Роман в театре
В Мастерской Петра Фоменко продолжаются премьерные показы спектакля «Театральный роман». Как часто бывает в Мастерской, постановка родилась на «вечере проб и ошибок». Корреспондент vtbrussia.ru выяснил у актера Никиты Тюнина, как шла и продолжается работа над спектаклем.
Включение в репертуар спектаклей, появившихся из самостоятельных актерских работ, в вашем театре стало в своем роде традицией
Да, у нас действительно есть такая традиция. Многие спектакли возникли именно так. Например, «Носорог», «Дом, где разбиваются сердца», «Он был титулярный советник», «Русский человек на rendez-vous», «Рыжий».
В «Театральном романе» ты не просто актер, но и ассистент режиссера. Это твой первый опыт в таком качестве?
Да, это первый опыт.
Этот опыт позволил тебе взглянуть на актерскую работу с другой стороны?
Когда ты занят не только работой над своим образом и своими сценами, но и принимаешь участие в формировании спектакля как единого целого, ты узнаешь об этом спектакле практически все, видишь его в целом и потому оцениваешь все несколько иначе с точки зрения необходимости и пользы для общего дела.
Повторить опыт не хочется?
Только с позиции помощи партнерам, режиссеру и спектаклю.
Для Кирилла Пирогова «Театральный роман» тоже первый опыт в качестве режиссера?
Не совсем. Несколько лет назад мы с Олегом Ниряном актером нашего театра готовили для самостоятельного показа сцены из романа «Петербург» Андрея Белого. Обратились к Кириллу, и он здорово нам помог как режиссер. Показ получился очень интересным. Так что когда мы взялись за «Театральный роман», то полностью доверились его режиссерскому чутью.
Говорят, у вас в театре довольно часто спектакль плод совместного творчества.
Над постановкой всегда работает ансамбль. А режиссер определяет ее дух, задает атмосферу, общее направление движения. Но его видение всегда воплощается только общими усилиями команды, работающей над спектаклем.
А не было соблазна сделать сатиру на самих себя?
«Театральный роман» все-таки не сатира. Булгаков не ставил себе целью высмеять Художественный, да и какой бы то ни было театр. Он, скорее, осмысливал с помощью прозы историю своих отношений с Художественным театром сложных, противоречивых, многогранных. И мы вслед за автором пытаемся не смеяться, тем более не высмеивать, а размышлять о театре, о профессии, о своем отношении к ней.
В спектакле некоторые актеры играют сразу нескольку ролей. Это обычная практика или особенность «Театрального романа»?
Мы действительно практикуем это в некоторых спектаклях. Но в данном случае сам автор дает нам такое право. «Театральный роман» обширная галерея портретов. На его страницах сталкиваешься с десятками персонажей, настолько ярких, что они буквально «просятся» на сцену. Физически невозможно назначить актера на каждую, подчас, эпизодическую, на пару минут, роль. А с другой стороны, для актера это интереснейшая задача создать несколько непохожих образов или собирательный образ из нескольких в одном спектакле. У нас в постановке и так заняты 27 артистов.
Это много?
Это очень много! Но персонажей еще больше их 50. Поэтому практически каждый артист играет в спектакле по две роли. А некоторые даже три, четыре.
Сейчас идут премьерные спектакли. Продолжаете работу над постановкой?
Разумеется. Работа над спектаклем не может закончиться, пока он живет. А премьерные показы это процесс рождения, первые шаги постановки, требующей постоянного внимания и труда.
Ваш театр занимает совершенно особое место, им все всегда восхищаются, начиная от зрителей, заканчивая критиками. И каково работать в таких условиях?
Если посмотреть статьи о «Театральном романе», то они противоречат этому утверждению. Далеко не все восхищаются и не всегда. Как известно, театр самая сложная машина на свете, и не может вызывать однозначных оценок. Конечно, приятно чувствовать восхищение и благодарность публики. Но это не должно ни расслаблять, ни вызывать эйфорию.
Есть ощущение, что первый и второй акты отличаются друг от друга. По-разному шла работа или дело в действии?
В театре дело всегда в действии. Разумеется, работа над актами, над отдельными сценами выстраивается очень индивидуально. Но в данном случае дело еще и в природе романа, в композиционном построении спектакля.
А кто придумал заканчивать спектакль цитатой из «Мастера и Маргариты»?
Нам не пришлось ничего придумывать. Булгаков считается автором мистическим. А у мистификации свои законы. Мы лишь следовали им.
Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011