Варвары и варварши
Перешагнули столетие на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко»
С чего бы это негневливых, лиричных фоменок потянуло на Горького? Почему из обширного его репертуара выбрали именно «Варваров» пьесу, сценическая история которой оборвалась сорок лет назад знаменитой премьерой Товстоногова, где блистали Луспекаев и молодая Доронина? Зачем на свою маленькую сценическую площадку выпускать такое количество персонажей?
Если столько вопросов, значит спектакль не дает одного, но внятного ответа. Это так.
А вот невнятные дает, о чем-то нашептывает, особенно поначалу. Иногда отвечает вопросом на вопрос, например, о Горьком: думаете, раз всё его имени переименовали, так он уже и не великий писатель вовсе? Нет, дудки, какие типы, какие характеры!┘
И действительно, первое действие-пролог, представление будущих героев захватывает сразу. Зрители, не обремененные ни знанием сюжета, ни близким знакомством с персонажами, с легкостью отвлекаются на авторские шутки и с интересом фиксируют связи между действующими лицами. Так в начале сериала пытаешься запомнить, кто кем кому приходится. Режиссер Е. Каменькович один за другим чередует крупные планы, позволяя полюбоваться и старыми знакомцами-артистами, и их новыми героями. Жители городка Верхополье мелькают, как и положено по сюжету, в ожидании приезжих из столицы. Вот-вот их провинциальная сонная одурь прервется явлением┘ реформаторов, строителей железной дороги: и боязно, и хочется. То-то будет, то-то будет. Женщины трепещут, кто явно, кто скрыто, каждая на свой манер, мужчины наигранно деловиты.
А вот наконец и они молодые, кожаные, фирменные. Знают, как надо, как скоро. Ай да Горький, ай да сукин сын! Главным-то у них назначил Черкуна Егора Петровича: увидишь не забудешь, волос у него, как огонь. Одним словом рыжий. Попал писатель в масть.
Он-то окажется и варваром номер один. Так в пьесе, но мы сразу отметили, что фоменки негневливы, и потому им заказан проторенный путь аллюзий, тем более социально заостренных.
Первые сцены дышат покоем неторопливого романа, артисты в своей стихии, пока Верхополье припекает солнышком. В этой стихии лирического фарса роли давно распределены, но по-прежнему привлекательно загадочное лукавство Ксении Кутеповой, благодушие Юрия Степанова, изящная язвительность Карэна Бадалова, томительная нездешность Галины Тюниной┘ Каждый добавит тех, кого любит в этой труппе, и не ошибется. Не суть важно, кто они сегодня купцы, мещане, акцизные надзиратели, их жены, дочери, возлюбленные, важно только то, что им выпало сегодня жить под этим солнцем, под этим небом, в том составе, в каком выпало. А столичные технократы, нагрянувшие сюда, в конце концов тоже из своих. Если присев сбоку посмотреть на них в театральный бинокль (sic мизансцена!), то сразу узнаете Полину Кутепову, Рустэма Юскаева, Кирилла Пирогова и примкнувшего к ним Сергея Тарамаева.
Горький сталкивал Россию деревянную и Россию железную, описывая первое пришествие капитализма. Товстоногова увлекала в нем «глыбистость». Режиссер различал многосложность, извечность российского варварства, проявляющегося и в родительском эгоизме, и в пренебрежении к чужой судьбе, варварство старомодное и варварство щеголяющее в модных одеждах, смиренное и агрессивное.
В спектакле Е. Каменьковича нет ни горьковской категоричности, ни товстоноговской «глыбистости», потому что, собственно нет никаких двух Россий.
Тему нынешнего второго пришествия капитализма, которую иной театр, возможно, с яростью или восторгом вытащил бы на первый план, здесь воспринимают как смену времен года. А лето, известное дело, у нас всегда короткое, зато зима нас всегда застает врасплох.
Взяв романный тон, неспешно расположившись по горизонтали (в прямом и переносном смысле), театр ищет и находит свой конфликт там, где Горький скорее слаб, нежели силен.
Чем ближе мы приближались к финалу, тем все явственнее начинали звучать мотивы символистские.
Когда под занавес все женщины вышли в алых платьях, словно иллюстрируя брошенное вскользь замечание о том, что самый внушительный цвет красный и ходят в нем аристократы и королевы, то примерещилась некая коллективная Надежда Монахова главная жертва всеобщего варварства.
Может быть, речь зашла о варварах и варваршах? И герои вовсе не делятся на столичных и провинциальных, нет меж ними сословных преград, а есть только одно различие они мужчины и женщины? Может быть. Только это ощущение приходит так поздно, что раскрутить его в ретроспективе трудно.
