За стеклом
Только что прошедшая картина «Путешествие с домашними животными», летние съёмки в Санкт-Петербурге, репетиции этот сезон, как впрочем, и почти все предыдущие, будет для Ксении Кутеповой очень насыщенным. А ещё она впервые выйдет на сцену МХТ сыграет Елену в «Белой гвардии» у Сергея Женовача.
Ровно в 16.00 я прибываю к служебному входу в театр. «А Ксении Кутеповой ещё нет», доверительно сообщает вахтёрша. Тепло, покурю снаружи. Ровно в 16.15 решаю позвонить: мало ли, вдруг человек день перепутал. «Да-да, я подъезжаю, буду минуты через три». Наконец из-за угла выныривает маленький джип с георгиевской ленточкой на антенне за полутёмным стеклом знакомый рыжий абрис. Приподнимаюсь с ограды газона, но, оказывается, напрасно это Полина. Туфли без каблуков, небрежное каре, шёлковая блузка, джинсы не торопясь Полина заходит в театр. Меж тем уже 16.30 мстительно подумываю о том, как спрошу Ксению про опоздания: свойственно ли ей это? Наконец к театру вновь подкатывает авто, и лёгкой походкой из него выходит ещё одна рыжая женщина вся движение, волосы собраны высоко на затылке, чёрное платье, в руках маленькая сумка. Мы входим в театр Ксения будто летит неслышными шагами. Лабиринт незнакомых пространств, в полутёмном зале кто-то играет на пианино, откуда-то слышатся голоса. Ксения заглядывает в дверь и салютует сумочкой: «Полина!!!» Стремительно поворачивается ко мне: «Где нам┘» «Лучше, где потише». «Тогда в гримёрную». От этой её стремительности я поначалу взяла не тот темп, мне показалось, с ней так и надо разговор как пинг-понг. Быстро сообразила неправильно.
С ней есть ощущение льда. О таких женщинах должны мечтать капитаны дальнего плавания где-нибудь на рейде Сиэтл-Нагаево. Или лётчики-истребители. Женщина-птица: рядом, а одновременно далеко-далеко, ускользает скрипичной мелодией. Может быть, даже мешает ложкой суп, рассеянно глядя в пространство, а взгляд при этом где-то в туманности Андромеды. Совсем не снежная королева просто видишь её как сквозь стекло, по которому прогулялся первый морозец.
Жизнь Ксении Кутеповой полна того, о чём другие только грезят: ярка и постоянна в своём призвании, признана, у неё большая семья, двое детей пятилетний Василий и двухлетняя Лида. «Почему вы детей именно этими именами назвали?» спрашиваю я, а она как будто немного удивляется: «Так бабушку с дедушкой звали, по папиной линии». (Голос её тут теряется, вся богатейшая палитра интонаций, нежные краски цезур, сильные и слабые доли, складывающиеся в неповторимый рисунок, из миллиона узнаешь их с Полиной голоса, ни у кого таких больше нет.) «Для вас ведь, спрашиваю, очень важны семейные связи, и по горизонтали, и по вертикали?» Она соглашается: «Я думаю, да, так нас воспитали наши родители. Мы держимся вместе три сестры, мама, все дети┘ (Она щурится куда-то в детство.) У нас был, наверное, культ семьи. Воскресные обеды┘ Неподалёку от места, где мы жили, был яблоневый сад мы устраивали там пикники всей семьёй┘ скатерти на траве┘» На следующий вопрос я ожидала какого угодно ответа, но только не того, что прозвучал. «Если в вашей жизни происходит событие, к которому вы не знаете, как отнестись, кому будет первый звонок?» Думаю, скажет: Полине, мужу. Вдруг слышу, без паузы: «Никому».
То есть получается, что важность семейных связей не мешает тому, что вы остаётесь в достаточной степени закрытым человеком?
(С некоторым воодушевлением.) Да, и это, наверное, тоже воспитано в семье политика невмешательства в личную жизнь каждого. Если ты о чём-то не говоришь значит, ты не хочешь об этом говорить. И никто не будет к тебе лезть. (Пауза.) У нас достаточно скрытные характеры.
У всех?
Да, мне кажется, у всех. Замкнутые. Вроде бы как все вместе, но при этом и по отдельности.
