Выйти из сумрака
В спектакль «Молли Суини» по пьесе Брайана Фрила погружаешься как в темную мглу, черное беспросветное пространство – так режиссер Иван Поповски вводит зрителей в мир незрячей девушки Молли. Здесь, в «Мастерской Петра Фоменко» каждый сможет оценить собственное восприятие света. Первые минуты спектакля очень важны, и жаль, что часть публики эти драгоценные мгновения в темном зале тратит на то, чтобы напоследок заглянуть в свои светящиеся мобильники (хочется предложить таким «театралам» сдавать свои телефоны в гардероб). Наконец, все затихает, слышится взволнованное дыхание героини и звуки шумной улицы.
На сцене в тонком луче света появляется Молли Суини (Полина Кутепова). С ней и с остальными персонажами городка Бэллибэг мы знакомимся в довольно острый момент их жизни. Все пребывают в смятении. У Молли, потерявшей зрение девяти месяцев отроду и полжизни проведшей в собственном воображаемом мире, решается судьба: доктор Райс (Анатолий Горячев) соглашается «исполнить» операцию на глаза. За его спиной – сотни излеченных от тяжкого недуга людей, а он, по личным обстоятельствам, прозябает в захолустном Бэллибэге. У доктора Райса появляется шанс стать знаменитым. У Молли – возможность вернуться в мир зрячих. У ее мужа Фрэнка (Юрий Буторин) – из банального поводыря слепой превратиться в ее учителя, даже так – Учителя. Все три героя сходятся в едином пространстве, но пребывают в одиночестве. Между ними не возникает разговоров или диалогов, каждый взволнованно рассказывает о себе, и эти монологи прорисовывают характеры и судьбы рассказчиков – так построена пьеса.
Тонкая и трепетная Молли, которую отец в детстве учил распознавать предметы, различать цвета и запахи. Мать Молли бесконечно лечилась в неврологических клиниках, так что отец утешался присутствием в доме послушной и милой девочки, эгоистично не отдав ее в спецшколу для слепых, где Молли могла бы оказаться среди равных и найти друзей. За привычно-оживленной готовностью героини Полины Кутеповой всегда идти навстречу и уступать другим щемящее одиночество. Молли предстоит решиться на операцию и выйти на свет из привычного сумрака или остаться навсегда в мире незрячих. Вот если б можно было ненадолго выбраться на экскурсию, мечтает Молли, увидеть, как оно там, на самом деле, и снова спрятаться
Фрэнк Суини (Юрий Буторин) с энтузиазмом изучил все, что написано про зрение. Это он обратился к доктору Райсу. Артист Юрий Буторин очень точно показывает человека нервного, довольно ограниченного и бестолкового, постоянно хватающегося за сумасшедшие проекты – будь то разведение иранских коз или спасение китов. Молли – самый удачный его проект. Сделать предложение слепой девушке, стать для нее всем: другом, помощником, глазами. На фоне ее возможностей, ограниченных физическим недугом, Фрэнк обрел чувство собственной значимости. Он воображает себя крупным специалистом по проблемам зрения. Цитируя научные труды философов и неврологов, Фрэнк предвкушает, как вскоре будет учить жену познавать жизнь заново, а сейчас его просто забавляет, что Молли не в состоянии отличить футбольный мяч от цветка. Доктор Райс (Анатолий Горячев) трезвомыслящий и циничный человек. Он прекрасно понимает разность миров Молли и Фрэнка, которые никогда бы не сошлись, будь она зрячей. Он понимает, что «увлечение Фрэнка слепотой» скоро закончится, и впереди у супругов разочарование, но не упускать же редкий шанс – карьерный взлет.
Дух захватывает от мысли о том, что станет с Молли после операции, как изменится ее мир. Это преображение режиссер Иван Поповски воплощает с помощью художников по свету (Владислав Фролов и Степан Синицын), сценографии (Numen и P.O.P.), художников по костюмам и гриму (Олеся Скарына и Анна Мелешко), а также видео Юрия Лебедева.
Изначально мир Молли помещается в черном кубе, внутри которого черная комната с черной мебелью. Этот мир подвижен, а свет призрачен и трепетен. До операции Молли отважно перемещается в привычном пространстве и бесшабашно танцует. Новые формы, яркий свет и новые цвета смущают и опрокидывают ее сознание. Самое большое разочарование приносят любимые голубые незабудки, которые отец сравнивал с цветом ее глаз. Невзрачные цветочки оказались вовсе не так красивы, как она всю жизнь представляла. То, что доставляло Молли в прежней жизни удовольствие – запах цветов, плавание в море, общение с друзьями, перестало быть таковым. Новые инграммы (картинки, образы) не образуются, а старые разрушились.