Вспышка красного, все затмившего, вычеркнула из памяти три прошедших часа, но высветила вдруг один неожиданный мотив. Горький писал пьесу в небезызвестном 1905 году и не раз повторял тогда: «Наступили дни возмездия, господа, дни расплаты!..»
Возможно, театр, не захотев вслушиваться в писателя пролетарского, отбросив этот архаичный узколобый эпитет, захотел вслушаться в Горького современника, ну, например, Блока? Может быть.
Кстати, Александр Александрович, поэт возмездия, оставил свои впечатления от пьесы «Варвары». Считая сочинение небрежным и затянутым, поэт находит в нем «чувство уездного города, реки, мостовой, забора, садов, каких-то пыльных листьев». Задела Блока только Надежда Монахова: «Вся она странно и красиво цельная, в ней какая-то большая притягательная и вместе отталкивающая сила. Она сильна каким-то суровым, звериным обаянием.
Мне кажется, что вся пьеса Варвары“ написана для этого характера. Можно думать, что это и есть человек“ истинная героиня пьесы, за неимением героя.
Если такие женщины, напоминающие и Вареньку Олесову, Сашу и Мальву, будут играть роль человека в произведениях Горького, то это, во всяком случае, много значительнее Павла Власова и прочей добродетельной компании».
Уж не эти ли пометы Блока стали режиссерским планом спектакля «Мастерской П. Фоменко», где есть и чувство забора, и чувство пыльных листьев, и явление коллективной Монаховой? Может быть.
Только нерва нет, не подсказывает память «Мы дети страшных лет России┘».
Центром притяжения для меня оказалась совсем другая героиня Богаевская Татьяна Николаевна в исполнении Людмилы Арининой. Те, кто видели телевизионные фильмы Фоменко, узнают сразу эту суховатую интеллигентную женщину с яркими, все замечающими глазами. Порой кажется, у нее аномальное поле зрения, включающее помимо прочего взгляд в прошлое и будущее.
В пьесе статут Богаевской обозначен домовладелица, дворянка. С поправкой на век, читаем пенсионерка, с приватизированной квартирой, из бывших.
Людмила Аринина играет так, что биографию ее героини хочется сочинять. Когда она раскладывает пасьянс «Две необходимости», восклицая шутливо аффектированно: «Самый трудный!» то нет сомнения, хоть и не видно, что в лицах дам, королей и валетов проступают черты кружащих вокруг нее персонажей.
Она не моложава, а молода той настоящей молодостью, которая позволяет прожить жизнь с безупречным вкусом. Так должен выглядеть гарант стабильности.
Зря на Татьяну Николаевну в финале тоже надели красное платье. Не из ее гардероба.
Если столько вопросов, значит спектакль не дает одного, но внятного ответа. Это так.
А вот невнятные дает, о чем-то нашептывает, особенно поначалу. Иногда отвечает вопросом на вопрос, например, о Горьком: думаете, раз всё его имени переименовали, так он уже и не великий писатель вовсе? Нет, дудки, какие типы, какие характеры!┘
И действительно, первое действие-пролог, представление будущих героев захватывает сразу. Зрители, не обремененные ни знанием сюжета, ни близким знакомством с персонажами, с легкостью отвлекаются на авторские шутки и с интересом фиксируют связи между действующими лицами. Так в начале сериала пытаешься запомнить, кто кем кому приходится. Режиссер Е. Каменькович один за другим чередует крупные планы, позволяя полюбоваться и старыми знакомцами-артистами, и их новыми героями. Жители городка Верхополье мелькают, как и положено по сюжету, в ожидании приезжих из столицы. Вот-вот их провинциальная сонная одурь прервется явлением┘ реформаторов, строителей железной дороги: и боязно, и хочется. То-то будет, то-то будет. Женщины трепещут, кто явно, кто скрыто, каждая на свой манер, мужчины наигранно деловиты.
А вот наконец и они молодые, кожаные, фирменные. Знают, как надо, как скоро. Ай да Горький, ай да сукин сын! Главным-то у них назначил Черкуна Егора Петровича: увидишь не забудешь, волос у него, как огонь. Одним словом рыжий. Попал писатель в масть.
Он-то окажется и варваром номер один. Так в пьесе, но мы сразу отметили, что фоменки негневливы, и потому им заказан проторенный путь аллюзий, тем более социально заостренных.
Первые сцены дышат покоем неторопливого романа, артисты в своей стихии, пока Верхополье припекает солнышком. В этой стихии лирического фарса роли давно распределены, но по-прежнему привлекательно загадочное лукавство Ксении Кутеповой, благодушие Юрия Степанова, изящная язвительность Карэна Бадалова, томительная нездешность Галины Тюниной┘ Каждый добавит тех, кого любит в этой труппе, и не ошибется. Не суть важно, кто они сегодня купцы, мещане, акцизные надзиратели, их жены, дочери, возлюбленные, важно только то, что им выпало сегодня жить под этим солнцем, под этим небом, в том составе, в каком выпало. А столичные технократы, нагрянувшие сюда, в конце концов тоже из своих. Если присев сбоку посмотреть на них в театральный бинокль (sic мизансцена!), то сразу узнаете Полину Кутепову, Рустэма Юскаева, Кирилла Пирогова и примкнувшего к ним Сергея Тарамаева.