А при этом у вас есть близкие подруги?
Нет, у меня нет подруг.
Вообще нет?
Вообще.
Только сёстры?
Да. И Злата, и Полина┘ А поскольку мы с Полиной всегда были вместе, и в театре, и┘ всю жизнь, то, наверное, это и причина (смеётся) того, что у меня нет подруг и нет потребности, чтобы они были.
А как вы с Полиной в театр пришли? Я, честное слово, не знаю.
Наша старшая сестра Злата она, конечно, повлияла. Мы танцевали с Полиной в ансамбле имени Локтева, с детства снимались в кино, но всё равно это было┘ как-то не всерьёз. А старшая сестра она мечтала стать актрисой, занималась в театральных студиях, училась в театральной школе. У неё была цель, она её добивалась, а мы с Полиной очень инертно за ней волочились.
И был со стороны Златы один поступок, за который я очень ей благодарна. Это было в самом начале девятого класса, в сентябре. Мы жили в Беляеве, учились в обыкновенной средней, посредственной школе. Такая тёмненькая дыра. И вдруг приходит Злата и говорит: «Что вы делаете?! Идите в школу номер шестьдесят семь и учитесь там!» Просто взяла и волевым усилием отправила нас туда. И мы инертно потащились (смеётся).
Школа № 67 она прямо здесь находится, на Кутузовском проспекте, за панорамой (Бородинской, то есть в двух шагах от «Мастерской». Прим. авт.). Класс был уже набран. Это была очень сильная школа четыре девятых класса: литературный, химический, физико-математический и обыкновенный. Мы пришли в литературный. С нами провёл собеседование Лев Иосифович Соболев и почему-то нас взял. Я не знаю почему. Не могу сказать, что мы были очень подкованы (смеётся). Правда, у нас была очень хорошая домашняя библиотека, мы много читали.
А это очень прогрессивная школа была. Наша классная руководительница, учительница истории Тамара Натановна Эйдельман, дочка Натана Эйдельмана, читала нам историю, как никто тогда не читал. (Пауза.) Мне вообще счастливая звезда! повезло с учителями.
А вы в ГИТИС с первого раза поступили?
Да тоже как-то случайно.
Мне просто интересно, как вы к Фоменко на курс попали. Какова здесь доля случайности? У вас была эта история, когда поступают одновременно в несколько институтов?
Конечно, была. Более того, в ГИТИСе на режиссёрском факультете в один год набирали Хейфец и Фоменко и ещё Андреев на актёрском. Один педагог из нашей школы сказала: идите к Фоменко! А мы не знали, кто это, мы же в театр вообще не ходили! (Смеётся.)
Даже так?!
Нет, ну с классом ходили на «Вишнёвый сад» Эфроса┘
А сами не бегали?
Как-то больше в кино. Я прогуливала уроки и ходила в кинотеатр «Киев», который здесь был. (Здесь это в здании, где сейчас находится Театр Фоменко. Прим. авт.) Посмотрела «Восемь с половиной», прихожу на следующий день в школу, Тамара Натановна меня спрашивает: почему тебя не было на уроке? Я честно ответила: в кино ходила. А что смотрела? «Восемь с половиной». Она говорит: ну ладно, раз Феллини, то ничего страшного. (Пауза.) Так вот я до сих пор здесь (смеётся).
У вас такая жизнь получилась со стороны кажется, что очень ровная. Даже, как сейчас выясняется, в географическом отношении. Вам никогда не хотелось взять и всё резко поменять?
(Вздыхает.) Хотелось, конечно. Но видите не изменилось же ничего! (Смеётся.)
А почему вы этого не сделали?
А потому что┘ Вы про театр спрашиваете?
Нет, вообще про жизнь.
Может быть, я по природе своей не авантюристка, а если авантюристка, то с гарантией (смеётся) благополучного исхода. Как бы вам сказать┘ Вот у нас есть спектакль, «Три сестры», так мне кажется, что я - Наташа. У меня нет этого саморазрушения, которое присутствует в сёстрах Прозоровых, которых мы с Полиной играем. Я крепко стою на земле. У меня есть дом, есть любовь┘ У меня есть дача, где я, как Наташа, вырубаю аллеи (смеётся) и сажаю цветочки. Я такой человек очень земной (замолкает, ищет слово)┘
Материальный.
