Это был не сон?
«Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски — бальзам на сердце поклонников Мастерской. Тут есть все, за что мы любили «фоменок» золотого века — упоение игрой, журчащие интонации и порхающая пластика.
У Мастерской Петра Фоменко, положа руку на сердце, давно не было настоящих удач. Осиротевший театр мужественно искал новые пути: пробовал заниматься пластическим театром («Моряки и шлюхи»), политической сатирой («Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина«), даже взялся за современную пьесу (Олимпия“ Ольги Мухиной и Летние осы“ Ивана Вырыпаева). Но все было не то и не так. Серия проб и ошибок“ опасно затягивалась. Пока Иван Поповски не решил вернуться к тому, что фоменки“ хорошо знают и любят — к комедиям Шекспира. Бывалые театралы до сих пор с придыханием вспоминают легендарную Двенадцатую ночь“, с которой когда-то и начался театр. А зрители помоложе — Сказку Арденнского леса“, ставшую боевым крещением для стажерской группы.
У Ивана Поповски в спектакле заняты оба поколения: герцога Тезея и Ипполиту, а также властителей эльфов Оберона и Титанию играют Карэн Бадалов и Галина Тюнина, а афинскую молодежь — бывшие стажеры. И возникает ощущение, что на наших глазах основоположники“ передают свой опыт следующему поколению, а те сдают перед старшими коллегами экзамен по актерскому мастерству. По крайней мере, в речах актрис явно сквозят интонации сестер Кутеповых, а Оберон Карэна Бадалова наблюдает за резвящимся молодняком в театральный бинокль с нежной усмешкой и грустной снисходительностью — так бывалый артист смотрит на этюды первокурсников.
Конечно, Серафима Огарева, Ирина Горбачева и Юрий Буторин — уже далеко не новички, на них держится весь новый репертуар театра. Но в спектакле Поповски они играют именно что неопытную и порывистую юность. Их влюбленные тычутся друг в друга, как слепые щенки, неловко обнимаются и невпопад целуются, вхолостую вырабатывая атомную энергию страсти. Хореограф Олег Глушков придумал для актеров хитроумную пластическую партитуру почти цирковых поддержек, групповых скульптурных композиций и акробатических упражнений на полотнищах, которые служат у Ивана Поповски основным элементом сценографии.
Энергия плоти, человеческое естество в его физически ощущаемом торжестве крепких и ловких тел здесь противопоставлены загадочной бестелесности, эфирности лесного мира эльфов. Деревья из шелковых полотнищ оказываются обманчиво податливыми и ускользающими, ниспадающие одежды царицы Титании будто наполнены летучим газом, а играющие для ее услады музыканты и вовсе парят в воздухе подобно огромным глубоководным медузам.
Этот ночной, потусторонний мир, в свою очередь, оказывается изнанкой мира дневного. В первой сцене новобрачные Тезей и Ипполита предстают перед нами этакими каменными изваяниями на котурнах, скованными официальным дворцовым протоколом (и тут многие вспомнят Отравленную тунику“ Гумилева в постановке того же Поповски, эстетский и рафинированный театр восковых фигур). Какие страсти бушевали в душе у амазонки Ипполиты, завоеванной Тезеем, какие размолвки ожидали впереди царственных особ, невозможно догадаться — чувства скрывают непроницаемые светские маски. Но то, что прячет дневное, рациональное сознание, всплывает на поверхность ночью. И вот уже Тезей — Оберон с изощренной мстительностью наказывает свою супругу за строптивость (мальчик паж — только повод, только очередной предмет для споров и самоутверждения), заставляя ее влюбиться в чудовище с ослиной головой.
Но режиссер не стремится погружаться слишком глубоко в пучины психоанализа, как это делал Кирилл Серебренников. Он, скорее, продолжает линию Дмитрия Крымова, взявшего из Сна“ одну только линию с любительским спектаклем ремесленников и развернувшего ее до глобальных рассуждений о природе театра. Самая сильная и важная стихия в постановке Поповски — это, безусловно, игра. Она пронизывает и подчиняет себе все. Оберон Карэна Бадалова тут выступает как режиссер ночного действа, а его подручный Робин в превосходном исполнении гибкого и пластичного Амбарцума Кабаняна становится нерадивым помрежем, который путает роли, мешается под ногами у артистов и создает все эти так необходимые комедии qui pro quo.
Настоящим триумфом и гимном лицедейства становится Горестная история про Пирама и Фисбу“ в исполнении афинских ремесленников. Кто бы мог предположить, что сегодня, в век постдраматического театра, можно так хохотать над этой нюниной гробницей“, над простейшим, площадным, фарсовым театром. Что интеллигентные зрители, подобно Тезею, с видом знатока отмечающему да они не там акценты расставляют“, будут по-детски радоваться, наблюдая, как Андрей Казаков, Рустэм Юскаев и прекрасный Кирилл Пирогов самозабвенно, со всей серьезностью валяют дурака“.
Так что возникает робкая мысль — не все еще потеряно. Если Ян Фабр в Горе Олимп“ предлагает нам наслаждаться своей трагедией“, которая все длится и длится со времен Античности, то Поповски и компания возвращают Шекспира-комедиографа, с которым мы, оказывается, можем по-прежнему легкомысленно смеяться. И заодно — ту самую Мастерскую, что мы любили много лет.