Горький сталкивал Россию деревянную и Россию железную, описывая первое пришествие капитализма. Товстоногова увлекала в нем «глыбистость». Режиссер различал многосложность, извечность российского варварства, проявляющегося и в родительском эгоизме, и в пренебрежении к чужой судьбе, варварство старомодное и варварство щеголяющее в модных одеждах, смиренное и агрессивное.
В спектакле Е. Каменьковича нет ни горьковской категоричности, ни товстоноговской «глыбистости», потому что, собственно нет никаких двух Россий.
Тему нынешнего второго пришествия капитализма, которую иной театр, возможно, с яростью или восторгом вытащил бы на первый план, здесь воспринимают как смену времен года. А лето, известное дело, у нас всегда короткое, зато зима нас всегда застает врасплох.
Взяв романный тон, неспешно расположившись по горизонтали (в прямом и переносном смысле), театр ищет и находит свой конфликт там, где Горький скорее слаб, нежели силен.
Чем ближе мы приближались к финалу, тем все явственнее начинали звучать мотивы символистские.
Когда под занавес все женщины вышли в алых платьях, словно иллюстрируя брошенное вскользь замечание о том, что самый внушительный цвет красный и ходят в нем аристократы и королевы, то примерещилась некая коллективная Надежда Монахова главная жертва всеобщего варварства.
Может быть, речь зашла о варварах и варваршах? И герои вовсе не делятся на столичных и провинциальных, нет меж ними сословных преград, а есть только одно различие они мужчины и женщины? Может быть. Только это ощущение приходит так поздно, что раскрутить его в ретроспективе трудно.
Вспышка красного, все затмившего, вычеркнула из памяти три прошедших часа, но высветила вдруг один неожиданный мотив. Горький писал пьесу в небезызвестном 1905 году и не раз повторял тогда: «Наступили дни возмездия, господа, дни расплаты!..»
Возможно, театр, не захотев вслушиваться в писателя пролетарского, отбросив этот архаичный узколобый эпитет, захотел вслушаться в Горького современника, ну, например, Блока? Может быть.
Кстати, Александр Александрович, поэт возмездия, оставил свои впечатления от пьесы «Варвары». Считая сочинение небрежным и затянутым, поэт находит в нем «чувство уездного города, реки, мостовой, забора, садов, каких-то пыльных листьев». Задела Блока только Надежда Монахова: «Вся она странно и красиво цельная, в ней какая-то большая притягательная и вместе отталкивающая сила. Она сильна каким-то суровым, звериным обаянием.
Мне кажется, что вся пьеса Варвары“ написана для этого характера. Можно думать, что это и есть человек“ истинная героиня пьесы, за неимением героя.
Если такие женщины, напоминающие и Вареньку Олесову, Сашу и Мальву, будут играть роль человека в произведениях Горького, то это, во всяком случае, много значительнее Павла Власова и прочей добродетельной компании».
Уж не эти ли пометы Блока стали режиссерским планом спектакля «Мастерской П. Фоменко», где есть и чувство забора, и чувство пыльных листьев, и явление коллективной Монаховой? Может быть.
Только нерва нет, не подсказывает память «Мы дети страшных лет России┘».
Центром притяжения для меня оказалась совсем другая героиня Богаевская Татьяна Николаевна в исполнении Людмилы Арининой. Те, кто видели телевизионные фильмы Фоменко, узнают сразу эту суховатую интеллигентную женщину с яркими, все замечающими глазами. Порой кажется, у нее аномальное поле зрения, включающее помимо прочего взгляд в прошлое и будущее.
В пьесе статут Богаевской обозначен домовладелица, дворянка. С поправкой на век, читаем пенсионерка, с приватизированной квартирой, из бывших.
Людмила Аринина играет так, что биографию ее героини хочется сочинять. Когда она раскладывает пасьянс «Две необходимости», восклицая шутливо аффектированно: «Самый трудный!» то нет сомнения, хоть и не видно, что в лицах дам, королей и валетов проступают черты кружащих вокруг нее персонажей.
Она не моложава, а молода той настоящей молодостью, которая позволяет прожить жизнь с безупречным вкусом. Так должен выглядеть гарант стабильности.
Зря на Татьяну Николаевну в финале тоже надели красное платье. Не из ее гардероба.
Мария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996