Игра в молчанку
Олег Глушков, постановщик спектакля «Моряки и шлюхи»: «Выходят артисты и произносят за весь спектакль одну фразу»
Спектакль «Моряки и шлюхи» «Мастерской Петра Фоменко» идет уже почти год. 8 октября и два последующих дня посмотреть его смогут не только счастливые обладатели билетов в театр, которую поддерживает Банк ВТБ, но и все посетители сайта VTBRussia.ru. Хореографическую постановку с провокативным названием одобрил сам Петр Наумович Фоменко. Парадокс: актеры театра, который славится своей правдивой интонацией и тонкими психологическими нюансами, выходят на сцену и ничего не говорят! Все действие занимает движение. Корреспондент VTBRussia.ru встретился с идейным лидером этого движения – хореографом Олегом Глушковым.
Бах ушел, а Вивальди остался
Звезда Олега Глушкова взошла после премьеры фильма «Стиляги» Валерия Тодоровского. Оправдывая свою репутацию первооткрывателя, Дедала, дающего талантам крылья, Валерий Тодоровский в «Стилягах» выпустил в мир не только замечательную плеяду молодых артистов, которые все стали звездами, но и создателя танцевальной пластики этого стильного фильма хореографа Олега Глушкова. Зрители с радостью погрузились в игру в стиляг и принялись разучивать давно забытые танцы. Вечеринки в стиле «Стиляг» вот уже несколько лет воспринимаются как эталон молодежного развлечения. Звезда Олега Глушкова взошла после премьеры фильма «Стиляги» Валерия Тодоровского. Оправдывая свою репутацию первооткрывателя, Дедала, дающего талантам крылья, Валерий Тодоровский в «Стилягах» выпустил в мир не только замечательную плеяду молодых артистов, которые все стали звездами, но и создателя танцевальной пластики этого стильного фильма хореографа Олега Глушкова. Зрители с радостью погрузились в игру в стиляг и принялись разучивать давно забытые танцы. Вечеринки в стиле «Стиляг» вот уже несколько лет воспринимаются как эталон молодежного развлечения. Впрочем, Глушков стремиться в своих работать создать не моду, а стиль. В новом спектакле «Мастерской» поиски выразительности начинаются с рискованного заголовка, который сразу уводит хореографическое повествование за рамки не только соображений моды, но и, в некотором смысле, морали.
– «Моряки и шлюхи» – несколько провокативное название для «Мастерской Петра Фоменко». Оно ваше?
– Да, мое. Меня не то чтобы отговаривали, но несколько раз спросили, точно ли я этого хочу. Но поскольку давления не было, ответил да, именно так нужно назвать постановку.
– Сложившиеся артисты обычно не очень любят пускаться в эксперименты…
– Нет, фоменки не боялись. На сцену выходят артисты театра слова и произносят за весь спектакль одну фразу. На мой взгляд, это очень смелый поступок.
– А вы сами-то не боялись за это браться?
– Это было интересно. Я чувствовал открытость со стороны театра, со стороны артистов. И любопытно было, что получится.
– Вы не раз признавались, что в ваших проектах первична музыка. Так ли обстояло дело с «Моряками и шлюхами»?
– Возможно. Но здесь все началось с музыки, которая в итоге в спектакль не вошла. Сначала был Бах, потом возникла тема – моряки и шлюхи, и Бах ушел. Пришел Вивальди и за ним все остальное. Первичным был второй акт. А за ним возник первый.
– «Моряки и шлюхи» – спектакль без сюжета. Но у вас есть сквозная идея?
– Сквозная идея и сюжет – разные вещи. Сюжета как такового, событийного, там нет. Герой куда-то пошел, с ним что-то случилось – этого, конечно, нет. Но есть эмоциональная драматургия, которая важнее.
– И в чем суть этой драматургии?
