Спектакль для двоих
Новая премьера «Мастерской Петра Фоменко»
«Семейное счастие», новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко», поставлен по раннему роману Льва Толстого. Его мало кто читал, но пересказать толстовский сюжет в газете невозможно: немолодой человек полюбил молодую девушку, она прошла через светские искушения и сделала мужа несчастным. Потом героиня опомнилась: «Новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни┘»
Пересказ оборачивается пошлостью, за его рамками остается развитие толстовской мысли но ведь роман пересказывает и основательно сжавший его театр. Рассуждения ушли, и их заменило дыхание жизни она рождается прямо перед нашими глазами, возникает из пауз, актерских реакций, мимики, интонаций, неуловимого движения глаз. Ксения Кутепова и Сергей Тарамаев, на которых Фоменко поставил спектакль, ткут тончайшее театральное кружево, и его, в свою очередь, тоже тяжело описать.
Ну и что с того, что героиня, передернув обнаженными угловатыми плечиками, шарахнулась в сторону, а герой улыбнулся и потупился? Что в мило растянутой фразе, всплеске рук, игре встретившихся глаз, неуловимой улыбке, что в возникающем вокруг них плотном, насыщенном чувством эмоциональном поле? Это тонкие, летучие, плохо поддающиеся пересказу вещи но наслаждение, которое приносит творящаяся прямо перед тобой, имеющая тройной эмоциональный план, более реальная, чем сама реальность, сценическая жизнь, велико. Театру подвластно то, чему нет аналогов в других видах искусства: персонажи проживают свои судьбы прямо перед тобой, и ты чувствуешь, что каждое мгновение в этом спектакле неповторимо. Он дышит, он живет, а завтра он, быть может, будет другим┘ В этом и заключается секрет настоящего театра, тайна живого, хрупкого, смертного, стремящегося к идеалу совершенства: темные окна, желтое пламя свечей, детские интонации Ксении Кутеповой, спокойные, всепонимающие глаза Сергея Тарамаева.
У Толстого все кончается хорошо. Герои прожили и пережили прежнее, не вполне чистое счастье, и пришли к новым радостям: теперь их счастье в детях, в ровной и дружной жизни без прежней, страстной и изматывающей любви. А у Фоменко все по-другому: на глазах у героини слезы, герой, собравшись было пошутить и напялив на голову закрывавшую заварочный чайник тряпичную куклу, трясется от рыданий. Это не семейное счастие, а семейная беда, и радостно улыбаться при виде этой сцены может только старая, ничего не понимающая гувернантка (Людмила Аринина). Жизнь испытание, счастье мираж; есть долг и терпение, а остальное от лукавого┘ Вот и все, но смысл спектакля, разумеется, шире.
Но в словах и даже в постановочных ходах он не выражен смысл разлит в сиюминутной и зыбкой, не сводимой к жестким определениям ауре спектакля. Ксения Кутепова, актриса тонкого и нежного обаяния, здесь повторяется за время своей профессиональной карьеры она наработала много штампов, и в «Семейном счастии» они, к сожалению, заметны. А Сергей Тарамаев, который в спектакле менее виден, практически безупречен: он сильный, наполненный, не нуждающийся во внешних приспособлениях артист, и те, кто был на «Семейном счастии», наверняка запомнят его яркие глаза и необычное лицо.
Это актерский спектакль, но его камерный, неброский характер не должен вводить в заблуждение работа Петра Фоменко живо напоминает о золотых временах русского театра, на ней начинаешь понимать, что такое ансамбль и подтекст и какое впечатление производили постановки прежнего, ушедшего в историю и легенду Художественного театра. Сезон 1999/2000 годов начался с удачи дай бог, чтобы это оказалось хорошим предзнаменованием.
Пересказ оборачивается пошлостью, за его рамками остается развитие толстовской мысли но ведь роман пересказывает и основательно сжавший его театр. Рассуждения ушли, и их заменило дыхание жизни она рождается прямо перед нашими глазами, возникает из пауз, актерских реакций, мимики, интонаций, неуловимого движения глаз. Ксения Кутепова и Сергей Тарамаев, на которых Фоменко поставил спектакль, ткут тончайшее театральное кружево, и его, в свою очередь, тоже тяжело описать.
Ну и что с того, что героиня, передернув обнаженными угловатыми плечиками, шарахнулась в сторону, а герой улыбнулся и потупился? Что в мило растянутой фразе, всплеске рук, игре встретившихся глаз, неуловимой улыбке, что в возникающем вокруг них плотном, насыщенном чувством эмоциональном поле? Это тонкие, летучие, плохо поддающиеся пересказу вещи но наслаждение, которое приносит творящаяся прямо перед тобой, имеющая тройной эмоциональный план, более реальная, чем сама реальность, сценическая жизнь, велико. Театру подвластно то, чему нет аналогов в других видах искусства: персонажи проживают свои судьбы прямо перед тобой, и ты чувствуешь, что каждое мгновение в этом спектакле неповторимо. Он дышит, он живет, а завтра он, быть может, будет другим┘ В этом и заключается секрет настоящего театра, тайна живого, хрупкого, смертного, стремящегося к идеалу совершенства: темные окна, желтое пламя свечей, детские интонации Ксении Кутеповой, спокойные, всепонимающие глаза Сергея Тарамаева.
У Толстого все кончается хорошо. Герои прожили и пережили прежнее, не вполне чистое счастье, и пришли к новым радостям: теперь их счастье в детях, в ровной и дружной жизни без прежней, страстной и изматывающей любви. А у Фоменко все по-другому: на глазах у героини слезы, герой, собравшись было пошутить и напялив на голову закрывавшую заварочный чайник тряпичную куклу, трясется от рыданий. Это не семейное счастие, а семейная беда, и радостно улыбаться при виде этой сцены может только старая, ничего не понимающая гувернантка (Людмила Аринина). Жизнь испытание, счастье мираж; есть долг и терпение, а остальное от лукавого┘ Вот и все, но смысл спектакля, разумеется, шире.
Но в словах и даже в постановочных ходах он не выражен смысл разлит в сиюминутной и зыбкой, не сводимой к жестким определениям ауре спектакля. Ксения Кутепова, актриса тонкого и нежного обаяния, здесь повторяется за время своей профессиональной карьеры она наработала много штампов, и в «Семейном счастии» они, к сожалению, заметны. А Сергей Тарамаев, который в спектакле менее виден, практически безупречен: он сильный, наполненный, не нуждающийся во внешних приспособлениях артист, и те, кто был на «Семейном счастии», наверняка запомнят его яркие глаза и необычное лицо.
Это актерский спектакль, но его камерный, неброский характер не должен вводить в заблуждение работа Петра Фоменко живо напоминает о золотых временах русского театра, на ней начинаешь понимать, что такое ансамбль и подтекст и какое впечатление производили постановки прежнего, ушедшего в историю и легенду Художественного театра. Сезон 1999/2000 годов начался с удачи дай бог, чтобы это оказалось хорошим предзнаменованием.
Алексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000