Нет, не материальный. Это не то слово. (Маленькая пауза.) Я женщина, жаждущая воплощения своего назначения. Без налёта романтизма.
Что за назначение?
Женское. Семья, дети.
Потом, как следствие, внуки.
Я бабушкой очень хорошо себя представляю.
Видите себя?
Не то чтобы вижу, просто знаю, что я такой человек. (Пауза.) Вряд ли случится такое, что я всё брошу и улечу на край света с незнакомцем. Хотя я знаю людей, у которых это происходит в жизни, я смотрю на них и думаю: нет, я так не смогу! (Смеётся.)
А у вас бывают ощущение такое заполошное вот, время идёт, а я ещё ничего не сделала┘
(Решительно.) Да! Это было┘ (Перебивает сама себя.) Это, наверное, кризис среднего возраста называется?
Наверное.
Это было, но сейчас прошло, потому что сейчас┘ я это уже воспринимаю как данность (хохочет). «Время ушло, я ничего не сделала┘» Зато у меня есть дети, которые всё успеют. А я уже устраняюсь уступаю дорогу моим детям! (Веселье.)
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы уйти из театра? Вы такую мысль допускали?
Конечно. (Пауза.) Понимаете, бывают очень тяжёлые сезоны. (Пауза.) Работать в театре это вообще тяжело. Не только физически, но и психологически. И вот под конец сезона наступает депрессия┘ у всех, по-моему. Потому что уехать куда-то, чтобы передохнуть, невозможно это не та работа.
Хотя нет, у меня в прошлом году была такая возможность вдруг на неделю я уехала с мужем и сыном кататься на горных лыжах. И была потрясена таким образом жизни. В принципе люди так и живут устав, они спокойно берут своих детей и едут отдыхать. Я приехала счастливая, совершенно с другим внутренним состоянием доигрывала сезон. К сожалению, обычно театр не позволяет такого. Тяжеловато. Особенно когда репетиции, выпуск спектакля┘ Последние две-три недели муж уже знает ко мне лучше не подходить.
А если подойти, что будет? Вы в таком состоянии ругаетесь или плачете?
По-разному. Могу ругаться, могу плакать. Могу не отвечать на вопросы. Просто мысли о другом. Вот мы когда выпускали «Самое важное», я репетировала монолог, возвращалась после репетиции а до премьеры оставалась неделя и заехала на заправку. В голове у меня монолог, я вставляю пистолет, расплачиваюсь, сажусь в машину и уезжаю.
Оторвали шланг?!
Колонку снесла (смеётся).
?!!!!
Из земли бил фонтан бензина! (Хохочет.) В таком состоянии ни на чём не концентрируешься.
Под финал я ей, конечно, один очень неправильный вопрос задала и сама в эту ловушку попала. Она аж онемела. И тоже вопрос задала. И тут уже онемела я. «Памятуя о депрессиях, спросила я, а вы когда-нибудь задаёте себе вопрос: во имя чего я всё это делаю?» Она взяла паузу и первый раз за весь разговор развернулась ко мне до этого сидела вполоборота, особо без eyes contact. А тут внимательно и долго посмотрела в глаза.
«Подождите. Я вот просто чтобы понять, о чём речь. Вы ради чего работаете журналисткой?» спросила она. Я сделала попытку увильнуть: «Я как вы не работаю. Я бы так не выдержала когда вообще себе не принадлежишь». Она не отступила: «И всё-таки?» Отвечать вообще не хотелось. Потому что таких, как она, вообще немного, и я точно не из них. «Ради денег, говорю со вздохом, ради удовольствия». Она формулировку приняла в том смысле, что «давайте в этих категориях порассуждаем».
Ну вот и я. В первую очередь, конечно, ради удовольствия. Не зарабатывают люди в театре.
И сейчас?
Да. В сравнении с кинематографом тем более. Если это не антреприза. Но ведь антреприза это же неинтересно. Я думаю, что ситуация с нашим театром она несколько индивидуальна. Личность Петра Наумовича Фоменко она делает ваш вопрос немного┘ ну как бы┘ немного риторическим. Потому что Фоменко это страница истории театра, а у меня есть возможность с этим человеком работать и общаться. Это немалого стоит.
