Пять вечеров
Самая пронзительная пьеса Александра Володина в исполнении фоменок.
В Мастерской Фоменко выпустили неорганичный для этого театра спектакль. Однако ценность рыжаковского творения очевидна. Новые «Пять вечеров» как свежий ветер и для театра, и для актеров.
Виктор Рыжаков режиссер с именем и репутацией, это он поставил вырыпаевский «Кислород», и это под его предводительством проходит володинский фестиваль в городе на Неве. Кому как не ему ставить лучшую пьесу советского классика в лучшем московском театре. Тем более интересно, что ставить Рыжаков решил, открестившись от крассики, в частности, позабыв про михалковский фильм с Гурченко и Любшиным. Фирменное интеллектуальное кружево и обаяние нездешней фоменковской неспешности здесь тоже оказалось ни к месту. В итоге «Вечера» случились неожиданные, короткие и без всяких там черт эпохи.
Главной приметой этой истории всегда считался быт. Героиня Тамара живет в коммуналке, стол покрывает накрахмаленной скатертью, варит щи и смотрит маленький не цветной телевизор. Ильин в старенькой одежде и с нелепым портфелем со сменным бельем в руках вежливо сидит на краешке ее деревянного стула. «Сильные» люди несуществующей уже родины. В спектакле Рыжакова они «переехали» но не в другую эпоху, а куда-то в межвременье. Ради этой цели режиссер придумал мультимедийные декорации крохотный в масштабах сцены квадратный помост, который кружится, как старая пластинка. А вместе с ним кружится отвесная стена. На бумажных обоях оживают анимационные гвозди для одежды, радио, лампочка в парадной. Смотрится эта мультяшная сценография изысканно и трогательно. Удачная находка нарисованная дверь, которую приходится разорвать, чтобы открыть настоящую. Ту, через которую к Тамаре приходит Ильин.
Она дождалась Его, это даже не история, но миф. А мифы фоменки творят как никто. Главная звезда здесь Полина Агуреева, однако есть еще чудный Алексей Колубков (в роли Тимофеева) и многообещающий стажер Артем Цуканов (Слава). Ильина играет Игорь Гордин, отчаянную Катю Яна Гладких, а продавщицу Зою актриса Малого театра Евгения Дмитриева. По версии Рыжакова их герои простые, и значит нелепые растерянные люди. Живущие везде и во все времена.
Агуреева не стала вживаться в образ советской женщины, передовика производства, зато изобразила эксцентричную особу во фланелевой рубашке до пят, которая с трудом прощается с привычной броней из улыбок и колкостей. Ее заскорузлое одиночество читается в каждом движении, в нелепой зарядке, которую она совершает ежеутренне, надев на нелепый начес дурацкую сетку. Ильин в исполнении Гордина не молчаливый
суровый шофер, приехавший с Севера, а издерганный уставший человек, который не уверен ни в себе, ни в своих решениях. Он шатается в пальто и шляпе, как будто не знает, оставаться ему или уже уходить.
Два одиночества, которые даже когда встретились, не уверены, что это к добру. Неуверенность Рыжаков подчеркивает через внешнюю суетливость. Пластика в спектакле немного нарочитая. Тамара по-клоунски семенит ногами и склоняет голову набок, Гордин наматывает по сцене километры, Слава и Катя, как молодые кузнечики, прыгают. Кроме этого, на сцене постоянно что-то происходит: герои снимают и носят на себе двери, потом ставят цветы в вазу, уносят вазу, вытаскивают тарелки . И делают все это весело. Почти взлетая. Слава выполняет немыслимые трюки на самом верху отвесной стены, телефонистка Катя висит вниз головой и забавно кривит ноги, когда «ух как счастлива».
К такому же окрылению любовью Ильин и Тамара будут готовы только к финалу, а до него им приходится преодолевать себя и свое внезапно вернувшееся чувство. Агуреева по-детски тыкается носом в плечо Ильину, а тот неслышно обводит ее контур руками, ищет и не находит нужных слов. Самые лучшие моменты спектакля попадают на диалоги этих двоих и их обоюдное молчание. Когда Тамара срывающимся голосом запоет «Валенки», увлекаемая Ильиным в дверной проем, и вовсе перехватывает дыхание.
