Ночь с Клеопатрой
В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Египетские ночи».
Спектакль «Египетские ночи» хорошо темперированная импровизация. Затеял ее автор инсценировки и режиссер Петр Фоменко. По своему обыкновению, он занимался кропотливой литературной аппликацией из множества неоконченных пушкинских прозаических отрывков, сонма стихов и одной оконченной поэмы Валерия Брюсова под названием «Египетские ночи» склеивал сюжет одноименного спектакля. Затем импровизацией занялись артисты театра. В собранном из перечеркнутых черновиков сюжете им предлагалось выступить в ролях очень неординарных играть светскую молву, поэтическое вдохновение, исполнять стихи Пушкина под музыку Россини и перевоплощаться из чопорных персонажей пушкинской эпохи в героев античного анекдота о Клеопатре и ее любовниках. Черед импровизировать запланирован и для зрителей. «А что вы думаете об условии Клеопатры?» этим то ли вопросом, то ли просто мыслью, проговоренной вслух и не претендующей на немедленный отклик, завершается спектакль. О своем мнении по поводу прихотей египетской царицы предлагается поразмышлять по дороге домой.
Условие Клеопатры было коварно. Всем тем, кто желает провести ночь с царицей Египта, она готова предоставить эту возможность, однако жаждущий царственного тела должен заплатить за это жизнью. «Этот анекдот совершенно древний», аттестуют сюжет, сильно занимающий одного молодого человека по имени Алексей Иванович (Павел Баршак), господа во фраках и дамы в пышных оборках. Проводя вечер на даче, эти рассудительные светские люди даже и не подозревают, что пробужденный пылким юношеским воображением египетский сюжет неожиданно вклинится в их мирную светскую болтовню. А меж тем его воплотитель синьор Пиндемонти (Карэн Бадалов) уже стучит в дверь и предлагает свои услуги.
Заезжий неаполитанец с орлиным носом и черными клоками волос с таким воодушевлением импровизирует на заданную ему тему о Клеопатре, что завороженные столь вдохновенным повествованием завсегдатаи гостиных пускаются подыгрывать ему. Вдова по разводу страстная Зинаида Вольская (Полина Кутепова) делается Клеопатрой, сочинитель Чарский (Андрей Щенников) представляет Антония, генерал Сорохтин (Алексей Колубков) воина Флавия, эстет Вершнев (Илья Любимов) ученого Критона.
Поначалу очень литературное, черно-белое, освещенное лишь неровным светом свечных светильников, действо к середине (спектакль идет два часа без антракта) вспыхивает яркими красками. Взлетает пурпурное покрывало, изображая страстные ночи и кровавые рассветы, единичные реплики сливаются в дружный хор, гостиная княгини D. , убранная в традиционном для тридцатых годов XIX века стиле, преображается в чертог египетской царицы, все кружится, стихи льются┘ На маленькой сцене мастерской воцаряется та самая обаятельная творческая суета, за которую публика так любит этот театр.
Ближе к финалу Петру Фоменко удается воспроизвести на сцене то, из-за чего, собственно, все это возрождение Чарского, Вольской, Клеопатры и проч. из небытия пушкинских черновиков и было затеяно. Фоменко и его актеры разыгрывают не просто сюжет из древней истории, а представляют нечто большее. «Ах, Пушкин, Пушкин», вздыхает сочинитель Чарский. «Поговорим о странностях любви», завораживает своей настойчивостью Вольская. «А что вы думаете об условии Клеопатры?» вопрошает юный Алексей Иванович (Павел Баршак). Спектакль, словно россиниевская опера, расходится на сольные партии, лейтмотивы, хоры, ансамбли и побочные темы, чтобы в результате выйти к главной тому, как среди суеты, болтовни, счетов да расчетов, где-то в промежутке между надеванием роскошного турецкого халата и штопаньем кальсон, зарождается поэзия. Как она, еще будучи неясным замыслом, будит воображение поэтов и воодушевляет будущих читателей. Как наконец, приняв форму стихотворных строк, отрывает всех от реальности и уносит, куда ей вздумается, например в чертоги Клеопатры.
И несмотря на то что спектакль несколько длинноват и в контексте творчества Петра Фоменко не является новым словом, эта сверхзадача режиссеру и его актерам вполне удается.
Условие Клеопатры было коварно. Всем тем, кто желает провести ночь с царицей Египта, она готова предоставить эту возможность, однако жаждущий царственного тела должен заплатить за это жизнью. «Этот анекдот совершенно древний», аттестуют сюжет, сильно занимающий одного молодого человека по имени Алексей Иванович (Павел Баршак), господа во фраках и дамы в пышных оборках. Проводя вечер на даче, эти рассудительные светские люди даже и не подозревают, что пробужденный пылким юношеским воображением египетский сюжет неожиданно вклинится в их мирную светскую болтовню. А меж тем его воплотитель синьор Пиндемонти (Карэн Бадалов) уже стучит в дверь и предлагает свои услуги.
Заезжий неаполитанец с орлиным носом и черными клоками волос с таким воодушевлением импровизирует на заданную ему тему о Клеопатре, что завороженные столь вдохновенным повествованием завсегдатаи гостиных пускаются подыгрывать ему. Вдова по разводу страстная Зинаида Вольская (Полина Кутепова) делается Клеопатрой, сочинитель Чарский (Андрей Щенников) представляет Антония, генерал Сорохтин (Алексей Колубков) воина Флавия, эстет Вершнев (Илья Любимов) ученого Критона.
Поначалу очень литературное, черно-белое, освещенное лишь неровным светом свечных светильников, действо к середине (спектакль идет два часа без антракта) вспыхивает яркими красками. Взлетает пурпурное покрывало, изображая страстные ночи и кровавые рассветы, единичные реплики сливаются в дружный хор, гостиная княгини D. , убранная в традиционном для тридцатых годов XIX века стиле, преображается в чертог египетской царицы, все кружится, стихи льются┘ На маленькой сцене мастерской воцаряется та самая обаятельная творческая суета, за которую публика так любит этот театр.
Ближе к финалу Петру Фоменко удается воспроизвести на сцене то, из-за чего, собственно, все это возрождение Чарского, Вольской, Клеопатры и проч. из небытия пушкинских черновиков и было затеяно. Фоменко и его актеры разыгрывают не просто сюжет из древней истории, а представляют нечто большее. «Ах, Пушкин, Пушкин», вздыхает сочинитель Чарский. «Поговорим о странностях любви», завораживает своей настойчивостью Вольская. «А что вы думаете об условии Клеопатры?» вопрошает юный Алексей Иванович (Павел Баршак). Спектакль, словно россиниевская опера, расходится на сольные партии, лейтмотивы, хоры, ансамбли и побочные темы, чтобы в результате выйти к главной тому, как среди суеты, болтовни, счетов да расчетов, где-то в промежутке между надеванием роскошного турецкого халата и штопаньем кальсон, зарождается поэзия. Как она, еще будучи неясным замыслом, будит воображение поэтов и воодушевляет будущих читателей. Как наконец, приняв форму стихотворных строк, отрывает всех от реальности и уносит, куда ей вздумается, например в чертоги Клеопатры.
И несмотря на то что спектакль несколько длинноват и в контексте творчества Петра Фоменко не является новым словом, эта сверхзадача режиссеру и его актерам вполне удается.
Наталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002