– В самих человеческих проявлениях. И моряки, и шлюхи – все это относится к жизни, к ее проявлениям – не всегда нравственным и высоким, но, тем не менее, человеческим. Я ни в коем случае не идеализирую профессии, не в них тут дело.
– Сложно ставить «балет» в драматическом театре?
– Для меня вообще ставить танцы – очень просто. А сложно как раз что-то другое. Сложно найти что-то особенное в этих танцах, сделать так, чтобы они перестали быть просто танцами.
– В какой момент вы понимаете, что нашлось?
– Это может не произойти вообще, а может произойти сразу. Может произойти на репетиции, а может – на спектакле. А может – после спектакля, а на спектакле нет.
Соковыжимание
Получив признание за работу в фильме «Стиляги», Глушков свой шанс не упустил. Московские театры буквально дрались за него, и он успел поработать, кажется, со всеми. Антреприза, мюзикл, пластические эксперименты – чего только нет в послужном списке Глушкова. И наконец, Олег Глушков стал ставить на академических площадках. Этой весной, например, вместе с режиссером Василием Бархатовым открывал оперой «Русалка» новую сцену Мариинского театра. С артистами «Мастерской» Глушков успел поработать уже несколько раз. Интересно, что с Игорем Войнаровским – исполнителем одной из главных ролей в картине – Глушкову пришлось поработать в «Мастерской Петра Фоменко» дважды. Если в спектакле «Алиса в Зазеркалье» хореограф выступил постановщиком сценических движений, то в «Моряках и шлюхах» он уже стал режиссером.
– В спектакле участвуют как самые опытные актеры, так и совсем молодые. Но для всех хореографический спектакль в новинку. Разница между стариками и новичками вам была заметна?
– Здесь конкретные люди, и вот с конкретными людьми мы работали. И дело не в том, что кто-то из них в театре двадцать лет, а кто-то год. Каждый работал по-своему. У нас и кастинга как такового не было: просто пробовали, потанцевали с одним, с другими. Так все и подобрались. Компания сложилась, и стало понятно, что будем не только заниматься, но и создадим спектакль.
– То есть, как всегда, началось все с этюдов?
– Было мое предложение, которое прорастало в артистов. Потом их предложение, которое прорастало в меня. Не то чтобы я пришел и сказал: «Делаем два шага вправо, потом три – назад». Хотя в спектакле много постановочных вещей. Но есть те, где был определен только принцип. Была только генеральная линия, которая, хотелось бы, чтобы длилась на протяжении спектакля. Вправо, влево, взлеты, падения – все это решалось в процессе. Например, когда Полину несут. Как там точно все сделаешь раз и навсегда – ведь берут ее каждый раз по-новому?
– После ваших репетиций артисты выходили выжатыми как лимон. Что вы с ними делали?
– Все артисты работали очень честно, и в этом смысле они все большие молодцы. Спектакль идет почти год, а они все держатся в отличной форме. Мы проводим регулярные уроки, артисты занимаются с моей помощницей. Она их держит в очень строгих рамках, спуску не дает.
– У вас нет сейчас желания что-то менять?
– Идеи, конечно, есть. Но во время сезона довольно тяжело что-то менять, технология репертуарного театра не позволяет. Хотя, уверен, что-то мы все-таки изменим. Теперь у актеров новые спектакли, совсем другая занятость – нет той «зеленой улицы», которая была в начале подготовки к спектаклю. Когда были и артисты, и помещение, и сцена.
– Один критик заметил, что спектакль «Моряки и шлюхи» с тем же успехом могла поставить и труппа танцовщиков. Что вы думаете на этот счет?
– Может быть, и могла бы. Но мне хотелось делать спектакль конкретно с этими людьми. У нас здесь нет составов, и если кто-то заболеет – тьфу-тьфу-тьфу, – не знаю, что будем делать. Замен-то нет. Хотя я театральный человек и понимаю, что прокат спектакля предполагает какие-то точные вещи. Если один человек не сможет – не понимаю, что делать в этой ситуации.
