Не стареют ни «волки», ни «овцы»
Вчера и сегодня в Российской академии театрального искусства в рамках фестиваля постановок мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Волки и овцы» по комедии А. Н. Островского. «Волки и овцы» режиссерская работа студентки из Китая Ма Чжен Хун, осуществленная под руководством Фоменко. Ряд удачных актерских работ в этом спектакле дали повод для корреспондента «Ъ» Екатерины Кретовой подробней рассказать о выпускниках этого курса.
Постановка по-новому раскрывает творческие возможности молодых актеров, с блеском продемонстрированные в уже показанных на фестивале спектаклях «Владимир третьей степени» и «Двенадцатая ночь». Ксения Кутепова (Мурзавецкая) играет «девицу 65 лет» и, не прибегая к возрастному гриму, создает образ властной и лицемерной старой девы. Евлампия Николаевна (Полина Кутепова) эфемерное, нежное создание в стиле эпохи модерна (так и хочется услышать из ее уст стихи Брюсова или Блока). Галина Тюнина играет роль рыщущей в поисках богатого жениха Глафиры Алексеевны столь современно, что дистанция, разделяющая времена Островского и сегодняшний день, становится незаметной. Миниатюрная и темпераментная Мадлен Джабраилова в «Волках и овцах» с должной долей иронии играет почти бессловесную роль неуклюжей Анфусы Тихоновны. Среди исполнителей мужских ролей мне особенно хотелось бы отметить Юрия Степанова. Его Лыняев добрый и порядочный человек, «овца», по определению Островского, напоминает чеховских героев: в финале, одетый в парусиновый костюм и нагруженный коробками, он выглядит совсем как «дачный муж».
Необычно режиссерское решение организации сценического пространства: интерьер усадьбы, составляющий основу сценографии, расположен по диагонали, захватывая не только сцену, но и часть зрительного зала. Окна зала становятся элементами декорации. Режиссерская трактовка образов наделяет каждый персонаж пьесы неповторимой индивидуальностью. В результате Фоменко совершает удивительное превращение: хрестоматийная комедия Островского воспринимается как современнейшая пьеса на тему извечного противостояния «волков» и «овец».
Постановка по-новому раскрывает творческие возможности молодых актеров, с блеском продемонстрированные в уже показанных на фестивале спектаклях «Владимир третьей степени» и «Двенадцатая ночь». Ксения Кутепова (Мурзавецкая) играет «девицу 65 лет» и, не прибегая к возрастному гриму, создает образ властной и лицемерной старой девы. Евлампия Николаевна (Полина Кутепова) эфемерное, нежное создание в стиле эпохи модерна (так и хочется услышать из ее уст стихи Брюсова или Блока). Галина Тюнина играет роль рыщущей в поисках богатого жениха Глафиры Алексеевны столь современно, что дистанция, разделяющая времена Островского и сегодняшний день, становится незаметной. Миниатюрная и темпераментная Мадлен Джабраилова в «Волках и овцах» с должной долей иронии играет почти бессловесную роль неуклюжей Анфусы Тихоновны. Среди исполнителей мужских ролей мне особенно хотелось бы отметить Юрия Степанова. Его Лыняев добрый и порядочный человек, «овца», по определению Островского, напоминает чеховских героев: в финале, одетый в парусиновый костюм и нагруженный коробками, он выглядит совсем как «дачный муж».
Необычно режиссерское решение организации сценического пространства: интерьер усадьбы, составляющий основу сценографии, расположен по диагонали, захватывая не только сцену, но и часть зрительного зала. Окна зала становятся элементами декорации. Режиссерская трактовка образов наделяет каждый персонаж пьесы неповторимой индивидуальностью. В результате Фоменко совершает удивительное превращение: хрестоматийная комедия Островского воспринимается как современнейшая пьеса на тему извечного противостояния «волков» и «овец».
Екатерина Кретова, «Коммерсант», 17.02.1993
- Не стареют ни «волки», ни «овцы»Екатерина Кретова, «Коммерсант», 17.02.1993