Спектакли для всех и┘ только для своих
Случай, случай┘ какие неожиданные сюрпризы он подчас преподносит нарочно не придумаешь! Так, в одну из пятниц октября он срежиссировал удивительный спектакль, вполне в духе пресловутых перформансов, сведя вместе в тот вечер в театре имени Моссовета двух великих поэтов.
Сразу на двух сценах на большой внизу, и «Под крышей» наверху в трагическом театре жизни (в котором все так перепуталось, что не отделить вымысел от правды, шутовство от драмы, а клюквенный сок от настоящей крови) страдал от неразделенной любви романтик-Поэт, балагурил оптимист Арлекин, грустил Пьеро (и он же Паяц), смахивала в небытие людскую суету Смерть┘
Внизу Александр Блок, «Балаганчик», представленный молодыми актерами Мастерской Петра Фоменко (премьера 3 мая в Париже, в Москве игрался впервые). Наверху Федерико Гарсиа Лорка, «Когда пройдет пять лет», «легенда времени», разыгранная столь же юными выпускниками Павла Хомского (тоже премьера этого года).
Сопоставление было неизбежно. Но драматизм «столкновения» спектаклей оказался не только в том, что оно подчеркнуло достоинства одного и недостатки другого. Это столкновение само по себе стало своеобразным спектаклем о непростой судьбе Актера, который в умелых руках становится способным разговаривать со звездами, а предоставленный самому себе, даже выложившись весь, «вывернувшись» наизнанку, остается пленником пыльного сценического пятачка.
У И. Поповски, виртуозно владеющего сценическим пространством, «чувствующего» стиль буквально кожей, актерский ансамбль не просто слажен продумана и отработана партитура до мельчайшего движения.
Театральный мир Поповски причудливый, яркий калейдоскоп, являющий нам разные лики жизненного Балаганчика. В нем остроумно «перемешались» сочность «кабацких» жанровых эпизодов и ломаная силуэтная графичность таинственного заседания мистиков, карнавальное шутовство рыцарского бала и горечь уличных «невстреч» героев┘
А крутит этот калейдоскоп Смерть. Дама хоть и невидимая, но всевластная, неумолимая, ее ждут, ее хотят увидеть пусть одним глазком, ее боятся, над ней смеются┘ Она там, за вселенским холодом Космоса, за снежной пеленой ночи, из которой явится на улицы Петербурга Женщина-Комета, Незнакомка в черном.
Да, актерам Мастерской Фоменко повезло. Им было что играть. Актерам Павла Хомского повезло, прямо скажем, не очень. Маргарита Терехова прекрасная актриса. Но что предложила она молодым? Бутафорский, полусамодеятельный спектакль «для своих» мам, пап, бабушек, близких друзей, которые простят халтурную работу звукооператора, балетмейстера, художника. Тактично не заметят, как, борясь с «не своим» амплуа, актрисы явно эту борьбу проигрывают┘ Зато бурно будут рады любому удачно произнесенному монологу, любому проявлению подлинной актерской страсти.
И они все, конечно же, старались. Горел и страдал Дима Бозин (Поэт) скользящая полуулыбка, гибкое тело┘
Был выразителен колоритнейший Олег Останин (Хуан, Игрок в регби. Арлекин), блистала в своем актерском этюде сама Терехова (Маска)┘ но все как-то не складывалось вместе, не озарялось тем неуловимым внутренним светом, что возносит произнесенное слово в высоты поэтического мира┘
Сразу на двух сценах на большой внизу, и «Под крышей» наверху в трагическом театре жизни (в котором все так перепуталось, что не отделить вымысел от правды, шутовство от драмы, а клюквенный сок от настоящей крови) страдал от неразделенной любви романтик-Поэт, балагурил оптимист Арлекин, грустил Пьеро (и он же Паяц), смахивала в небытие людскую суету Смерть┘
Внизу Александр Блок, «Балаганчик», представленный молодыми актерами Мастерской Петра Фоменко (премьера 3 мая в Париже, в Москве игрался впервые). Наверху Федерико Гарсиа Лорка, «Когда пройдет пять лет», «легенда времени», разыгранная столь же юными выпускниками Павла Хомского (тоже премьера этого года).
Сопоставление было неизбежно. Но драматизм «столкновения» спектаклей оказался не только в том, что оно подчеркнуло достоинства одного и недостатки другого. Это столкновение само по себе стало своеобразным спектаклем о непростой судьбе Актера, который в умелых руках становится способным разговаривать со звездами, а предоставленный самому себе, даже выложившись весь, «вывернувшись» наизнанку, остается пленником пыльного сценического пятачка.
У И. Поповски, виртуозно владеющего сценическим пространством, «чувствующего» стиль буквально кожей, актерский ансамбль не просто слажен продумана и отработана партитура до мельчайшего движения.
Театральный мир Поповски причудливый, яркий калейдоскоп, являющий нам разные лики жизненного Балаганчика. В нем остроумно «перемешались» сочность «кабацких» жанровых эпизодов и ломаная силуэтная графичность таинственного заседания мистиков, карнавальное шутовство рыцарского бала и горечь уличных «невстреч» героев┘
А крутит этот калейдоскоп Смерть. Дама хоть и невидимая, но всевластная, неумолимая, ее ждут, ее хотят увидеть пусть одним глазком, ее боятся, над ней смеются┘ Она там, за вселенским холодом Космоса, за снежной пеленой ночи, из которой явится на улицы Петербурга Женщина-Комета, Незнакомка в черном.
Да, актерам Мастерской Фоменко повезло. Им было что играть. Актерам Павла Хомского повезло, прямо скажем, не очень. Маргарита Терехова прекрасная актриса. Но что предложила она молодым? Бутафорский, полусамодеятельный спектакль «для своих» мам, пап, бабушек, близких друзей, которые простят халтурную работу звукооператора, балетмейстера, художника. Тактично не заметят, как, борясь с «не своим» амплуа, актрисы явно эту борьбу проигрывают┘ Зато бурно будут рады любому удачно произнесенному монологу, любому проявлению подлинной актерской страсти.
И они все, конечно же, старались. Горел и страдал Дима Бозин (Поэт) скользящая полуулыбка, гибкое тело┘
Был выразителен колоритнейший Олег Останин (Хуан, Игрок в регби. Арлекин), блистала в своем актерском этюде сама Терехова (Маска)┘ но все как-то не складывалось вместе, не озарялось тем неуловимым внутренним светом, что возносит произнесенное слово в высоты поэтического мира┘
Тамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994