Доктору осталось печально фиксировать, как успешно исполненная операция теряет значение: «Молли, изгнанная из мира слепых, так и не захотела остаться в мире зрячих…». В этом мире ей некомфортно и тревожно. Так же, как мать, Молли переселяется в неврологическую клинику, где мир заботливо ограничен. Перед ее угасающим взором проходят все, кого она знала. Воображение не подводит, в отличие от зрения. Дождь в финале вполне осязаемо позволяет ей вернуться в счастливое детство, а кто может точно знать, что такое счастье?
Источник: Мнение
На сцене в тонком луче света появляется Молли Суини (Полина Кутепова). С ней и с остальными персонажами городка Бэллибэг мы знакомимся в довольно острый момент их жизни. Все пребывают в смятении. У Молли, потерявшей зрение девяти месяцев отроду и полжизни проведшей в собственном воображаемом мире, решается судьба: доктор Райс (Анатолий Горячев) соглашается «исполнить» операцию на глаза. За его спиной – сотни излеченных от тяжкого недуга людей, а он, по личным обстоятельствам, прозябает в захолустном Бэллибэге. У доктора Райса появляется шанс стать знаменитым. У Молли – возможность вернуться в мир зрячих. У ее мужа Фрэнка (Юрий Буторин) – из банального поводыря слепой превратиться в ее учителя, даже так – Учителя. Все три героя сходятся в едином пространстве, но пребывают в одиночестве. Между ними не возникает разговоров или диалогов, каждый взволнованно рассказывает о себе, и эти монологи прорисовывают характеры и судьбы рассказчиков – так построена пьеса.
Тонкая и трепетная Молли, которую отец в детстве учил распознавать предметы, различать цвета и запахи. Мать Молли бесконечно лечилась в неврологических клиниках, так что отец утешался присутствием в доме послушной и милой девочки, эгоистично не отдав ее в спецшколу для слепых, где Молли могла бы оказаться среди равных и найти друзей. За привычно-оживленной готовностью героини Полины Кутеповой всегда идти навстречу и уступать другим щемящее одиночество. Молли предстоит решиться на операцию и выйти на свет из привычного сумрака или остаться навсегда в мире незрячих. Вот если б можно было ненадолго выбраться на экскурсию, мечтает Молли, увидеть, как оно там, на самом деле, и снова спрятаться
Фрэнк Суини (Юрий Буторин) с энтузиазмом изучил все, что написано про зрение. Это он обратился к доктору Райсу. Артист Юрий Буторин очень точно показывает человека нервного, довольно ограниченного и бестолкового, постоянно хватающегося за сумасшедшие проекты – будь то разведение иранских коз или спасение китов. Молли – самый удачный его проект. Сделать предложение слепой девушке, стать для нее всем: другом, помощником, глазами. На фоне ее возможностей, ограниченных физическим недугом, Фрэнк обрел чувство собственной значимости. Он воображает себя крупным специалистом по проблемам зрения. Цитируя научные труды философов и неврологов, Фрэнк предвкушает, как вскоре будет учить жену познавать жизнь заново, а сейчас его просто забавляет, что Молли не в состоянии отличить футбольный мяч от цветка. Доктор Райс (Анатолий Горячев) трезвомыслящий и циничный человек. Он прекрасно понимает разность миров Молли и Фрэнка, которые никогда бы не сошлись, будь она зрячей. Он понимает, что «увлечение Фрэнка слепотой» скоро закончится, и впереди у супругов разочарование, но не упускать же редкий шанс – карьерный взлет.
Дух захватывает от мысли о том, что станет с Молли после операции, как изменится ее мир. Это преображение режиссер Иван Поповски воплощает с помощью художников по свету (Владислав Фролов и Степан Синицын), сценографии (Numen и P.O.P.), художников по костюмам и гриму (Олеся Скарына и Анна Мелешко), а также видео Юрия Лебедева.
Изначально мир Молли помещается в черном кубе, внутри которого черная комната с черной мебелью. Этот мир подвижен, а свет призрачен и трепетен. До операции Молли отважно перемещается в привычном пространстве и бесшабашно танцует. Новые формы, яркий свет и новые цвета смущают и опрокидывают ее сознание. Самое большое разочарование приносят любимые голубые незабудки, которые отец сравнивал с цветом ее глаз. Невзрачные цветочки оказались вовсе не так красивы, как она всю жизнь представляла. То, что доставляло Молли в прежней жизни удовольствие – запах цветов, плавание в море, общение с друзьями, перестало быть таковым. Новые инграммы (картинки, образы) не образуются, а старые разрушились.
Доктору осталось печально фиксировать, как успешно исполненная операция теряет значение: «Молли, изгнанная из мира слепых, так и не захотела остаться в мире зрячих…». В этом мире ей некомфортно и тревожно. Так же, как мать, Молли переселяется в неврологическую клинику, где мир заботливо ограничен. Перед ее угасающим взором проходят все, кого она знала. Воображение не подводит, в отличие от зрения. Дождь в финале вполне осязаемо позволяет ей вернуться в счастливое детство, а кто может точно знать, что такое счастье?
Источник: Мнение
Лариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008