«Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»
Великий Петр Наумович Фоменко с нами. На экране и на сцене в своей Мастерской и в других театрах он был, есть и будет вдохновителем и Учителем своих талантливых учеников, режиссером великих спектаклей для зрителей. На театральном небосводе ярко горит путеводная звезда Фоменко, дарящая свет тысячам людей, не мыслящим жизни без театра.
Вдохновенная идея Евгения Цыганова поставить «Комедию о трагедии», показать зрителям рождаемый Мастером спектакль о Борисе Годунове посвящена 90-летию Петра Наумовича, который за год до ухода работал над спектаклем и не успел закончить работу. К счастью, сохранились записи репетиций и документальные кадры. Отныне в Мастерской Петра Фоменко к режиссерской «кухне» допускается заинтересованная публика. Документы свидетельствуют, как долго и тщательно художник вынашивал спектакль, размышляя, сомневаясь, сердясь и пошучивая, отбирал придуманное по крупицам.
В театр при Фоменко было принято несколько стажерских групп из артистов, страждущих попасть в театр. Таким образом, художественный руководитель омолаживал свою труппу свежей кровью. С 2012 года Мастерскую пополнило новое поколение, которому не удалось застать Мастера. Участие в репетициях с видеозаписями разбора каждой роли, возможность следовать прямым указаниям Петра Наумовича, пусть и с экрана – бесценный опыт. Через десять лет после ухода создателя своего авторского театра Евгений Цыганов собрал молодежь, которую так любил Фоменко.
Молодые артисты стараются проработать психологический портрет своих героев, поймать фоменковскую интонацию многоточия и так хочется, чтобы Петр Наумович сошел с экрана и дорисовал картину точными колоритными мазками, завершающими его наставление: «Играйте не роль, а спектакль…».
Пьеса Пушкина «Борис Годунов» претерпела значительные сокращения – постановщик «Комедии о трагедии» следовал тем видеофрагментам, которые сохранились. Если бы документальных материалов сохранилось больше, спектакль шел, наверное, не четыре часа, а все восемь. На почти пустой сцене по бокам расставлены гримировальные столики, артисты гримируются перед зеркалами и тут же переодеваются – акцент на то, что перед нами – просто театр. Периодически между отрывками выходит условный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) – смуглая, в мужском камзоле, отдаленно напоминающая Александра Сергеевича. Летописец Пимен (Карэн Бадалов) тихо объявляет, что «Летопись окончена» его, так что можно расходиться? Действие перебивается цитатами, видеофрагментами, где-то оно тянется, где-то стремительно разворачивается. Нарочитая незаконченность и ученическая сырость, очевидно, постановочной командой задумана изначально.
Однако есть моменты, когда забываешь о театральной условности. Например, появляется Гришка Отрепьев (Владислав Ташбулатов), и мы увлеченно наблюдаем, как из тощего честолюбивого замухрышки, благодаря способностям и бешеному авантюризму, вылупляется серьезный претендент на царский трон. А почему бы и нет? Он способен любить (Марина Мнишек – Ольга Бодрова).
С ним считается Европа, он лучше смуты и жестоких расправ Годунова, копирующего Ивана Грозного. Годунов, кстати, на сцену так и не выходит, появляется лишь наверху, «страшно далек он от народа». Случись Гришке взойти на трон и удержаться, нашлись бы у него достойные соратники, глядишь, Россия пошла бы по иному пути, хотя… убиенный царевич Дмитрий – непроходимое препятствие на пути алчущих трона. Все, что рождается на почве убийства, кончается тем же.
Карэн Бадалов неторопливо изрекает слова Пимена, но, похоже, никто не прислушивается. Народ («население») на Руси безмолвен потому, что глух, уважает только силу, словами его не убедить, а если убедить, то не удержать. Народ верит, предает, кается и снова предает. А еще он способен обратиться в коллективное зло, и тогда не надо никакого царя Ирода, сами обидят юродивого (Николай Орловский), сами оклевещут и поубивают не только власть, но и друг друга. При этом народ в своей массе всегда надеется лишь на чудо, ждет, что все изменится само, а уж он примет или нет, неизвестно, может, вовсе не заметит…
Евгений Цыганов поставил спектакль с любовью и почтением Учителю, подарив молодежи фоменковский опыт «Проб и ошибок» – прекрасную возможность пробовать и ошибаться под увлекательный разбор Мастера, а зрителям – встречу с великим режиссером и его методом.