– И все равно непонятно, зачем вообще в драматическом театре хореографический спектакль? Вы как-то для себя это формулировали?
– Если бы я ответил на вопрос, зачем в «Мастерской Петра Фоменко» нужен хореографический спектакль, я бы точно не стал им заниматься. У меня нет ответа на этот вопрос. Ну зачем одному нравится арбуз, а другому свиной хрящик?
Бах ушел, а Вивальди остался
Звезда Олега Глушкова взошла после премьеры фильма «Стиляги» Валерия Тодоровского. Оправдывая свою репутацию первооткрывателя, Дедала, дающего талантам крылья, Валерий Тодоровский в «Стилягах» выпустил в мир не только замечательную плеяду молодых артистов, которые все стали звездами, но и создателя танцевальной пластики этого стильного фильма хореографа Олега Глушкова. Зрители с радостью погрузились в игру в стиляг и принялись разучивать давно забытые танцы. Вечеринки в стиле «Стиляг» вот уже несколько лет воспринимаются как эталон молодежного развлечения. Звезда Олега Глушкова взошла после премьеры фильма «Стиляги» Валерия Тодоровского. Оправдывая свою репутацию первооткрывателя, Дедала, дающего талантам крылья, Валерий Тодоровский в «Стилягах» выпустил в мир не только замечательную плеяду молодых артистов, которые все стали звездами, но и создателя танцевальной пластики этого стильного фильма хореографа Олега Глушкова. Зрители с радостью погрузились в игру в стиляг и принялись разучивать давно забытые танцы. Вечеринки в стиле «Стиляг» вот уже несколько лет воспринимаются как эталон молодежного развлечения. Впрочем, Глушков стремиться в своих работать создать не моду, а стиль. В новом спектакле «Мастерской» поиски выразительности начинаются с рискованного заголовка, который сразу уводит хореографическое повествование за рамки не только соображений моды, но и, в некотором смысле, морали.
– «Моряки и шлюхи» – несколько провокативное название для «Мастерской Петра Фоменко». Оно ваше?
– Да, мое. Меня не то чтобы отговаривали, но несколько раз спросили, точно ли я этого хочу. Но поскольку давления не было, ответил да, именно так нужно назвать постановку.
– Сложившиеся артисты обычно не очень любят пускаться в эксперименты…
– Нет, фоменки не боялись. На сцену выходят артисты театра слова и произносят за весь спектакль одну фразу. На мой взгляд, это очень смелый поступок.
– А вы сами-то не боялись за это браться?
– Это было интересно. Я чувствовал открытость со стороны театра, со стороны артистов. И любопытно было, что получится.
– Вы не раз признавались, что в ваших проектах первична музыка. Так ли обстояло дело с «Моряками и шлюхами»?
– Возможно. Но здесь все началось с музыки, которая в итоге в спектакль не вошла. Сначала был Бах, потом возникла тема – моряки и шлюхи, и Бах ушел. Пришел Вивальди и за ним все остальное. Первичным был второй акт. А за ним возник первый.
– «Моряки и шлюхи» – спектакль без сюжета. Но у вас есть сквозная идея?
– Сквозная идея и сюжет – разные вещи. Сюжета как такового, событийного, там нет. Герой куда-то пошел, с ним что-то случилось – этого, конечно, нет. Но есть эмоциональная драматургия, которая важнее.
– И в чем суть этой драматургии?
– В самих человеческих проявлениях. И моряки, и шлюхи – все это относится к жизни, к ее проявлениям – не всегда нравственным и высоким, но, тем не менее, человеческим. Я ни в коем случае не идеализирую профессии, не в них тут дело.
– Сложно ставить «балет» в драматическом театре?
– Для меня вообще ставить танцы – очень просто. А сложно как раз что-то другое. Сложно найти что-то особенное в этих танцах, сделать так, чтобы они перестали быть просто танцами.
