Любовь и смерть под звон вилок
«Бесприданница» в театре Фоменко
В театре Петра Фоменко, в новом здании, возвышающемся над Москвой-рекой, премьера. Театр набит до отказа, зрители непростые Владимир Войнович, Михаил Козаков, бизнесмены, шикарные дамы┘ По окончании спектакля мордоворотистая охрана встречает своих хозяев с шубами в руках. Дают «Бесприданницу» Островского. Пьеса уже навязла на зубах особенно после фильма «Жестокий романс». Что сделает Петр Наумович с героями, знакомыми уже до боли? Взгляд получился более чем необычный.
У каждой эпохи свое лицо. Вот XIX век, вторая половина. Достаточно посмотреть на портреты, фотографии глаза у людей такие, как будто их обладатели рождены для страданий и серьезных размышлений. «Бесприданница» у Фоменко, поставленная с молодыми актерами, имеет лицо нашей эпохи. Паратов словно сошел с буклета, рекламирующего парфюм или сигареты. Карандышев с ямочками на щеках, Лариса Дмитриевна, постоянно смеющаяся┘ Трагизм в спектакле появляется только к финалу. Зато какой!
А начинается все легко и приятно. Вожеватов с Кнуровым пьют шампанское из чайничка. Вспоминают всю печальную историю Ларисы Дмитриевны как Паратов с ней погулял да и уехал. История и правда печальная, Ларисе Дмитриевне веселиться не с чего. Однако появляется счастливое семейство: Лариса (Полина Агуреева), Карандышев (Евгений Цыганов) и Харита Игнатьевна (Наталия Курдюбова). Лариса Дмитриевна жениха то целует, то обнимает, то по голове гладит, все время улыбается и смеется. И видно, что она заставила себя всю боль, связанную с Паратовым, забыть. А Карандышев очень даже мил, ничего в нем отвратительного и напыщенного нет. Разве что глуп?
Особая интонация всего спектакля это плывущие движения и голоса, некая плавность, медленный поток. Спектакль словно бы специально поставлен очень холодно. Попробуйте на расстоянии 15 метров сказать человеку «люблю»! Ноги сами поднесут вас к нему поближе. Однако Паратов склоняет Ларису поехать с ними на Волгу, сидя на каком-то столике. И становится ясно, что ни Паратов не любит Ларису ни капли, ни она его┘ Так почему ж она поехала? Она наивный ребенок, вещь, кукла, она благостно принимает все. Карандышев хорошо. Паратов хорошо. И только когда между ней и Паратовым случилось ЭТО┘ Все рушится.
Мать Ларисы, по возрасту больше похожая на сестру, как будто живет не проблемами дочери, а какой-то своей жизнью, скрытой за пределами сцены. Тетка Карандышева уморительный персонаж. Все бутылки вина посчитала, о серебряных вилках беспокоится, поет романс: «Ше-е-епчут во мраке ночно-о-ом┘ Ло-о-ожечка┘ Где ж ты, голубка родна-а-ая┘ Ви-и-илочка┘» Звон этих вилок-ложек проходит сквозь весь спектакль.
У каждой эпохи свое лицо. Вот XIX век, вторая половина. Достаточно посмотреть на портреты, фотографии глаза у людей такие, как будто их обладатели рождены для страданий и серьезных размышлений. «Бесприданница» у Фоменко, поставленная с молодыми актерами, имеет лицо нашей эпохи. Паратов словно сошел с буклета, рекламирующего парфюм или сигареты. Карандышев с ямочками на щеках, Лариса Дмитриевна, постоянно смеющаяся┘ Трагизм в спектакле появляется только к финалу. Зато какой!
А начинается все легко и приятно. Вожеватов с Кнуровым пьют шампанское из чайничка. Вспоминают всю печальную историю Ларисы Дмитриевны как Паратов с ней погулял да и уехал. История и правда печальная, Ларисе Дмитриевне веселиться не с чего. Однако появляется счастливое семейство: Лариса (Полина Агуреева), Карандышев (Евгений Цыганов) и Харита Игнатьевна (Наталия Курдюбова). Лариса Дмитриевна жениха то целует, то обнимает, то по голове гладит, все время улыбается и смеется. И видно, что она заставила себя всю боль, связанную с Паратовым, забыть. А Карандышев очень даже мил, ничего в нем отвратительного и напыщенного нет. Разве что глуп?
Особая интонация всего спектакля это плывущие движения и голоса, некая плавность, медленный поток. Спектакль словно бы специально поставлен очень холодно. Попробуйте на расстоянии 15 метров сказать человеку «люблю»! Ноги сами поднесут вас к нему поближе. Однако Паратов склоняет Ларису поехать с ними на Волгу, сидя на каком-то столике. И становится ясно, что ни Паратов не любит Ларису ни капли, ни она его┘ Так почему ж она поехала? Она наивный ребенок, вещь, кукла, она благостно принимает все. Карандышев хорошо. Паратов хорошо. И только когда между ней и Паратовым случилось ЭТО┘ Все рушится.
Мать Ларисы, по возрасту больше похожая на сестру, как будто живет не проблемами дочери, а какой-то своей жизнью, скрытой за пределами сцены. Тетка Карандышева уморительный персонаж. Все бутылки вина посчитала, о серебряных вилках беспокоится, поет романс: «Ше-е-епчут во мраке ночно-о-ом┘ Ло-о-ожечка┘ Где ж ты, голубка родна-а-ая┘ Ви-и-илочка┘» Звон этих вилок-ложек проходит сквозь весь спектакль.
Вера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008