Путеводитель по театральным страстям
«Театральный роман» Михаила Булгакова поставили в «Мастерской Петра Фоменко»
Он написан в сложные для писателя 30-е годы прошлого века и насквозь пронизан иронией. Как когда-то писатель взглянул на театр и себя в нем через это сочинение, так сегодня фоменковцы пытаются увидеть себя сквозь призму Булгакова.
Как сложно воплотить на сцене такого автора, как Михаил Булгаков, знают все, кто хоть раз попытался это сделать. Но «Театральный роман» сочинение особенное. Это своего рода энциклопедия опасностей, подстерегающих обитателей театра на ниве творчества. Роман тесно связан со своим временем и с Художественным театром того периода. Постоянный страх, порожденный тоталитарной системой сталинского правления, с одной стороны, и действующая в театре «однопартийная» система, связанная с теорией Станиславского, с другой, главные его приметы.
Главный герой романа Максудов как раз и восстает против незыблемости системы Станиславского, на фоне которой уничтожались другие театральные школы. В чем-то «Театральный роман» отразил ситуацию самого автора. Обстоятельства его написания в 1936 году были для писателя довольно драматичными.
Постановка пьесы «Мольер» после пяти лет репетиций и всего нескольких представлений была снята из репертуара МХАТа. Там же после генеральной репетиции была запрещена пьеса «Иван Васильевич». Это было фактическое уничтожение «театрального» Булгакова. И в «Театральном романе» автор описал ведущий театр страны тех лет, расколотый на два лагеря и раздираемый интригами патриархов Немировича-Данченко и Станиславского. «Театральный роман» помог нам найти смешное и грустное в нас самих, рассказал один из авторов спектакля, актер Кирилл Пирогов:
«Вообще это про всех артистов. Все артисты себя в этом узнают. Так что тут мало что нужно придумывать, если честно. Мы не хотели ни в коем случае, чтобы это было бы шаржем и пародией. Потому что в этих людях есть любые артисты. И нам очень дорога эта работа».
Казалось бы, зачем этот ироничный роман о театре понадобился самой «живой» и успешной московской труппе под руководством Петра Фоменко? В театре уверены, что самоирония Булгакова помогает преодолеть слишком важное отношение к себе, которое всегда сопутствует успеху. И Булгаков возник в репертуаре театра, конечно, не случайно. По словам исполнителя главной роли Кирилла Пирогова, руководитель театра много лет подталкивал артистов труппы к этому названию:
«У нас в театре есть практика делаются самостоятельные работы артистов, как в институтах, то есть артисты делают все что хотят. Однажды Петр Наумович Фоменко участвовал в этом самостоятельном показе наравне с другими. И был вечер, когда мы сделали пробу по этому произведению. Это витало в воздухе. Петр Наумович нам все время говорит: а вот это посмотрите, вот то. Много лет подряд говорит разные названия. Это, в общем-то, все случай, но мы очень хотели сделать вещь о театре».
В театре служат живые люди, и им свойственны недостатки, считает исполнительница роли Поликсены Васильевны Торопецкой актриса Галина Тюнина. Ее героиня трогательная и одновременно смешная. Актриса рассказала, где она находила краски для своего образа:
«Из Булгакова, из истории Художественного театра, из писем Бакшанской к Немировичу-Данченко. Масса материала. И, конечно, из отношения к театру. Потому что, любя театр, можно найти в любом персонаже и нежность, и трепетность, и желание сохранить то, что очень легко сломать без любви. Поэтому это все-таки о любви к театру».
Публика приняла спектакль восторженно. Увидеть изнанку театральных будней втайне мечтает каждый зритель. А когда ему позволяют еще и смеяться над ней до слез и самозабвения, эта мечта сбывается. Словом, спектакль стал настоящим праздником для всех, кто по-настоящему любит театр.
Как сложно воплотить на сцене такого автора, как Михаил Булгаков, знают все, кто хоть раз попытался это сделать. Но «Театральный роман» сочинение особенное. Это своего рода энциклопедия опасностей, подстерегающих обитателей театра на ниве творчества. Роман тесно связан со своим временем и с Художественным театром того периода. Постоянный страх, порожденный тоталитарной системой сталинского правления, с одной стороны, и действующая в театре «однопартийная» система, связанная с теорией Станиславского, с другой, главные его приметы.
Главный герой романа Максудов как раз и восстает против незыблемости системы Станиславского, на фоне которой уничтожались другие театральные школы. В чем-то «Театральный роман» отразил ситуацию самого автора. Обстоятельства его написания в 1936 году были для писателя довольно драматичными.
Постановка пьесы «Мольер» после пяти лет репетиций и всего нескольких представлений была снята из репертуара МХАТа. Там же после генеральной репетиции была запрещена пьеса «Иван Васильевич». Это было фактическое уничтожение «театрального» Булгакова. И в «Театральном романе» автор описал ведущий театр страны тех лет, расколотый на два лагеря и раздираемый интригами патриархов Немировича-Данченко и Станиславского. «Театральный роман» помог нам найти смешное и грустное в нас самих, рассказал один из авторов спектакля, актер Кирилл Пирогов:
«Вообще это про всех артистов. Все артисты себя в этом узнают. Так что тут мало что нужно придумывать, если честно. Мы не хотели ни в коем случае, чтобы это было бы шаржем и пародией. Потому что в этих людях есть любые артисты. И нам очень дорога эта работа».
Казалось бы, зачем этот ироничный роман о театре понадобился самой «живой» и успешной московской труппе под руководством Петра Фоменко? В театре уверены, что самоирония Булгакова помогает преодолеть слишком важное отношение к себе, которое всегда сопутствует успеху. И Булгаков возник в репертуаре театра, конечно, не случайно. По словам исполнителя главной роли Кирилла Пирогова, руководитель театра много лет подталкивал артистов труппы к этому названию:
«У нас в театре есть практика делаются самостоятельные работы артистов, как в институтах, то есть артисты делают все что хотят. Однажды Петр Наумович Фоменко участвовал в этом самостоятельном показе наравне с другими. И был вечер, когда мы сделали пробу по этому произведению. Это витало в воздухе. Петр Наумович нам все время говорит: а вот это посмотрите, вот то. Много лет подряд говорит разные названия. Это, в общем-то, все случай, но мы очень хотели сделать вещь о театре».
В театре служат живые люди, и им свойственны недостатки, считает исполнительница роли Поликсены Васильевны Торопецкой актриса Галина Тюнина. Ее героиня трогательная и одновременно смешная. Актриса рассказала, где она находила краски для своего образа:
«Из Булгакова, из истории Художественного театра, из писем Бакшанской к Немировичу-Данченко. Масса материала. И, конечно, из отношения к театру. Потому что, любя театр, можно найти в любом персонаже и нежность, и трепетность, и желание сохранить то, что очень легко сломать без любви. Поэтому это все-таки о любви к театру».
Публика приняла спектакль восторженно. Увидеть изнанку театральных будней втайне мечтает каждый зритель. А когда ему позволяют еще и смеяться над ней до слез и самозабвения, эта мечта сбывается. Словом, спектакль стал настоящим праздником для всех, кто по-настоящему любит театр.
Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012