Театральный читальный зал
Еще год назад Петр Фоменко предложил идею постановки «Египетской марки». Идею, за которую ухватился актер Дмитрий Рудков. Собственно, даже в программке он значится не режиссером, а именно «ухватившимся за идею».
Прочтение сложной прозы нашло свой приют на старой сцене театра среди колонн, многократно обыгранных в разных спектаклях Мастерской. На этот раз колонны, затянутые белой тканью, просто «отбили» сценическое пространство, уменьшив его до узкой полоски перед зрительскими рядами. Пространство оказалось максимально вытянутым в горизонталь. Настолько, что просто не охватывалось взглядом. Зрителю приходилось, по сути, самому выбирать, на какой части сцены сфокусировать свой взгляд.
А действие, вслед за самой мандельштамовской повестью рассыпается, двоится и множится. Сплетаются временные пласты, происходят «подмены» героев, сон путается с явью, а реальность с символом. Имперский Петербург предстает в виде миниатюрных своих элементов будь то ограда Летнего сада, сфинксы с канала Грибоедова или Александровская колонна, выставленных среди другого антикварного «богатства» по всей длине сценического пространства (художник Александра Дашевская).
Предметы играют, костюмы меняются и живут порой собственной жизнью, мелодия рождается из случайных звуков (скрип кофемолки, стрекот швейной машинки, гул бокала с вином), актеры растворяются в тексте, но… чуда театра не происходит.
История «маленького человека» Парнока, чьи ближайшие родственники Акакий Акакиевич, Макар Девушкин да Евгений из «Медного всадника», рассказана не столько подробно, сколько образно. Театральный сюжет выткан из череды символов и ассоциаций. Каждая из них красива, емка и точна, но все вместе они не создают законченного произведения.
На наших глазах происходит театральное чтение вдумчивое и изобретательное, но все-таки чтение. Каждая фраза поэта становится поводом к игре-зарисовке, но, к сожалению, остается всего лишь иллюстрацией, неинтересной за пределами литературного первоисточника.
И вот тут скрывается проблема (по крайней мере, на субъективный взгляд). Проблема превращения живого театра, одного из самых театральных местечек столицы в некий литературный придаток тот самый, о котором некогда писал Айхенвальд. Спектакли, поставленные здесь по прозе, становятся по отношению к ней все более вторичными. А сам театр все больше напоминает изысканный театральный читальный зал для эстетов, желающих насладиться высоким литературным слоем не дома в уютном кресле, а в компании единомышленников. Все чаще в Мастерскую приходишь не столько за тем, чтобы увидеть театральное чудо, сколько за тем, чтобы познакомиться с книгой, до которой у тебя самого, скорее всего, не дошли бы руки.
В существовании подобного театрального читального зала нет ничего плохого. Здесь наслаждаешься литературой и получаешь эстетическое удовольствие. Вот только от постепенного «исчезания», «истончения» самого театра становится грустно.
Прочтение сложной прозы нашло свой приют на старой сцене театра среди колонн, многократно обыгранных в разных спектаклях Мастерской. На этот раз колонны, затянутые белой тканью, просто «отбили» сценическое пространство, уменьшив его до узкой полоски перед зрительскими рядами. Пространство оказалось максимально вытянутым в горизонталь. Настолько, что просто не охватывалось взглядом. Зрителю приходилось, по сути, самому выбирать, на какой части сцены сфокусировать свой взгляд.
А действие, вслед за самой мандельштамовской повестью рассыпается, двоится и множится. Сплетаются временные пласты, происходят «подмены» героев, сон путается с явью, а реальность с символом. Имперский Петербург предстает в виде миниатюрных своих элементов будь то ограда Летнего сада, сфинксы с канала Грибоедова или Александровская колонна, выставленных среди другого антикварного «богатства» по всей длине сценического пространства (художник Александра Дашевская).
Предметы играют, костюмы меняются и живут порой собственной жизнью, мелодия рождается из случайных звуков (скрип кофемолки, стрекот швейной машинки, гул бокала с вином), актеры растворяются в тексте, но… чуда театра не происходит.
История «маленького человека» Парнока, чьи ближайшие родственники Акакий Акакиевич, Макар Девушкин да Евгений из «Медного всадника», рассказана не столько подробно, сколько образно. Театральный сюжет выткан из череды символов и ассоциаций. Каждая из них красива, емка и точна, но все вместе они не создают законченного произведения.
На наших глазах происходит театральное чтение вдумчивое и изобретательное, но все-таки чтение. Каждая фраза поэта становится поводом к игре-зарисовке, но, к сожалению, остается всего лишь иллюстрацией, неинтересной за пределами литературного первоисточника.
И вот тут скрывается проблема (по крайней мере, на субъективный взгляд). Проблема превращения живого театра, одного из самых театральных местечек столицы в некий литературный придаток тот самый, о котором некогда писал Айхенвальд. Спектакли, поставленные здесь по прозе, становятся по отношению к ней все более вторичными. А сам театр все больше напоминает изысканный театральный читальный зал для эстетов, желающих насладиться высоким литературным слоем не дома в уютном кресле, а в компании единомышленников. Все чаще в Мастерскую приходишь не столько за тем, чтобы увидеть театральное чудо, сколько за тем, чтобы познакомиться с книгой, до которой у тебя самого, скорее всего, не дошли бы руки.
В существовании подобного театрального читального зала нет ничего плохого. Здесь наслаждаешься литературой и получаешь эстетическое удовольствие. Вот только от постепенного «исчезания», «истончения» самого театра становится грустно.
Анастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008