Такая «Алиса» и Голливуду не снилась
Мы говорим сказка, подразумеваем волшебная. В театре Мастерская П. Фоменко появилась «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла первый детский спектакль. В постановке македонца Ивана Поповски она обернулась волшебной сказкой. Ученик Петра Фоменко, Поповски заложил и свой кирпичик в основание знаменитого театра. Богатое воображение режиссёра удивляет в каждом его спектакле. Но «Алиса» превзошла все ожидания. Тиму Бёртону с его фильмом «Алиса в стране чудес» таких чудес и не снилось.
Тяжёлая золочёная рама обрамляет сцену, отгораживая тёмной тканью всё, что за невидимым зеркалом. Семилетняя Алиса (актриса Вера Строкова), пригрозившая закинуть в Зазеркалье непослушную чёрную кошку Китти, которую она безуспешно искала под креслами партера, сама проникает за лёгкую завесу и вот чудо: всё пространство сцены мгновенно превращается в сверкающую зеркальную гладь. За ней открывается сад с причудливыми кустами и живыми цветами необычайной красоты. Кусты подстрижены в форме шахматных коней. А красоту цветам придают блистательные костюмы, придуманные сербской художницей Ангелиной Атлагич, которая однажды уже поразила своим искусством в спектакле того же Ивана Поповски «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилёва. С помощью союза шести художников режиссёр сотворил на сцене поле чудес. Видеопроекцией в театре уже никого не удивишь. Она примелькалась, зачастую замещая недостатки режиссёрского замысла и превратившись в штамп. А в «Алисе» по голубому небу то и дело проносятся бабочки и чайки, трепещут флажки на башнях старинного замка, на воздушных шариках поднимается в небо жираф, а появившиеся на горизонте серые точки, приближаясь, превращаются в тучки, а потом в летящих слонов. Из домика Труляля и Траляля, покрытого шапкой мухомора, вместо дымовой трубы торчит и дымит курительная трубка. Через сцену проносится вся королевская конница и вся королевская рать незабываемый по красоте эпизод.
Остроумная находка режиссёра: устрицы, которых поедают Морж и Плотник (Игорь Войнаровский и Дмитрий Рудков), представлены милыми девичьими лицами в розовых шляпках, точь-в-точь напоминающих раковины.
Так от одной встречи к другой маленькая Алиса перебирается с одной линии шахматной доски на другую. В начале шахматной партии она пешка, но, достигнув последнего ряда, станет королевой. А пока на каждой линии её ждут небылицы.
«Пусть там будет побольше всяких глупостей, хорошо?» просила доктора Доджсона, автора сказки о девочке в стране чудес, его любимица реальная Алиса, средняя из трёх сестёр, с семейством которых дружил оксфордский доктор. И ещё: Кэрролл (псевдоним Доджсона) неоднократно протестовал против попыток «вчитать» какой бы то ни было аллегорический смысл в его сказки. А потому в спектакле Поповски нет никакого философского подтекста. Не ищите намёка на наше образование, когда оказывается, что у Алисы оно поверхностное, даже у мальков оно глубже. И не стоит думать о нашем бренном существовании, услышав: «У нас тут нужно очень быстро бежать, чтобы остаться на месте». Режиссёр создаёт волшебный мир, так понятный ребёнку. В этом мире чудес он как дома. Здесь Белая королева (Моника Сантора) прямо на глазах зрителей превращается в Овцу, а её посудная лавка, лишь только на полку ляжет Алиса, станет лодкой, вязальные спицы овцы будут вёслами, и поплывёт лодка среди кувшинок по воде так, что даже плеск волн кажется натуральным. Алиса, раскинув руки, поплывёт по этой реке, вспыхивающей лазерными огоньками великолепное, волшебное зрелище. Дети замирают от счастья. Взрослым, правда, может и не хватает логических ходов, разработки характеров, подтекста, но режиссёр, очевидно, и не ставил себе такой задачи. Он хотел нас удивить, поразить, и ему это вполне удалось.
Тяжёлая золочёная рама обрамляет сцену, отгораживая тёмной тканью всё, что за невидимым зеркалом. Семилетняя Алиса (актриса Вера Строкова), пригрозившая закинуть в Зазеркалье непослушную чёрную кошку Китти, которую она безуспешно искала под креслами партера, сама проникает за лёгкую завесу и вот чудо: всё пространство сцены мгновенно превращается в сверкающую зеркальную гладь. За ней открывается сад с причудливыми кустами и живыми цветами необычайной красоты. Кусты подстрижены в форме шахматных коней. А красоту цветам придают блистательные костюмы, придуманные сербской художницей Ангелиной Атлагич, которая однажды уже поразила своим искусством в спектакле того же Ивана Поповски «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилёва. С помощью союза шести художников режиссёр сотворил на сцене поле чудес. Видеопроекцией в театре уже никого не удивишь. Она примелькалась, зачастую замещая недостатки режиссёрского замысла и превратившись в штамп. А в «Алисе» по голубому небу то и дело проносятся бабочки и чайки, трепещут флажки на башнях старинного замка, на воздушных шариках поднимается в небо жираф, а появившиеся на горизонте серые точки, приближаясь, превращаются в тучки, а потом в летящих слонов. Из домика Труляля и Траляля, покрытого шапкой мухомора, вместо дымовой трубы торчит и дымит курительная трубка. Через сцену проносится вся королевская конница и вся королевская рать незабываемый по красоте эпизод.
Остроумная находка режиссёра: устрицы, которых поедают Морж и Плотник (Игорь Войнаровский и Дмитрий Рудков), представлены милыми девичьими лицами в розовых шляпках, точь-в-точь напоминающих раковины.
Так от одной встречи к другой маленькая Алиса перебирается с одной линии шахматной доски на другую. В начале шахматной партии она пешка, но, достигнув последнего ряда, станет королевой. А пока на каждой линии её ждут небылицы.
«Пусть там будет побольше всяких глупостей, хорошо?» просила доктора Доджсона, автора сказки о девочке в стране чудес, его любимица реальная Алиса, средняя из трёх сестёр, с семейством которых дружил оксфордский доктор. И ещё: Кэрролл (псевдоним Доджсона) неоднократно протестовал против попыток «вчитать» какой бы то ни было аллегорический смысл в его сказки. А потому в спектакле Поповски нет никакого философского подтекста. Не ищите намёка на наше образование, когда оказывается, что у Алисы оно поверхностное, даже у мальков оно глубже. И не стоит думать о нашем бренном существовании, услышав: «У нас тут нужно очень быстро бежать, чтобы остаться на месте». Режиссёр создаёт волшебный мир, так понятный ребёнку. В этом мире чудес он как дома. Здесь Белая королева (Моника Сантора) прямо на глазах зрителей превращается в Овцу, а её посудная лавка, лишь только на полку ляжет Алиса, станет лодкой, вязальные спицы овцы будут вёслами, и поплывёт лодка среди кувшинок по воде так, что даже плеск волн кажется натуральным. Алиса, раскинув руки, поплывёт по этой реке, вспыхивающей лазерными огоньками великолепное, волшебное зрелище. Дети замирают от счастья. Взрослым, правда, может и не хватает логических ходов, разработки характеров, подтекста, но режиссёр, очевидно, и не ставил себе такой задачи. Он хотел нас удивить, поразить, и ему это вполне удалось.
Маргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010