– В какой момент вы понимаете, что нашлось?
– Это может не произойти вообще, а может произойти сразу. Может произойти на репетиции, а может – на спектакле. А может – после спектакля, а на спектакле нет.
Соковыжимание
Получив признание за работу в фильме «Стиляги», Глушков свой шанс не упустил. Московские театры буквально дрались за него, и он успел поработать, кажется, со всеми. Антреприза, мюзикл, пластические эксперименты – чего только нет в послужном списке Глушкова. И наконец, Олег Глушков стал ставить на академических площадках. Этой весной, например, вместе с режиссером Василием Бархатовым открывал оперой «Русалка» новую сцену Мариинского театра. С артистами «Мастерской» Глушков успел поработать уже несколько раз. Интересно, что с Игорем Войнаровским – исполнителем одной из главных ролей в картине – Глушкову пришлось поработать в «Мастерской Петра Фоменко» дважды. Если в спектакле «Алиса в Зазеркалье» хореограф выступил постановщиком сценических движений, то в «Моряках и шлюхах» он уже стал режиссером.
– В спектакле участвуют как самые опытные актеры, так и совсем молодые. Но для всех хореографический спектакль в новинку. Разница между стариками и новичками вам была заметна?
– Здесь конкретные люди, и вот с конкретными людьми мы работали. И дело не в том, что кто-то из них в театре двадцать лет, а кто-то год. Каждый работал по-своему. У нас и кастинга как такового не было: просто пробовали, потанцевали с одним, с другими. Так все и подобрались. Компания сложилась, и стало понятно, что будем не только заниматься, но и создадим спектакль.
– То есть, как всегда, началось все с этюдов?
– Было мое предложение, которое прорастало в артистов. Потом их предложение, которое прорастало в меня. Не то чтобы я пришел и сказал: «Делаем два шага вправо, потом три – назад». Хотя в спектакле много постановочных вещей. Но есть те, где был определен только принцип. Была только генеральная линия, которая, хотелось бы, чтобы длилась на протяжении спектакля. Вправо, влево, взлеты, падения – все это решалось в процессе. Например, когда Полину несут. Как там точно все сделаешь раз и навсегда – ведь берут ее каждый раз по-новому?
– После ваших репетиций артисты выходили выжатыми как лимон. Что вы с ними делали?
– Все артисты работали очень честно, и в этом смысле они все большие молодцы. Спектакль идет почти год, а они все держатся в отличной форме. Мы проводим регулярные уроки, артисты занимаются с моей помощницей. Она их держит в очень строгих рамках, спуску не дает.
– У вас нет сейчас желания что-то менять?
– Идеи, конечно, есть. Но во время сезона довольно тяжело что-то менять, технология репертуарного театра не позволяет. Хотя, уверен, что-то мы все-таки изменим. Теперь у актеров новые спектакли, совсем другая занятость – нет той «зеленой улицы», которая была в начале подготовки к спектаклю. Когда были и артисты, и помещение, и сцена.
– Один критик заметил, что спектакль «Моряки и шлюхи» с тем же успехом могла поставить и труппа танцовщиков. Что вы думаете на этот счет?
– Может быть, и могла бы. Но мне хотелось делать спектакль конкретно с этими людьми. У нас здесь нет составов, и если кто-то заболеет – тьфу-тьфу-тьфу, – не знаю, что будем делать. Замен-то нет. Хотя я театральный человек и понимаю, что прокат спектакля предполагает какие-то точные вещи. Если один человек не сможет – не понимаю, что делать в этой ситуации.
– И все равно непонятно, зачем вообще в драматическом театре хореографический спектакль? Вы как-то для себя это формулировали?
– Если бы я ответил на вопрос, зачем в «Мастерской Петра Фоменко» нужен хореографический спектакль, я бы точно не стал им заниматься. У меня нет ответа на этот вопрос. Ну зачем одному нравится арбуз, а другому свиной хрящик?
Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011