Возвращение блудного режиссера
Спектаклем «Отравленная туника» режиссер Иван Поповски оправдал доверие своего учителя
Десять лет назад студент Петра Фоменко Иван Поповски поставил спектакль «Приключение» на лестнице ГИТИСа. Замызганный коридор превратился в волшебную камеру-обскуру, в глубине которой мелькали сполохи метафор и призраки персонажей. После «Приключения» на Поповски возлагались необычайные надежды. Но он не торопился их оправдать.
В Москву привозили его «Балаганчик» и «Царь Емельян Пугачев» умные, правильные, изысканно скучные спектакли. Поповски даже рискнул попробовать себя в антрепризе, но Татьяне Васильевой его эстетские штучки оказались чужды, и в разгар репетиций режиссер был уволен. Еще один шанс подновить свою репутацию гения Ивану Поповски дал Петр Фоменко, и он использовал его на сто процентов. В театре мастера он поставил «Отравленную тунику» Николая Гумилева.
В новом спектакле Поповски не стал ничего выдумывать, просто отшлифовал свои постановочные ноу-хау до нестерпимого блеска. Как всегда, он выбрал декадентскую драму в стихах, где слова норовят воспарить над жизнью. С маниакальным перфекционизмом подогнал шепчущий, задыхающийся. призрачный саундтрек к взмаху ресниц актрисы. Набрал на роли своих старых друзей и знакомых: половина актеров, занятых в «Отравленной тунике», Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев играли в «Приключении» в тех же амплуа. Единственное, чем за десять лет обогатил свою режиссерскую палитру Поповски, это приемы из репертуара мага и чародея авангардного театра Боба Уилсона.
Поповски сыграл в свою игру и выиграл ее с первого же хода, с первой разукрашенной аллитерациями строки, упавшей в молчание, как в волшебный колодец. Все, что у Гумилева вызывает улыбку, коварные евнухи, отравленные туники, навязчивое упоение красивыми топонимами вроде Трапезонда, византийские femmes fatales, при ближайшем рассмотрении похожие на Веру Холодную, в спектакле Поповски смешалось в колдовском вареве из света и звука. Из игры теней, говора струн, шороха песка и лепета воды сотворил Поповски древнюю историю любви и ревности. «Отравленная туника» воскресила полузабытый шарм «Приключения», став самым завораживающим спектаклем уходящего сезона.
В Москву привозили его «Балаганчик» и «Царь Емельян Пугачев» умные, правильные, изысканно скучные спектакли. Поповски даже рискнул попробовать себя в антрепризе, но Татьяне Васильевой его эстетские штучки оказались чужды, и в разгар репетиций режиссер был уволен. Еще один шанс подновить свою репутацию гения Ивану Поповски дал Петр Фоменко, и он использовал его на сто процентов. В театре мастера он поставил «Отравленную тунику» Николая Гумилева.
В новом спектакле Поповски не стал ничего выдумывать, просто отшлифовал свои постановочные ноу-хау до нестерпимого блеска. Как всегда, он выбрал декадентскую драму в стихах, где слова норовят воспарить над жизнью. С маниакальным перфекционизмом подогнал шепчущий, задыхающийся. призрачный саундтрек к взмаху ресниц актрисы. Набрал на роли своих старых друзей и знакомых: половина актеров, занятых в «Отравленной тунике», Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев играли в «Приключении» в тех же амплуа. Единственное, чем за десять лет обогатил свою режиссерскую палитру Поповски, это приемы из репертуара мага и чародея авангардного театра Боба Уилсона.
Поповски сыграл в свою игру и выиграл ее с первого же хода, с первой разукрашенной аллитерациями строки, упавшей в молчание, как в волшебный колодец. Все, что у Гумилева вызывает улыбку, коварные евнухи, отравленные туники, навязчивое упоение красивыми топонимами вроде Трапезонда, византийские femmes fatales, при ближайшем рассмотрении похожие на Веру Холодную, в спектакле Поповски смешалось в колдовском вареве из света и звука. Из игры теней, говора струн, шороха песка и лепета воды сотворил Поповски древнюю историю любви и ревности. «Отравленная туника» воскресила полузабытый шарм «Приключения», став самым завораживающим спектаклем уходящего сезона.
Виктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Между замыслом и смысломВиктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998