Ровно в 16.00 я прибываю к служебному входу в театр. «А Ксении Кутеповой ещё нет», доверительно сообщает вахтёрша. Тепло, покурю снаружи. Ровно в 16.15 решаю позвонить: мало ли, вдруг человек день перепутал. «Да-да, я подъезжаю, буду минуты через три». Наконец из-за угла выныривает маленький джип с георгиевской ленточкой на антенне за полутёмным стеклом знакомый рыжий абрис. Приподнимаюсь с ограды газона, но, оказывается, напрасно это Полина. Туфли без каблуков, небрежное каре, шёлковая блузка, джинсы не торопясь Полина заходит в театр. Меж тем уже 16.30 мстительно подумываю о том, как спрошу Ксению про опоздания: свойственно ли ей это? Наконец к театру вновь подкатывает авто, и лёгкой походкой из него выходит ещё одна рыжая женщина вся движение, волосы собраны высоко на затылке, чёрное платье, в руках маленькая сумка. Мы входим в театр Ксения будто летит неслышными шагами. Лабиринт незнакомых пространств, в полутёмном зале кто-то играет на пианино, откуда-то слышатся голоса. Ксения заглядывает в дверь и салютует сумочкой: «Полина!!!» Стремительно поворачивается ко мне: «Где нам┘» «Лучше, где потише». «Тогда в гримёрную». От этой её стремительности я поначалу взяла не тот темп, мне показалось, с ней так и надо разговор как пинг-понг. Быстро сообразила неправильно.
С ней есть ощущение льда. О таких женщинах должны мечтать капитаны дальнего плавания где-нибудь на рейде Сиэтл-Нагаево. Или лётчики-истребители. Женщина-птица: рядом, а одновременно далеко-далеко, ускользает скрипичной мелодией. Может быть, даже мешает ложкой суп, рассеянно глядя в пространство, а взгляд при этом где-то в туманности Андромеды. Совсем не снежная королева просто видишь её как сквозь стекло, по которому прогулялся первый морозец.
Жизнь Ксении Кутеповой полна того, о чём другие только грезят: ярка и постоянна в своём призвании, признана, у неё большая семья, двое детей пятилетний Василий и двухлетняя Лида. «Почему вы детей именно этими именами назвали?» спрашиваю я, а она как будто немного удивляется: «Так бабушку с дедушкой звали, по папиной линии». (Голос её тут теряется, вся богатейшая палитра интонаций, нежные краски цезур, сильные и слабые доли, складывающиеся в неповторимый рисунок, из миллиона узнаешь их с Полиной голоса, ни у кого таких больше нет.) «Для вас ведь, спрашиваю, очень важны семейные связи, и по горизонтали, и по вертикали?» Она соглашается: «Я думаю, да, так нас воспитали наши родители. Мы держимся вместе три сестры, мама, все дети┘ (Она щурится куда-то в детство.) У нас был, наверное, культ семьи. Воскресные обеды┘ Неподалёку от места, где мы жили, был яблоневый сад мы устраивали там пикники всей семьёй┘ скатерти на траве┘» На следующий вопрос я ожидала какого угодно ответа, но только не того, что прозвучал. «Если в вашей жизни происходит событие, к которому вы не знаете, как отнестись, кому будет первый звонок?» Думаю, скажет: Полине, мужу. Вдруг слышу, без паузы: «Никому».
То есть получается, что важность семейных связей не мешает тому, что вы остаётесь в достаточной степени закрытым человеком?
(С некоторым воодушевлением.) Да, и это, наверное, тоже воспитано в семье политика невмешательства в личную жизнь каждого. Если ты о чём-то не говоришь значит, ты не хочешь об этом говорить. И никто не будет к тебе лезть. (Пауза.) У нас достаточно скрытные характеры.
У всех?
Да, мне кажется, у всех. Замкнутые. Вроде бы как все вместе, но при этом и по отдельности.
А при этом у вас есть близкие подруги?
Нет, у меня нет подруг.
Вообще нет?
Вообще.
Только сёстры?
