Чаепитие у Петра Фоменко
После постановки «Одной счастливой деревни» знаменитый режиссер продолжил свои театральные исследования в области человеческого счастья, выбрав для этого раннюю повесть Льва Толстого «Семейное счастье». Но в процессе работы выяснилось, что у него кардинально иные взгляды на женское легкомыслие и непостоянство, чем у великого русского моралиста.
Перед Фоменко стояла отнюдь не легкая задача: не просто рассказать о судьбе молодой женщины, прошедшей через искушения и греховные соблазны и в конце концов вернувшейся к мужу и детям, а все-таки попытаться разобраться, отчего это происходит. Действительно, почему два вначале влюбленных человека со временем становятся чужими и вынуждены терпеть друг друга, оставаясь под одной крышей? В отличие от автора режиссер не торопится осуждать «неправильную» жену положительного во всем Сергея Михайловича. Более того, именно ее он ставит на первое место в спектакле, предлагая зрителям понять природу ошибок женщины, запутавшейся не только в своих чувствах, но и в самой жизни.
Центральным персонажем спектакля «Мастерской Петра Фоменко» становится Маша в исполнении Ксении Кутеповой, долгое время находившейся в тени своей знаменитой сестры Полины. В течение спектакля от нее глаз невозможно оторвать, настолько актриса правдоподобно и тонко рисует характер своей противоречивой героини. Вот перед нами предстает избалованная девушка-подросток, без дела слоняющаяся по дому и пока еще не бросившая своих кукол. А вот мы видим резко повзрослевшую барышню, напуганную новыми чувствами и бурными ощущениями. Далее действие окрашивается во все более драматические тона. Уже не просто Маша, а роскошная красавица кокетничает с великосветскими кавалерами. Ей жутко и весело, а сердце замирает оттого, что она может броситься в пропасть соблазна с незнакомым мужчиной, и тогда все полетит кувырком.
Когда же разум берет верх и взрослая женщина понимает, что мгновенная вспышка могла погубить ее душу, семью, то она обнаруживает рядом с собой непреклонного в своих нравственных принципах мужа, никому ничего не прощающего┘
Сергей Тарамаев играет правильного и умного человека, но настолько жесткого, что это граничит с душевной черствостью. Сергей Михайлович любит свою жену и все-таки никак не может понять ее «завихрений». Большую часть спектакля он проводит, стоя за конторкой, занимаясь ужасно важными и серьезными делами, и его совсем не волнует, что в это время Маша делает, о чем думает.
Тщательность и безошибочность в проработке всех деталей спектакля главные качества постановщика Фоменко. В «Семейном счастии» нет ни одной приблизительной, служебной сцены, все выверено и продумано до мелочей. Например, прекрасно сделана одна из первых встреч Маши и ее серьезного жениха, когда они, уютно расположившись на полу, строят из цветочных горшков что-то наподобие будущего сада, в котором обязательно будут пить чай. Кстати, чаепитие рефреном проходит через весь спектакль. Это своего рода ритуал, которому в этом доме придают особое значение. По внешним параметрам он всегда одинаков: стол с белой скатертью, начищенный самовар, блюдечки, чашечки, сушки, варенье. А вот персонажи чувствуют и ведут себя по-разному. В результате получается примерно так, как сказано у Чехова: «Люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Перед Фоменко стояла отнюдь не легкая задача: не просто рассказать о судьбе молодой женщины, прошедшей через искушения и греховные соблазны и в конце концов вернувшейся к мужу и детям, а все-таки попытаться разобраться, отчего это происходит. Действительно, почему два вначале влюбленных человека со временем становятся чужими и вынуждены терпеть друг друга, оставаясь под одной крышей? В отличие от автора режиссер не торопится осуждать «неправильную» жену положительного во всем Сергея Михайловича. Более того, именно ее он ставит на первое место в спектакле, предлагая зрителям понять природу ошибок женщины, запутавшейся не только в своих чувствах, но и в самой жизни.
Центральным персонажем спектакля «Мастерской Петра Фоменко» становится Маша в исполнении Ксении Кутеповой, долгое время находившейся в тени своей знаменитой сестры Полины. В течение спектакля от нее глаз невозможно оторвать, настолько актриса правдоподобно и тонко рисует характер своей противоречивой героини. Вот перед нами предстает избалованная девушка-подросток, без дела слоняющаяся по дому и пока еще не бросившая своих кукол. А вот мы видим резко повзрослевшую барышню, напуганную новыми чувствами и бурными ощущениями. Далее действие окрашивается во все более драматические тона. Уже не просто Маша, а роскошная красавица кокетничает с великосветскими кавалерами. Ей жутко и весело, а сердце замирает оттого, что она может броситься в пропасть соблазна с незнакомым мужчиной, и тогда все полетит кувырком.
Когда же разум берет верх и взрослая женщина понимает, что мгновенная вспышка могла погубить ее душу, семью, то она обнаруживает рядом с собой непреклонного в своих нравственных принципах мужа, никому ничего не прощающего┘
Сергей Тарамаев играет правильного и умного человека, но настолько жесткого, что это граничит с душевной черствостью. Сергей Михайлович любит свою жену и все-таки никак не может понять ее «завихрений». Большую часть спектакля он проводит, стоя за конторкой, занимаясь ужасно важными и серьезными делами, и его совсем не волнует, что в это время Маша делает, о чем думает.
Тщательность и безошибочность в проработке всех деталей спектакля главные качества постановщика Фоменко. В «Семейном счастии» нет ни одной приблизительной, служебной сцены, все выверено и продумано до мелочей. Например, прекрасно сделана одна из первых встреч Маши и ее серьезного жениха, когда они, уютно расположившись на полу, строят из цветочных горшков что-то наподобие будущего сада, в котором обязательно будут пить чай. Кстати, чаепитие рефреном проходит через весь спектакль. Это своего рода ритуал, которому в этом доме придают особое значение. По внешним параметрам он всегда одинаков: стол с белой скатертью, начищенный самовар, блюдечки, чашечки, сушки, варенье. А вот персонажи чувствуют и ведут себя по-разному. В результате получается примерно так, как сказано у Чехова: «Люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Анна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000