«Безумная из Шайо»
Эту пьесу Петр Фоменко ставил в начале 2000-х, когда у его театра еще не было нового здания. Париж, придуманный Фоменко, еле умещался в помещении бывшего кинотеатра «Киев». Тогда понадобилось сразу два зала: в одном была улица с кафе, в другом – жилище главной героини Орели. Пространство спектакля, обжитое фантазиями и снами, казалось притягательным и уютным. Но многонаселенному действию в такой обстановке, конечно, было тесно. Перенести «Безумную из Шайо» на Большую сцену Петр Наумович так и не успел. Возобновление осуществил Кирилл Пирогов.
Декорации, музыка, костюмы, мизансцены и основные интонации остались прежними. Но, оказавшись в ином измерении, постановка обрела масштаб. Сгустились краски, усилились контрасты. Одиннадцать лет спустя после первого представления Галина Тюнина вновь играет роль Орели. И если раньше ее роскошная парижанка без возраста больше удивляла странным поведением, то теперь восхищает мудростью. Она безумная только потому, что презирает практицизм. Не хочет быть как все и одерживает верх над любой ситуацией. Даже, казалось бы, совсем безнадежной. Учредители какого-то «О. Б. П. Н.», обнаружив нефтяной источник под домиком Орели, вздумали завладеть богатством, отправив хозяйку в сумасшедший дом навсегда. Но «безумная» не теряет бдительности. В итоге с лица земли исчезают те, кто жаждет наживы. А те, кто предпочитает более высокие ценности, счастливы и бессмертны. Коллизия пьесы укладывается в несколько слов. Но содержание спектакля не поддается краткому пересказу. В нем есть и атмосфера беспечного праздника, словно позаимствованная с картин Тулуз-Лотрека и Писсарро. Есть и едкая издевка над дельцами, точно удавшаяся Евгению Цыганову, Никите Тюнину, Олегу Ниряну, Юрию Буторину. Есть и магия воспоминаний, благодаря которым подруги Орели похожи на сказочных призраков, особенно Габриэль (Мадлен Джабраилова) – воздушное создание не от мира сего. Есть запредельная театральная фантазия Петра Фоменко, искусство ради искусства, объясняющее мир точнее любых рациональных формул.
Статья «Безумная из Шайо» взята с сайта «Театральная афиша» www.teatr.ru
Декорации, музыка, костюмы, мизансцены и основные интонации остались прежними. Но, оказавшись в ином измерении, постановка обрела масштаб. Сгустились краски, усилились контрасты. Одиннадцать лет спустя после первого представления Галина Тюнина вновь играет роль Орели. И если раньше ее роскошная парижанка без возраста больше удивляла странным поведением, то теперь восхищает мудростью. Она безумная только потому, что презирает практицизм. Не хочет быть как все и одерживает верх над любой ситуацией. Даже, казалось бы, совсем безнадежной. Учредители какого-то «О. Б. П. Н.», обнаружив нефтяной источник под домиком Орели, вздумали завладеть богатством, отправив хозяйку в сумасшедший дом навсегда. Но «безумная» не теряет бдительности. В итоге с лица земли исчезают те, кто жаждет наживы. А те, кто предпочитает более высокие ценности, счастливы и бессмертны. Коллизия пьесы укладывается в несколько слов. Но содержание спектакля не поддается краткому пересказу. В нем есть и атмосфера беспечного праздника, словно позаимствованная с картин Тулуз-Лотрека и Писсарро. Есть и едкая издевка над дельцами, точно удавшаяся Евгению Цыганову, Никите Тюнину, Олегу Ниряну, Юрию Буторину. Есть и магия воспоминаний, благодаря которым подруги Орели похожи на сказочных призраков, особенно Габриэль (Мадлен Джабраилова) – воздушное создание не от мира сего. Есть запредельная театральная фантазия Петра Фоменко, искусство ради искусства, объясняющее мир точнее любых рациональных формул.
Статья «Безумная из Шайо» взята с сайта «Театральная афиша» www.teatr.ru
Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Безумная из Шайо»Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Попытка медленного чтенияЕлена Губайдуллина, «Русский телеграф», 13.05.1998
- Четырнадцать песен о странностях любвиЕлена Губайдуллина, «Культура», 30.03.1996
- Как хорошо!..Елена Губайдуллина, «Экран и сцена», 28.01.1993