«Гиганты горы»: смертельный номер
В Мастерской Фоменко поставили последнюю пьесу Луиджи Пиранделло.
Евгений Каменькович любит инсценировать редкую прозу (на его счету спектакль по роману «Венерин волос» Шишкина, «Дару» Набокова и даже «Улиссу» Джойса). «Гиганты горы» — недописанная пьеса Луиджи Пиранделло, мэтра итальянской литературы и обладателя Нобелевской премии. В России до этого момента ее никто не ставил. Между тем это последнее творение автора, замыкающее знаменитую трилогию мифов: (пьесы «Новая колония» и «Лазарь» посвящены социальным и религиозным мифам соответственно, «Гиганты» — мифам об искусстве). Фоменкам в новом спектакле удалось сделать сложную и умозрительную философию Пиранделло понятной каждому зрителю.
На вилле «Отчаяние» живет команда то ли призраков, то ли просто чудаков с нарушенной психикой. Все они играют роли, которые сами для себя придумали, из образа никто и никогда не выходят. Кто-то ждет Сто Первого Ангела, кто-то верещит при виде гостей и пытается укрыться от них под зонтиком. Негласный лидер странной компании — маг Котроне (Федор Малышев) уверен: жить в придуманном мире лучше, чем испытывать стресс в реальности. Когда на вилле оказывается бродячая труппа Графини Илсе (выдающаяся работа Полины Агуреевой), Котроне превращает жизнь артистов в цирковой аттракцион. Расставляет ловушки, пытаясь заставить гостей поверить в то, что вокруг них — блаженная иллюзия, лучше которой нет ничего на свете. Актеры же жаждут показать свой спектакль «Сказка о подмененном сыне» людям. В ответ слышат: «Люди все равно ничего не поймут».
Что важнее — фантазия или реальность, где проходит граница между творчеством и искусством, нужно ли воплощать на сцене чужие мечты и разочарования? На все эти вопросы Каменькович не отвечает. Зато делает прозрачным неутешительно горький вывод: те, кто заражен любовью к театру (искусству вообще), обречены на несчастья. Личные в первую очередь. Илсе, вырвавшись из иллюзорного мира Котроне, играет свой маленький спектакль, и ее не понимают. Озлобленная толпа убивает графиню.
Как ни грустно это осознавать, но сегодня тема взаимоотношений людей творческих (а значит и свободно мыслящих) с теми, кто агрессивно настроен к любого рода «отклонениям от нормы», снова актуален. Для того, чтобы это это было понятно, Каменьковичу не пришлось переносить текст Пиранделло в современную систему координат. События происходят в ирреальном пространстве полусна. Обжигающе красивого и безусловно гротескного: здесь герои взмывают в верх на цирковых лонжах, разговаривают с зеркалами и ветром, примерят маски самих себя. Силуэты их, кажется, живут своей жизнью, а разговаривать друг с другом могут даже их платья. Трогательно, неправдоподобно и очень по-фоменковски: искусство прекрасно, даже если оно требует жертв.
На вилле «Отчаяние» живет команда то ли призраков, то ли просто чудаков с нарушенной психикой. Все они играют роли, которые сами для себя придумали, из образа никто и никогда не выходят. Кто-то ждет Сто Первого Ангела, кто-то верещит при виде гостей и пытается укрыться от них под зонтиком. Негласный лидер странной компании — маг Котроне (Федор Малышев) уверен: жить в придуманном мире лучше, чем испытывать стресс в реальности. Когда на вилле оказывается бродячая труппа Графини Илсе (выдающаяся работа Полины Агуреевой), Котроне превращает жизнь артистов в цирковой аттракцион. Расставляет ловушки, пытаясь заставить гостей поверить в то, что вокруг них — блаженная иллюзия, лучше которой нет ничего на свете. Актеры же жаждут показать свой спектакль «Сказка о подмененном сыне» людям. В ответ слышат: «Люди все равно ничего не поймут».
Что важнее — фантазия или реальность, где проходит граница между творчеством и искусством, нужно ли воплощать на сцене чужие мечты и разочарования? На все эти вопросы Каменькович не отвечает. Зато делает прозрачным неутешительно горький вывод: те, кто заражен любовью к театру (искусству вообще), обречены на несчастья. Личные в первую очередь. Илсе, вырвавшись из иллюзорного мира Котроне, играет свой маленький спектакль, и ее не понимают. Озлобленная толпа убивает графиню.
Как ни грустно это осознавать, но сегодня тема взаимоотношений людей творческих (а значит и свободно мыслящих) с теми, кто агрессивно настроен к любого рода «отклонениям от нормы», снова актуален. Для того, чтобы это это было понятно, Каменьковичу не пришлось переносить текст Пиранделло в современную систему координат. События происходят в ирреальном пространстве полусна. Обжигающе красивого и безусловно гротескного: здесь герои взмывают в верх на цирковых лонжах, разговаривают с зеркалами и ветром, примерят маски самих себя. Силуэты их, кажется, живут своей жизнью, а разговаривать друг с другом могут даже их платья. Трогательно, неправдоподобно и очень по-фоменковски: искусство прекрасно, даже если оно требует жертв.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru»,