Эти два часа зритель имеют дело с нестандартной трактовкой вечной истории, в которой, однако, как ни крути, все просто, ясно и понятно. Так, как должно быть, когда читаешь хорошие стихи. Или смотришь бескомпромиссный, но нежный спектакль о любви.
Виктор Рыжаков режиссер с именем и репутацией, это он поставил вырыпаевский «Кислород», и это под его предводительством проходит володинский фестиваль в городе на Неве. Кому как не ему ставить лучшую пьесу советского классика в лучшем московском театре. Тем более интересно, что ставить Рыжаков решил, открестившись от крассики, в частности, позабыв про михалковский фильм с Гурченко и Любшиным. Фирменное интеллектуальное кружево и обаяние нездешней фоменковской неспешности здесь тоже оказалось ни к месту. В итоге «Вечера» случились неожиданные, короткие и без всяких там черт эпохи.
Главной приметой этой истории всегда считался быт. Героиня Тамара живет в коммуналке, стол покрывает накрахмаленной скатертью, варит щи и смотрит маленький не цветной телевизор. Ильин в старенькой одежде и с нелепым портфелем со сменным бельем в руках вежливо сидит на краешке ее деревянного стула. «Сильные» люди несуществующей уже родины. В спектакле Рыжакова они «переехали» но не в другую эпоху, а куда-то в межвременье. Ради этой цели режиссер придумал мультимедийные декорации крохотный в масштабах сцены квадратный помост, который кружится, как старая пластинка. А вместе с ним кружится отвесная стена. На бумажных обоях оживают анимационные гвозди для одежды, радио, лампочка в парадной. Смотрится эта мультяшная сценография изысканно и трогательно. Удачная находка нарисованная дверь, которую приходится разорвать, чтобы открыть настоящую. Ту, через которую к Тамаре приходит Ильин.
Она дождалась Его, это даже не история, но миф. А мифы фоменки творят как никто. Главная звезда здесь Полина Агуреева, однако есть еще чудный Алексей Колубков (в роли Тимофеева) и многообещающий стажер Артем Цуканов (Слава). Ильина играет Игорь Гордин, отчаянную Катю Яна Гладких, а продавщицу Зою актриса Малого театра Евгения Дмитриева. По версии Рыжакова их герои простые, и значит нелепые растерянные люди. Живущие везде и во все времена.
Агуреева не стала вживаться в образ советской женщины, передовика производства, зато изобразила эксцентричную особу во фланелевой рубашке до пят, которая с трудом прощается с привычной броней из улыбок и колкостей. Ее заскорузлое одиночество читается в каждом движении, в нелепой зарядке, которую она совершает ежеутренне, надев на нелепый начес дурацкую сетку. Ильин в исполнении Гордина не молчаливый
суровый шофер, приехавший с Севера, а издерганный уставший человек, который не уверен ни в себе, ни в своих решениях. Он шатается в пальто и шляпе, как будто не знает, оставаться ему или уже уходить.
Два одиночества, которые даже когда встретились, не уверены, что это к добру. Неуверенность Рыжаков подчеркивает через внешнюю суетливость. Пластика в спектакле немного нарочитая. Тамара по-клоунски семенит ногами и склоняет голову набок, Гордин наматывает по сцене километры, Слава и Катя, как молодые кузнечики, прыгают. Кроме этого, на сцене постоянно что-то происходит: герои снимают и носят на себе двери, потом ставят цветы в вазу, уносят вазу, вытаскивают тарелки . И делают все это весело. Почти взлетая. Слава выполняет немыслимые трюки на самом верху отвесной стены, телефонистка Катя висит вниз головой и забавно кривит ноги, когда «ух как счастлива».
К такому же окрылению любовью Ильин и Тамара будут готовы только к финалу, а до него им приходится преодолевать себя и свое внезапно вернувшееся чувство. Агуреева по-детски тыкается носом в плечо Ильину, а тот неслышно обводит ее контур руками, ищет и не находит нужных слов. Самые лучшие моменты спектакля попадают на диалоги этих двоих и их обоюдное молчание. Когда Тамара срывающимся голосом запоет «Валенки», увлекаемая Ильиным в дверной проем, и вовсе перехватывает дыхание.
Эти два часа зритель имеют дело с нестандартной трактовкой вечной истории, в которой, однако, как ни крути, все просто, ясно и понятно. Так, как должно быть, когда читаешь хорошие стихи. Или смотришь бескомпромиссный, но нежный спектакль о любви.
Наталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru»,