Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»
В разгаре лета в театре Петра Фоменко состоялась премьера забытой пьесы Николая Гумилева «Отравленная туника»
Этот спектакль, поставленный учеником Петра Фоменко Иваном Поповски, не оставил театралов равнодушными. Хотя поэтическая драма, театр классицизма не простой орешек. Сам Поповски знает в этом толк. Во всяком случае, когда он ставил в ГИТИСе в 1991 году пьесу Марины Цветаевой «Приключение», то на представление рвались все: от студентов до профессионалов и мэтров критического цеха. С тех пор за Поповски закрепился статус «талантливого молодого режиссера».
Николай Гумилев написал свою «Отравленную тунику» в 1918 году. Не слишком подходящее время для красивой истории о жизни византийской императорской семьи VI века нашей эры. Но у поэтов свои взгляды на искусство и его место в жизни. Понятия актуальности в данном случае Гумилева не слишком волновали. Главная его цель заключалась в том, чтобы выстроить драму по законам поэтического творчества, а потому каждому герою «Отравленной туники», будь то император Юстиниан, его венценосная супруга Феодора, юная дочь Зоя, нищий поэт Имр или величественный Трапезондский царь, он дал возможность раскрыться сполна. Гумилевский стих произносится в спектакле Поповски внятно, выразительно подчеркнуто удаляясь от бытовых интонаций. На сцене царит звук, причем не только в голосах актеров. Он слышится и в шорохе морского песка, пересыпании камешков, плеске воды. Подобный подход к постановке драмы поэта оправдан еще и тем, что Поповски обратился к полузабытому на нашей сцене стилю классицизма, когда актерам полагалось не столько действовать и совершать поступки, сколько декламировать (в лучшем смысле).
Казалось бы, подобная статика могла навеять скуку, но, к счастью, отточенное мастерство молодых звезд Мастерской Петра Фоменко помогла преодолеть и этот порог. А уникальные по красоте костюмы сербской художницы Ангелины Атлагич восхитили зрителей стильным сочетанием льющегося шелка, грубой кожи и блеском драгоценных камней.
Солировала в спектакле одна из прим театра Галина Тюнина. Коварная и влюбленная императрица Феодора предстает перед публикой в самых разных ипостасях властной, страдающей, виноватой. Она играет голосом, интонацией, жестом. Какой-то звериной, природной пластикой завораживает и араб Имр (Кирилл Пирогов) с его гортанным голосом. Зоя (Мадлен Джабраилова) похожа на дорогую, изысканную куклу, а Трапезондский царь (Рустэм Юскаев) покорил зрителей теплотой и «жизненностью» интонаций. Иван Поповски сумел достигнуть в «Отравленной тунике» невозможного: декламация артистов завораживала зрителей не только музыкальностью, но и глубиной переживаний┘
Труппа Петра Фоменко в очередной раз продемонстрировала свое редкостное мастерство и умение работать в разных, порой неожиданных жанрах и стилях.
Николай Гумилев написал свою «Отравленную тунику» в 1918 году. Не слишком подходящее время для красивой истории о жизни византийской императорской семьи VI века нашей эры. Но у поэтов свои взгляды на искусство и его место в жизни. Понятия актуальности в данном случае Гумилева не слишком волновали. Главная его цель заключалась в том, чтобы выстроить драму по законам поэтического творчества, а потому каждому герою «Отравленной туники», будь то император Юстиниан, его венценосная супруга Феодора, юная дочь Зоя, нищий поэт Имр или величественный Трапезондский царь, он дал возможность раскрыться сполна. Гумилевский стих произносится в спектакле Поповски внятно, выразительно подчеркнуто удаляясь от бытовых интонаций. На сцене царит звук, причем не только в голосах актеров. Он слышится и в шорохе морского песка, пересыпании камешков, плеске воды. Подобный подход к постановке драмы поэта оправдан еще и тем, что Поповски обратился к полузабытому на нашей сцене стилю классицизма, когда актерам полагалось не столько действовать и совершать поступки, сколько декламировать (в лучшем смысле).
Казалось бы, подобная статика могла навеять скуку, но, к счастью, отточенное мастерство молодых звезд Мастерской Петра Фоменко помогла преодолеть и этот порог. А уникальные по красоте костюмы сербской художницы Ангелины Атлагич восхитили зрителей стильным сочетанием льющегося шелка, грубой кожи и блеском драгоценных камней.
Солировала в спектакле одна из прим театра Галина Тюнина. Коварная и влюбленная императрица Феодора предстает перед публикой в самых разных ипостасях властной, страдающей, виноватой. Она играет голосом, интонацией, жестом. Какой-то звериной, природной пластикой завораживает и араб Имр (Кирилл Пирогов) с его гортанным голосом. Зоя (Мадлен Джабраилова) похожа на дорогую, изысканную куклу, а Трапезондский царь (Рустэм Юскаев) покорил зрителей теплотой и «жизненностью» интонаций. Иван Поповски сумел достигнуть в «Отравленной тунике» невозможного: декламация артистов завораживала зрителей не только музыкальностью, но и глубиной переживаний┘
Труппа Петра Фоменко в очередной раз продемонстрировала свое редкостное мастерство и умение работать в разных, порой неожиданных жанрах и стилях.
Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002