Да. И Злата, и Полина┘ А поскольку мы с Полиной всегда были вместе, и в театре, и┘ всю жизнь, то, наверное, это и причина (смеётся) того, что у меня нет подруг и нет потребности, чтобы они были.
А как вы с Полиной в театр пришли? Я, честное слово, не знаю.
Наша старшая сестра Злата она, конечно, повлияла. Мы танцевали с Полиной в ансамбле имени Локтева, с детства снимались в кино, но всё равно это было┘ как-то не всерьёз. А старшая сестра она мечтала стать актрисой, занималась в театральных студиях, училась в театральной школе. У неё была цель, она её добивалась, а мы с Полиной очень инертно за ней волочились.
И был со стороны Златы один поступок, за который я очень ей благодарна. Это было в самом начале девятого класса, в сентябре. Мы жили в Беляеве, учились в обыкновенной средней, посредственной школе. Такая тёмненькая дыра. И вдруг приходит Злата и говорит: «Что вы делаете?! Идите в школу номер шестьдесят семь и учитесь там!» Просто взяла и волевым усилием отправила нас туда. И мы инертно потащились (смеётся).
Школа № 67 она прямо здесь находится, на Кутузовском проспекте, за панорамой (Бородинской, то есть в двух шагах от «Мастерской». Прим. авт.). Класс был уже набран. Это была очень сильная школа четыре девятых класса: литературный, химический, физико-математический и обыкновенный. Мы пришли в литературный. С нами провёл собеседование Лев Иосифович Соболев и почему-то нас взял. Я не знаю почему. Не могу сказать, что мы были очень подкованы (смеётся). Правда, у нас была очень хорошая домашняя библиотека, мы много читали.
А это очень прогрессивная школа была. Наша классная руководительница, учительница истории Тамара Натановна Эйдельман, дочка Натана Эйдельмана, читала нам историю, как никто тогда не читал. (Пауза.) Мне вообще счастливая звезда! повезло с учителями.
А вы в ГИТИС с первого раза поступили?
Да тоже как-то случайно.
Мне просто интересно, как вы к Фоменко на курс попали. Какова здесь доля случайности? У вас была эта история, когда поступают одновременно в несколько институтов?
Конечно, была. Более того, в ГИТИСе на режиссёрском факультете в один год набирали Хейфец и Фоменко и ещё Андреев на актёрском. Один педагог из нашей школы сказала: идите к Фоменко! А мы не знали, кто это, мы же в театр вообще не ходили! (Смеётся.)
Даже так?!
Нет, ну с классом ходили на «Вишнёвый сад» Эфроса┘
А сами не бегали?
Как-то больше в кино. Я прогуливала уроки и ходила в кинотеатр «Киев», который здесь был. (Здесь это в здании, где сейчас находится Театр Фоменко. Прим. авт.) Посмотрела «Восемь с половиной», прихожу на следующий день в школу, Тамара Натановна меня спрашивает: почему тебя не было на уроке? Я честно ответила: в кино ходила. А что смотрела? «Восемь с половиной». Она говорит: ну ладно, раз Феллини, то ничего страшного. (Пауза.) Так вот я до сих пор здесь (смеётся).
У вас такая жизнь получилась со стороны кажется, что очень ровная. Даже, как сейчас выясняется, в географическом отношении. Вам никогда не хотелось взять и всё резко поменять?
(Вздыхает.) Хотелось, конечно. Но видите не изменилось же ничего! (Смеётся.)
А почему вы этого не сделали?
А потому что┘ Вы про театр спрашиваете?
Нет, вообще про жизнь.
Может быть, я по природе своей не авантюристка, а если авантюристка, то с гарантией (смеётся) благополучного исхода. Как бы вам сказать┘ Вот у нас есть спектакль, «Три сестры», так мне кажется, что я - Наташа. У меня нет этого саморазрушения, которое присутствует в сёстрах Прозоровых, которых мы с Полиной играем. Я крепко стою на земле. У меня есть дом, есть любовь┘ У меня есть дача, где я, как Наташа, вырубаю аллеи (смеётся) и сажаю цветочки. Я такой человек очень земной (замолкает, ищет слово)┘
Материальный.
