедию, полную лукавства, радости и приятия жизни?
В спектакле «фоменок», недавних гитисовских выпускников, все так молоды, что история об учителе, невольно смутившем покой женщин в старой усадьбе, приобретает совершенно новый характер: у молодых другой темперамент, другой темп жизни, другая откровенность. Здесь все чувства, все поступки радость, разочарование, хитрость, обман бурны, открыты и доведены до конца. Там, где у Тургенева отношения лишь намечены, в спектакле все предельно ясно: у автора «протянул руки», в спектакле страстный поцелуй.
Наталья Петровна влюбляется мгновенно вспыхивает, как спичка, она не может и не желает этого скрывать, манит и наступает на оробевшего Беляева, словно Мамаева на Глумова в пьесе Островского. Галина Тюнина невероятно смешно играет взбалмошную красавицу, придумавшую себе от надоевшего поклонника новую любовь и требующую, чтобы она осуществилась немедленно. Да и Ракитин в исполнении Рустэма Юскаева не благородный, все понимающий умник, а недалекий добродушный болтун с интеллигентской манерой рефлексировать. И прав желчный доктор Шпигельский (Карэн Бадалов), когда говорит, что Ракитин для Натальи Петровны не опасен: «Больно умно говорит. У кого сыпью, а у этих умников все язычком выходит, болтовней».
Учитель Беляев у Кирилла Пирогова совсем молоденький, словно щенок: руки-ноги вразлет, смесь неловкости и самоуверенности, милое мальчишеское обаяние и полная открытость; а Верочка у рыжеволосой Полины Кутеповой нежна, застенчива, легко краснеет. Их парные сцены начало подросткового романа, где каждое незначащее слово наполняется особым смыслом, где улыбки, жесты, взгляды все об одном, где смешаны лукавство, робость и боязнь спугнуть друг друга.
Этот спектакль только о любви. Всех она закружила, сбила, затуманила голову. Здесь все неспокойны: и веселая крестьяночка (Мадлен Джабраилова), и набриолиненный немец-гувернер, и заторможенный, как истукан, сосед-помещик (и немца, и соседа играет Тагир Рахимов), и очаровательная хохотушка Лизавета Богдановна (Ксения Кутепова вторая из знаменитой фоменковской пары рыжих близняшек). Разволновали даже простоватого, добродушного и трогательного мужа Натальи Петровны (Юрий Степанов).
Спектакль Женовача угадал и зафиксировал смену эпох. Тоска, угасание, безнадежность остались в прежней. В нынешней приятие жизни и отсутствие страха перед ней. Прошел всего лишь месяц в деревне, бурный эпизод, кому-то изменивший судьбу, кому-то просто разнообразивший отдых. Но трагедий нет: каждый сделал свой выбор сам, и впереди вся жизнь, полная все тех же страстей: обольщений, невольного коварства, расставаний. Нужно только, чтобы она подольше не кончалась.
Дина Годер, «Итоги», 5.11.1996
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- ЧичиковДина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Архаичная рок-опера и современный XIX векДина Годер, «Итоги», 5.11.1996