У Мастерской Петра Фоменко, положа руку на сердце, давно не было настоящих удач. Осиротевший театр мужественно искал новые пути: пробовал заниматься пластическим театром («Моряки и шлюхи»), политической сатирой («Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина«), даже взялся за современную пьесу (Олимпия“ Ольги Мухиной и Летние осы“ Ивана Вырыпаева). Но все было не то и не так. Серия проб и ошибок“ опасно затягивалась. Пока Иван Поповски не решил вернуться к тому, что фоменки“ хорошо знают и любят — к комедиям Шекспира. Бывалые театралы до сих пор с придыханием вспоминают легендарную Двенадцатую ночь“, с которой когда-то и начался театр. А зрители помоложе — Сказку Арденнского леса“, ставшую боевым крещением для стажерской группы.
У Ивана Поповски в спектакле заняты оба поколения: герцога Тезея и Ипполиту, а также властителей эльфов Оберона и Титанию играют Карэн Бадалов и Галина Тюнина, а афинскую молодежь — бывшие стажеры. И возникает ощущение, что на наших глазах основоположники“ передают свой опыт следующему поколению, а те сдают перед старшими коллегами экзамен по актерскому мастерству. По крайней мере, в речах актрис явно сквозят интонации сестер Кутеповых, а Оберон Карэна Бадалова наблюдает за резвящимся молодняком в театральный бинокль с нежной усмешкой и грустной снисходительностью — так бывалый артист смотрит на этюды первокурсников.
Конечно, Серафима Огарева, Ирина Горбачева и Юрий Буторин — уже далеко не новички, на них держится весь новый репертуар театра. Но в спектакле Поповски они играют именно что неопытную и порывистую юность. Их влюбленные тычутся друг в друга, как слепые щенки, неловко обнимаются и невпопад целуются, вхолостую вырабатывая атомную энергию страсти. Хореограф Олег Глушков придумал для актеров хитроумную пластическую партитуру почти цирковых поддержек, групповых скульптурных композиций и акробатических упражнений на полотнищах, которые служат у Ивана Поповски основным элементом сценографии.
Энергия плоти, человеческое естество в его физически ощущаемом торжестве крепких и ловких тел здесь противопоставлены загадочной бестелесности, эфирности лесного мира эльфов. Деревья из шелковых полотнищ оказываются обманчиво податливыми и ускользающими, ниспадающие одежды царицы Титании будто наполнены летучим газом, а играющие для ее услады музыканты и вовсе парят в воздухе подобно огромным глубоководным медузам.
Этот ночной, потусторонний мир, в свою очередь, оказывается изнанкой мира дневного. В первой сцене новобрачные Тезей и Ипполита предстают перед нами этакими каменными изваяниями на котурнах, скованными официальным дворцовым протоколом (и тут многие вспомнят Отравленную тунику“ Гумилева в постановке того же Поповски, эстетский и рафинированный театр восковых фигур). Какие страсти бушевали в душе у амазонки Ипполиты, завоеванной Тезеем, какие размолвки ожидали впереди царственных особ, невозможно догадаться — чувства скрывают непроницаемые светские маски. Но то, что прячет дневное, рациональное сознание, всплывает на поверхность ночью. И вот уже Тезей — Оберон с изощренной мстительностью наказывает свою супругу за строптивость (мальчик паж — только повод, только очередной предмет для споров и самоутверждения), заставляя ее влюбиться в чудовище с ослиной головой.
Но режиссер не стремится погружаться слишком глубоко в пучины психоанализа, как это делал Кирилл Серебренников. Он, скорее, продолжает линию Дмитрия Крымова, взявшего из Сна“ одну только линию с любительским спектаклем ремесленников и развернувшего ее до глобальных рассуждений о природе театра. Самая сильная и важная стихия в постановке Поповски — это, безусловно, игра. Она пронизывает и подчиняет себе все. Оберон Карэна Бадалова тут выступает как режиссер ночного действа, а его подручный Робин в превосходном исполнении гибкого и пластичного Амбарцума Кабаняна становится нерадивым помрежем, который путает роли, мешается под ногами у артистов и создает все эти так необходимые комедии qui pro quo.
Настоящим триумфом и гимном лицедейства становится Горестная история про Пирама и Фисбу“ в исполнении афинских ремесленников. Кто бы мог предположить, что сегодня, в век постдраматического театра, можно так хохотать над этой нюниной гробницей“, над простейшим, площадным, фарсовым театром. Что интеллигентные зрители, подобно Тезею, с видом знатока отмечающему да они не там акценты расставляют“, будут по-детски радоваться, наблюдая, как Андрей Казаков, Рустэм Юскаев и прекрасный Кирилл Пирогов самозабвенно, со всей серьезностью валяют дурака“.
Так что возникает робкая мысль — не все еще потеряно. Если Ян Фабр в Горе Олимп“ предлагает нам наслаждаться своей трагедией“, которая все длится и длится со времен Античности, то Поповски и компания возвращают Шекспира-комедиографа, с которым мы, оказывается, можем по-прежнему легкомысленно смеяться. И заодно — ту самую Мастерскую, что мы любили много лет.
Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону»Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Сад кромешныйМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 11.07.2003
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002