«Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!
Старую пьесу Аллы Соколовой о зубном враче не от мира сего, влюбленном в одинокую учительницу музыки Александру, все прекрасно помнят по фильму Ильи Авербаха, где главные роли были у Андрея Миронова и Марины Нееловой
А кто-то видел и спектакль Сергея Юрского 76-года. И фильм, и сама пьеса сделаны еще в советские времена, но такие чудики упрямо не вымерзают, как динозавры, и в сегодняшнем, холодном и генномодифицированном времени.
Вот во славу современных фарятьевых и поставила свой спектакль режиссер Вера Камышникова в содружестве с прекрасным художником Марией Трегубовой, выстроившей особенный сценический мир-зеркало для героев. Да, нелепый Фарятьев – герой и есть. Вам вот хватит смелости влюбиться, сказать все, как есть, и руку-сердце сейчас и сразу, потому что мечтатели не торгуются?
Он не молод, не красив, живет тесновато и с тетушкой под боком (ну, допустим, что раньше и такие стоматологи встречались). К тому же смешной идеалист уверяет, что все мы родом не отсюда, на Землю нас занесло случайно, и оттого мы несчастны и друг друга не понимаем («И я, и вы, и все люди вообще живем не на той планете. Мы инопланетяне, так сказать»).
Шуру (Полина Кутепова), в которую влюблен Фарятьев (Рустэм Юскаев), эти «тараканы» совсем не вдохновляют, а раздражают. Ее усталая, растерянная красота все время спотыкается на каблуках, слова безучастны, да и вообще, ее свежеразбитое сердце только и ждет, когда же позовет бросивший ее Бетхудов. Но под давлением заботливой мамы (Галина Кашковская в нужный момент может запросто отпочковаться от стены, оклеенной обоями с цветочками точь-в-точь как на халате) Шура предложение Фарятьева принимает. Потому что чувства чувствами, но количество боевых вылетов ограничено, а замуж-то надо, да и любит ее этот чудак, кажется.
В этом мире вообще все всем кажется. Посреди сцены большое зеркало, где кажутся отражения – они хоть и копии персонажей, но какие-то чересчур самостоятельные, то рюмочку без спросу нальют, то прическу поправят, хоть оригинал, ничего такого и не делал, а только хотел, может быть. Сами себе, а заодно и нам хозяева. И кажется, отражения тут лучше нас знают, с кем им обниматься – кого мы больше всего любим тут. А кого? Сами себя, конечно. Ну, им виднее И зачем только этот Чужой Фарятьев со своим самоваром… в смысле, со своей инопланетной любовью тут оказался? От нее здесь вред один происходит. Пододеяльники летают, космонавты прогуливаются, пол топорщится, потолок уходит в облака. Словом, сумасшедшая квартирка со страстями и несовпадениями, где никто теперь и себя-то не понимает, не то что друг друга. Фарятьев любит Шуру, Шура любит Бетхудова, а ее младшая сестра Люба (Вера Строкова) – Фарятьева, который ее в упор не видит и не слышит. Бестолково все. Все здесь мечтатели, то есть инопланетяне, каждый на свой манер и каждый сам себе отдельная самолюбивая звезда. А уж смеяться над этим или плакать – вам решать. Но нам с этой планеты деваться некуда.
А кто-то видел и спектакль Сергея Юрского 76-года. И фильм, и сама пьеса сделаны еще в советские времена, но такие чудики упрямо не вымерзают, как динозавры, и в сегодняшнем, холодном и генномодифицированном времени.
Вот во славу современных фарятьевых и поставила свой спектакль режиссер Вера Камышникова в содружестве с прекрасным художником Марией Трегубовой, выстроившей особенный сценический мир-зеркало для героев. Да, нелепый Фарятьев – герой и есть. Вам вот хватит смелости влюбиться, сказать все, как есть, и руку-сердце сейчас и сразу, потому что мечтатели не торгуются?
Он не молод, не красив, живет тесновато и с тетушкой под боком (ну, допустим, что раньше и такие стоматологи встречались). К тому же смешной идеалист уверяет, что все мы родом не отсюда, на Землю нас занесло случайно, и оттого мы несчастны и друг друга не понимаем («И я, и вы, и все люди вообще живем не на той планете. Мы инопланетяне, так сказать»).
Шуру (Полина Кутепова), в которую влюблен Фарятьев (Рустэм Юскаев), эти «тараканы» совсем не вдохновляют, а раздражают. Ее усталая, растерянная красота все время спотыкается на каблуках, слова безучастны, да и вообще, ее свежеразбитое сердце только и ждет, когда же позовет бросивший ее Бетхудов. Но под давлением заботливой мамы (Галина Кашковская в нужный момент может запросто отпочковаться от стены, оклеенной обоями с цветочками точь-в-точь как на халате) Шура предложение Фарятьева принимает. Потому что чувства чувствами, но количество боевых вылетов ограничено, а замуж-то надо, да и любит ее этот чудак, кажется.
В этом мире вообще все всем кажется. Посреди сцены большое зеркало, где кажутся отражения – они хоть и копии персонажей, но какие-то чересчур самостоятельные, то рюмочку без спросу нальют, то прическу поправят, хоть оригинал, ничего такого и не делал, а только хотел, может быть. Сами себе, а заодно и нам хозяева. И кажется, отражения тут лучше нас знают, с кем им обниматься – кого мы больше всего любим тут. А кого? Сами себя, конечно. Ну, им виднее И зачем только этот Чужой Фарятьев со своим самоваром… в смысле, со своей инопланетной любовью тут оказался? От нее здесь вред один происходит. Пододеяльники летают, космонавты прогуливаются, пол топорщится, потолок уходит в облака. Словом, сумасшедшая квартирка со страстями и несовпадениями, где никто теперь и себя-то не понимает, не то что друг друга. Фарятьев любит Шуру, Шура любит Бетхудова, а ее младшая сестра Люба (Вера Строкова) – Фарятьева, который ее в упор не видит и не слышит. Бестолково все. Все здесь мечтатели, то есть инопланетяне, каждый на свой манер и каждый сам себе отдельная самолюбивая звезда. А уж смеяться над этим или плакать – вам решать. Но нам с этой планеты деваться некуда.
Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012