«Египетская марка»: точно в стиль
В «Мастерской Фоменко» поставили спектакль по повести Мандельштама.
Творчество Осипа Мандельштама всегда считалась несценичным. И это понятно. Как перевести на язык сценической условности саму условность: текст без сюжета, драматургии, состоящий исключительно из символистских загадок и метафорических шифров? На этот вопрос ответили новые фоменки. В их репертуаре появился спектакль «Египетская марка». И билетов на ближайшие показы уже нет в продаже.
Суть повести Мандельштама уловить можно только прочувствовав авторскую поэтику ассоциаций. Все эти «сны в гробу», «золотистого меда струи» и «похлебки из раздавленных мух», несомненно, составляют счастье филолога. Однако неподготовленный зритель по идее должен впасть в уныние и потихоньку прокрасться к выходу. Но никто не уходит.
Фоменки труппа особенная. Верная идеям своего Мастера, намеренно отказывающаяся вникать и вслушиваться в современность, предпочитая ей ушедшие эпохи и этих эпох голоса. Они выстраивают на сцене несуществующий мир с особенным нежным чувством.
В «Марке» это Петербург времен Керенского, музыка невских туманов, мрачная атмосфера революции. .. Не само прошлое, но печальный далекий свет его становится сутью спектакля. Трагическая судьба поэта-одиночки Парнока (его прекрасно играет Федор Малышев) прослеживается с трудом. Скорее, она предчувствуется и ощущается. Парноку нет места в кровавом советском времени. И все приключившееся с визиткой и рубашкой (их у героя по-хамски отбирают и это и есть, так сказать, сюжетная линия) просто иллюстрация его принадлежности к «лишним людям» русской литературы. А если точнее русской культуры как таковой. Парнок маленький грустный клоун, над которым смеются свои. От этого умирают.
Кстати, о клоунах. Сам герой отдет в черно-белый наряд, лицо его в узнаваемо-арлекинском гриме. Сценография заслуживает отдельного внимания. На сцене расставлены по прямой предметы ушедшего времени (кофемолка, шкатулки, бутылки зеленого стекла, какие-то безделицы), а также миниатюрные символы города на Неве беседки, мосты и памятники. На заднике развешана одежда бледных оттенков, периодически в рукавах этой одежды появляются чьи-то руки в перчатках, возникает гитара, слышна мелодия.
Музыки в спектакле много артисты поют Перголези и Чайковского, продуманно и аккуратно сбиваясь на «Чижика-Пыжика». Фирменное фоменковское обаяние, юмор и музыкальность, всё здесь есть. Они узнаваемы, но отнюдь не вторичны. Спектакль идеально соответствует стилю Петра Наумовича. В программке, кстати, не прописано, кто режиссер спектакля. Зато указан автор идеи Петр Фоменко, и «ухватившийся за идею» стажер театра Дмитрий Рудков. Нельзя не признать ухватился он очень удачно.
Суть повести Мандельштама уловить можно только прочувствовав авторскую поэтику ассоциаций. Все эти «сны в гробу», «золотистого меда струи» и «похлебки из раздавленных мух», несомненно, составляют счастье филолога. Однако неподготовленный зритель по идее должен впасть в уныние и потихоньку прокрасться к выходу. Но никто не уходит.
Фоменки труппа особенная. Верная идеям своего Мастера, намеренно отказывающаяся вникать и вслушиваться в современность, предпочитая ей ушедшие эпохи и этих эпох голоса. Они выстраивают на сцене несуществующий мир с особенным нежным чувством.
В «Марке» это Петербург времен Керенского, музыка невских туманов, мрачная атмосфера революции. .. Не само прошлое, но печальный далекий свет его становится сутью спектакля. Трагическая судьба поэта-одиночки Парнока (его прекрасно играет Федор Малышев) прослеживается с трудом. Скорее, она предчувствуется и ощущается. Парноку нет места в кровавом советском времени. И все приключившееся с визиткой и рубашкой (их у героя по-хамски отбирают и это и есть, так сказать, сюжетная линия) просто иллюстрация его принадлежности к «лишним людям» русской литературы. А если точнее русской культуры как таковой. Парнок маленький грустный клоун, над которым смеются свои. От этого умирают.
Кстати, о клоунах. Сам герой отдет в черно-белый наряд, лицо его в узнаваемо-арлекинском гриме. Сценография заслуживает отдельного внимания. На сцене расставлены по прямой предметы ушедшего времени (кофемолка, шкатулки, бутылки зеленого стекла, какие-то безделицы), а также миниатюрные символы города на Неве беседки, мосты и памятники. На заднике развешана одежда бледных оттенков, периодически в рукавах этой одежды появляются чьи-то руки в перчатках, возникает гитара, слышна мелодия.
Музыки в спектакле много артисты поют Перголези и Чайковского, продуманно и аккуратно сбиваясь на «Чижика-Пыжика». Фирменное фоменковское обаяние, юмор и музыкальность, всё здесь есть. Они узнаваемы, но отнюдь не вторичны. Спектакль идеально соответствует стилю Петра Наумовича. В программке, кстати, не прописано, кто режиссер спектакля. Зато указан автор идеи Петр Фоменко, и «ухватившийся за идею» стажер театра Дмитрий Рудков. Нельзя не признать ухватился он очень удачно.
Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru»,