В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»
Для «Мастерской» эти весенние гастроли стали первыми после смерти Петра Фоменко. Показывали две последние по времени премьеры: апрельский «Театральный роман» Булгакова и сентябрьский «Дар» Набокова. Театр, который считает, что спектаклю необходимы год-два жизни, чтобы дозреть и окрепнуть, и только потом выезжать в свет, традиционно делает исключение для Северной столицы. И это касается не только «взрослых» премьер, но и студенческих работ всех четырех курсов, которые успел выпустить Мастер: даже отрывки сразу везли на «смотрины». Для Петра Наумовича постановка, если она не была сыграна в Петербурге, оставалась как бы не до конца выпущенной, «не до конца по-настоящему премьерной».
Открывали гастроли «Театральным романом» спектаклем, созданным Петром Фоменко вместе с учеником «второго призыва» Кириллом Пироговым, сыгравшим в нем главную роль. Герой Максудов автор пьесы «Черный снег», взятой на постановку «Независимым театром», это альтер эго Михаила Афанасьевича, который познавал все прелести и ужасы театрального мира со своими «Днями Турбиных» во МХАТе. «Фоменки» не стремятся к аллюзиям или прямым пародиям, они высмеивают «законсервированность» театра как такового. Обобщение это не снимает, однако, параллелей: накануне двадцатилетия «Мастерской» (или двадцатипятилетия если считать от набора курса) театр анализирует творческий кризис, к которому пришли «художественники» в свои неполные тридцать, и как бы смотрит на себя со стороны, не боясь обнаруживать слабые места.
За «старшим поколением» свое слово сказала и молодая часть труппы: показали «Дар» в постановке Евгения Каменьковича давнего союзника театра и ныне художественного руководителя, известного своей тягой к сложной прозе. Поставив в «Мастерской», казалось бы, непосильных сцене «Улисса» и «Венерин волос», Каменькович взялся за выпуклый, танцующий и ускользающий текст Набокова, ранее не инсценированный. Вместе с молодыми артистами и поддержкой «основоположников» в лице блистательной Полины Кутеповой режиссер исследует тему любви, ее предощущение, томление по ней и свершение. Главную тему для всего творчества Петра Наумовича, часто повторявшего «мало любви, мало любви».
«Когда мы взялись за Дар“, возникли проблемы литературоведческого характера: команда ринулась читать различные исследования, мы провели некоторое время в зряшных спорах, прежде чем начали репетировать, рассказал РБК daily режиссер перед спектаклем. Но литературный кружок закончился, когда встали на ноги, начали пробовать».
Показателем того, что спектакль получился, является переход отдельных слов в жизнь набоковскими словосочетаниями мы сейчас вовсю щеголяем в общении друг с другом". Каменькович отметил также, что магистральный сюжет театра вырисован и он «в хорошем смысле будет двигаться по инерции»: 95% названий будущих постановок это содержание так называемого «фоменковского завещания», «списка Фомы». Этот план «Мастерской» был уже не раз озвучен, и гастроли стали неким наглядным его подтверждением. Без них новые «Фоменки» не были бы до конца «настоящими», принятыми и осмысленными Петербургом.
Открывали гастроли «Театральным романом» спектаклем, созданным Петром Фоменко вместе с учеником «второго призыва» Кириллом Пироговым, сыгравшим в нем главную роль. Герой Максудов автор пьесы «Черный снег», взятой на постановку «Независимым театром», это альтер эго Михаила Афанасьевича, который познавал все прелести и ужасы театрального мира со своими «Днями Турбиных» во МХАТе. «Фоменки» не стремятся к аллюзиям или прямым пародиям, они высмеивают «законсервированность» театра как такового. Обобщение это не снимает, однако, параллелей: накануне двадцатилетия «Мастерской» (или двадцатипятилетия если считать от набора курса) театр анализирует творческий кризис, к которому пришли «художественники» в свои неполные тридцать, и как бы смотрит на себя со стороны, не боясь обнаруживать слабые места.
За «старшим поколением» свое слово сказала и молодая часть труппы: показали «Дар» в постановке Евгения Каменьковича давнего союзника театра и ныне художественного руководителя, известного своей тягой к сложной прозе. Поставив в «Мастерской», казалось бы, непосильных сцене «Улисса» и «Венерин волос», Каменькович взялся за выпуклый, танцующий и ускользающий текст Набокова, ранее не инсценированный. Вместе с молодыми артистами и поддержкой «основоположников» в лице блистательной Полины Кутеповой режиссер исследует тему любви, ее предощущение, томление по ней и свершение. Главную тему для всего творчества Петра Наумовича, часто повторявшего «мало любви, мало любви».
«Когда мы взялись за Дар“, возникли проблемы литературоведческого характера: команда ринулась читать различные исследования, мы провели некоторое время в зряшных спорах, прежде чем начали репетировать, рассказал РБК daily режиссер перед спектаклем. Но литературный кружок закончился, когда встали на ноги, начали пробовать».
Показателем того, что спектакль получился, является переход отдельных слов в жизнь набоковскими словосочетаниями мы сейчас вовсю щеголяем в общении друг с другом". Каменькович отметил также, что магистральный сюжет театра вырисован и он «в хорошем смысле будет двигаться по инерции»: 95% названий будущих постановок это содержание так называемого «фоменковского завещания», «списка Фомы». Этот план «Мастерской» был уже не раз озвучен, и гастроли стали неким наглядным его подтверждением. Без них новые «Фоменки» не были бы до конца «настоящими», принятыми и осмысленными Петербургом.
Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013