«Безумная из Шайо»: с возвращением
Легендарный спектакль Петра Фоменко снова на сцене «Мастерской»
«Безумная» появилась в афише Театра Фоменко в 2002 году. Спустя всего четыре года исчезла из репертуара. Объяснить эту несправедливость невозможно. Разве что предположить тогда из театра ушла Ирина Пегова, игравшая не главную, но заметную роль в спектакле. После фоменки переезжали из бывшего кинотеатра «Киев», в котором ютились много лет, в новое здание, и было, наверное, не до того. Сам Петр Наумович, по слухам, очень хотел восстановить постановку. Но не успел.
Кирилл Пирогов сделал это за него. Новая «Безумная» не совсем в точности повторяет фоменковский шедевр. Во-первых, изменилась половина актерского состава. Как не пытайся, а Полину Кутепову в роли безумной Жозефины из района Конкорд молодая актриса Ирина Горбачева заменить не может. Как и судомойку Ирму очаровательная Роза Шмуклер не играет так, как играла ее уже упомянутая Ирина Пегова. И Серафима Огарева, при всем своем внешнем совершенстве, не Полина Агуреева. Во-вторых, поменялась сценография. Одно то, что спектакль играют, не переходя из зала в зал (как это было прежде, в здании «Киева»), имеет значение. Наконец, в пьесе Жироду, родоначальника интеллектуальной драмы и борца за социальную справедливость, обнаружились новые смыслы. Современные.
В спектакле Фоменко царила игровая стихия. Весь сюжетный пафос (речь в пьесе идет о четырёх сумасшедших старухах, угробивших миллионеров-грешников, чтобы спасти человечество от преступного вещизма) нивелировал неповторимый способ актерского существования. Олигархов и людей здесь играли полушутя, очаровывая зрителя нарочито театральными интонациями, а еще уютной атмосферой кафе-шантана и прелестной музыкой. И не то, чтобы несерьезно мэтр высказал свое мнение о сильных мира сего и борцах против них. Но с улыбкой, с хитрым прищуром, с недоступной больше никому из режиссеров вековой мудростью. Женский квартет из старух, спасающих мир, в спектакле был безупречен. Это был бенефис Галины Тюниной (та самая безумная из Шайо), Мадлен Джабраиловой (безумная из Сан-Сюльпис), Наталии Курдюбовой (безумная из Пасси) и Полины Кутеповой.
Хотя прежнего невероятия на сцене не случается, новый спектакль смотреть нужно обязательно. Особенно, если вы не видели авторскую версию Фоменко. Ну и пусть сумасшедшие «старухи» стали старше на 10 лет (их монологи теперь звучат не так задорно), и олигархи с этим их Объединенным Банком Парижских Недр уже не кажутся такими ирреальными. И всеобщие дурачества несколько подрастеряли свое очарование.
«Безумная из Шайо» сегодня не забавный шарж, зато теперь это внятное остросоциальное высказывание. Против зажравшейся власти, против сутенеров и проституток всех мастей. Наконец, против всеобщего отчаяния. Безумства это прекрасно, просто без Фоменко верить в них не представляется возможным.
Кирилл Пирогов сделал это за него. Новая «Безумная» не совсем в точности повторяет фоменковский шедевр. Во-первых, изменилась половина актерского состава. Как не пытайся, а Полину Кутепову в роли безумной Жозефины из района Конкорд молодая актриса Ирина Горбачева заменить не может. Как и судомойку Ирму очаровательная Роза Шмуклер не играет так, как играла ее уже упомянутая Ирина Пегова. И Серафима Огарева, при всем своем внешнем совершенстве, не Полина Агуреева. Во-вторых, поменялась сценография. Одно то, что спектакль играют, не переходя из зала в зал (как это было прежде, в здании «Киева»), имеет значение. Наконец, в пьесе Жироду, родоначальника интеллектуальной драмы и борца за социальную справедливость, обнаружились новые смыслы. Современные.
В спектакле Фоменко царила игровая стихия. Весь сюжетный пафос (речь в пьесе идет о четырёх сумасшедших старухах, угробивших миллионеров-грешников, чтобы спасти человечество от преступного вещизма) нивелировал неповторимый способ актерского существования. Олигархов и людей здесь играли полушутя, очаровывая зрителя нарочито театральными интонациями, а еще уютной атмосферой кафе-шантана и прелестной музыкой. И не то, чтобы несерьезно мэтр высказал свое мнение о сильных мира сего и борцах против них. Но с улыбкой, с хитрым прищуром, с недоступной больше никому из режиссеров вековой мудростью. Женский квартет из старух, спасающих мир, в спектакле был безупречен. Это был бенефис Галины Тюниной (та самая безумная из Шайо), Мадлен Джабраиловой (безумная из Сан-Сюльпис), Наталии Курдюбовой (безумная из Пасси) и Полины Кутеповой.
Хотя прежнего невероятия на сцене не случается, новый спектакль смотреть нужно обязательно. Особенно, если вы не видели авторскую версию Фоменко. Ну и пусть сумасшедшие «старухи» стали старше на 10 лет (их монологи теперь звучат не так задорно), и олигархи с этим их Объединенным Банком Парижских Недр уже не кажутся такими ирреальными. И всеобщие дурачества несколько подрастеряли свое очарование.
«Безумная из Шайо» сегодня не забавный шарж, зато теперь это внятное остросоциальное высказывание. Против зажравшейся власти, против сутенеров и проституток всех мастей. Наконец, против всеобщего отчаяния. Безумства это прекрасно, просто без Фоменко верить в них не представляется возможным.
Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru»,