Источник: «Мнение»
Вдохновенная идея Евгения Цыганова поставить «Комедию о трагедии», показать зрителям рождаемый Мастером спектакль о Борисе Годунове посвящена 90-летию Петра Наумовича, который за год до ухода работал над спектаклем и не успел закончить работу. К счастью, сохранились записи репетиций и документальные кадры. Отныне в Мастерской Петра Фоменко к режиссерской «кухне» допускается заинтересованная публика. Документы свидетельствуют, как долго и тщательно художник вынашивал спектакль, размышляя, сомневаясь, сердясь и пошучивая, отбирал придуманное по крупицам.
В театр при Фоменко было принято несколько стажерских групп из артистов, страждущих попасть в театр. Таким образом, художественный руководитель омолаживал свою труппу свежей кровью. С 2012 года Мастерскую пополнило новое поколение, которому не удалось застать Мастера. Участие в репетициях с видеозаписями разбора каждой роли, возможность следовать прямым указаниям Петра Наумовича, пусть и с экрана – бесценный опыт. Через десять лет после ухода создателя своего авторского театра Евгений Цыганов собрал молодежь, которую так любил Фоменко.
Молодые артисты стараются проработать психологический портрет своих героев, поймать фоменковскую интонацию многоточия и так хочется, чтобы Петр Наумович сошел с экрана и дорисовал картину точными колоритными мазками, завершающими его наставление: «Играйте не роль, а спектакль…».
Пьеса Пушкина «Борис Годунов» претерпела значительные сокращения – постановщик «Комедии о трагедии» следовал тем видеофрагментам, которые сохранились. Если бы документальных материалов сохранилось больше, спектакль шел, наверное, не четыре часа, а все восемь. На почти пустой сцене по бокам расставлены гримировальные столики, артисты гримируются перед зеркалами и тут же переодеваются – акцент на то, что перед нами – просто театр. Периодически между отрывками выходит условный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) – смуглая, в мужском камзоле, отдаленно напоминающая Александра Сергеевича. Летописец Пимен (Карэн Бадалов) тихо объявляет, что «Летопись окончена» его, так что можно расходиться? Действие перебивается цитатами, видеофрагментами, где-то оно тянется, где-то стремительно разворачивается. Нарочитая незаконченность и ученическая сырость, очевидно, постановочной командой задумана изначально.
Однако есть моменты, когда забываешь о театральной условности. Например, появляется Гришка Отрепьев (Владислав Ташбулатов), и мы увлеченно наблюдаем, как из тощего честолюбивого замухрышки, благодаря способностям и бешеному авантюризму, вылупляется серьезный претендент на царский трон. А почему бы и нет? Он способен любить (Марина Мнишек – Ольга Бодрова).
С ним считается Европа, он лучше смуты и жестоких расправ Годунова, копирующего Ивана Грозного. Годунов, кстати, на сцену так и не выходит, появляется лишь наверху, «страшно далек он от народа». Случись Гришке взойти на трон и удержаться, нашлись бы у него достойные соратники, глядишь, Россия пошла бы по иному пути, хотя… убиенный царевич Дмитрий – непроходимое препятствие на пути алчущих трона. Все, что рождается на почве убийства, кончается тем же.
Карэн Бадалов неторопливо изрекает слова Пимена, но, похоже, никто не прислушивается. Народ («население») на Руси безмолвен потому, что глух, уважает только силу, словами его не убедить, а если убедить, то не удержать. Народ верит, предает, кается и снова предает. А еще он способен обратиться в коллективное зло, и тогда не надо никакого царя Ирода, сами обидят юродивого (Николай Орловский), сами оклевещут и поубивают не только власть, но и друг друга. При этом народ в своей массе всегда надеется лишь на чудо, ждет, что все изменится само, а уж он примет или нет, неизвестно, может, вовсе не заметит…
Евгений Цыганов поставил спектакль с любовью и почтением Учителю, подарив молодежи фоменковский опыт «Проб и ошибок» – прекрасную возможность пробовать и ошибаться под увлекательный разбор Мастера, а зрителям – встречу с великим режиссером и его методом.
Источник: «Мнение»
Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008