Нет, не материальный. Это не то слово. (Маленькая пауза.) Я женщина, жаждущая воплощения своего назначения. Без налёта романтизма.
Что за назначение?
Женское. Семья, дети.
Потом, как следствие, внуки.
Я бабушкой очень хорошо себя представляю.
Видите себя?
Не то чтобы вижу, просто знаю, что я такой человек. (Пауза.) Вряд ли случится такое, что я всё брошу и улечу на край света с незнакомцем. Хотя я знаю людей, у которых это происходит в жизни, я смотрю на них и думаю: нет, я так не смогу! (Смеётся.)
А у вас бывают ощущение такое заполошное вот, время идёт, а я ещё ничего не сделала┘
(Решительно.) Да! Это было┘ (Перебивает сама себя.) Это, наверное, кризис среднего возраста называется?
Наверное.
Это было, но сейчас прошло, потому что сейчас┘ я это уже воспринимаю как данность (хохочет). «Время ушло, я ничего не сделала┘» Зато у меня есть дети, которые всё успеют. А я уже устраняюсь уступаю дорогу моим детям! (Веселье.)
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы уйти из театра? Вы такую мысль допускали?
Конечно. (Пауза.) Понимаете, бывают очень тяжёлые сезоны. (Пауза.) Работать в театре это вообще тяжело. Не только физически, но и психологически. И вот под конец сезона наступает депрессия┘ у всех, по-моему. Потому что уехать куда-то, чтобы передохнуть, невозможно это не та работа.
Хотя нет, у меня в прошлом году была такая возможность вдруг на неделю я уехала с мужем и сыном кататься на горных лыжах. И была потрясена таким образом жизни. В принципе люди так и живут устав, они спокойно берут своих детей и едут отдыхать. Я приехала счастливая, совершенно с другим внутренним состоянием доигрывала сезон. К сожалению, обычно театр не позволяет такого. Тяжеловато. Особенно когда репетиции, выпуск спектакля┘ Последние две-три недели муж уже знает ко мне лучше не подходить.
А если подойти, что будет? Вы в таком состоянии ругаетесь или плачете?
По-разному. Могу ругаться, могу плакать. Могу не отвечать на вопросы. Просто мысли о другом. Вот мы когда выпускали «Самое важное», я репетировала монолог, возвращалась после репетиции а до премьеры оставалась неделя и заехала на заправку. В голове у меня монолог, я вставляю пистолет, расплачиваюсь, сажусь в машину и уезжаю.
Оторвали шланг?!
Колонку снесла (смеётся).
?!!!!
Из земли бил фонтан бензина! (Хохочет.) В таком состоянии ни на чём не концентрируешься.
Под финал я ей, конечно, один очень неправильный вопрос задала и сама в эту ловушку попала. Она аж онемела. И тоже вопрос задала. И тут уже онемела я. «Памятуя о депрессиях, спросила я, а вы когда-нибудь задаёте себе вопрос: во имя чего я всё это делаю?» Она взяла паузу и первый раз за весь разговор развернулась ко мне до этого сидела вполоборота, особо без eyes contact. А тут внимательно и долго посмотрела в глаза.
«Подождите. Я вот просто чтобы понять, о чём речь. Вы ради чего работаете журналисткой?» спросила она. Я сделала попытку увильнуть: «Я как вы не работаю. Я бы так не выдержала когда вообще себе не принадлежишь». Она не отступила: «И всё-таки?» Отвечать вообще не хотелось. Потому что таких, как она, вообще немного, и я точно не из них. «Ради денег, говорю со вздохом, ради удовольствия». Она формулировку приняла в том смысле, что «давайте в этих категориях порассуждаем».
Ну вот и я. В первую очередь, конечно, ради удовольствия. Не зарабатывают люди в театре.
И сейчас?
Да. В сравнении с кинематографом тем более. Если это не антреприза. Но ведь антреприза это же неинтересно. Я думаю, что ситуация с нашим театром она несколько индивидуальна. Личность Петра Наумовича Фоменко она делает ваш вопрос немного┘ ну как бы┘ немного риторическим. Потому что Фоменко это страница истории театра, а у меня есть возможность с этим человеком работать и общаться. Это немалого стоит.
Рахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007