Театр Петра Фоменко воспел безумие
В театре «Мастерская Петра Фоменко», который еще носит траур по своему руководителю, восстановили поставленный им в 2002 году спектакль «Безумная из Шайо». Меtrо оценило постановку и поговорило с режиссером восстановления Кириллом Пироговым
Безумная преклонных лет графиня Орели задумала разобраться с четверкой из общества «О. Б. П. Н.», или «Объединенный Банк Парижских Недр». Ведь эти дельцы готовы пойти на любое преступление ради денег, перерыть ее любимый город, чтобы найти нефть. С помощью своих соратников: судомойки легкого поведения с возвышенными мечтаниями, мусорщика-философа, глухонемого оратора и других чудесных представителей парижской голи и рвани она решает навеки замуровать преступников в канализационном люке Сюжет кажется абсурдным, но безумие, разыгранное на сцене, главный предмет восхищения.
Старуха Орели, с огромными перстнями на пальцах и цветком ириса в петлице, живет в прекрасном Париже с кафе-шантанами и парками, где chansons разлиты в воздухе. Каждый день она «натягивает панталоны и парик», идет кормить кошек, садится на мостовую, чтобы почитать затертую до дыр газету, каждый день читает одну и ту же, объясняя это тем, что «не осложняет себе жизнь злободневностью». В своем прекрасном мире она живет и радуется, пока однажды мусорщик не открывает ей глаза на реальность.
Оказывается, пока она последние несколько лет бродила по Парижу в поисках своего трехметрового боа и шкатулочки с готическими окошками, пока танцевала с уличными музыкантами, пока общалась с призраками бывших возлюбленных, город заполонили люди «в правом глазу подлость, в левом тревога». Эти господа превратили все вокруг себя в товар, стали «сутенерами вещей». «Торговец на рынке больше не предлагает тебе свежую рыбу, он стал сутенером рыбы», объясняет мусорщик. Прежнего Парижа, с его радостными людьми, больше нет, такие подлецы, как четверка «О. Б. П. Н.», скоро и вовсе разрушат город, перероют его в поисках наживы.
Пьеса драматурга и дипломата Жана Жироду «Безумная из Шайо» была впервые показана в Париже в декабре 1945 года. После самой жестокой в истории человечества войны этот спектакль должен был стать для зрителей глотком чистого воздуха в затхлой атмосфере ненависти, жестокости и вражды. Воспетая Жироду любовь к жизни, к человеку, ко всем существам, населяющим свет, сейчас звучит не менее актуально. Когда очаровательная безумная Орели рассказывает юноше-самоубийце про то, как она каждое утро готовит себя к встрече с Парижем, рассказывает для того, чтобы вернуть ему желание жить, он восклицает: «Продолжайте». В этот момент чувствуешь себя этим потерянным юношей, которому только что раскрыли глаза на то, как прекрасна жизнь.
В 2002 году Петр Фоменко поставил в «Мастерской» эту пьесу, ощутив, насколько она злободневна, как точно отражает нашу жизнь. Постановку отметили тогда сразу в трех номинациях театральной премии «Золотая маска»: «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль (Галина Тюнина)».
Прошло 10 лет, а утопия о спасении красоты мира от сутенеров звучит все так же упоительно. И так же чудесна Галина Тюнина в роли безумной Орели. Хотя актерский состав частично поменялся.
Режиссером, который бережно восстановил и перенес «Безумную» на Большую сцену, стал Кирилл Пирогов. В прошлой постановке Пирогов играл роль одного из уличных музыкантов, сейчас пожертвовал своим участием, ведь для театра возрождение этого спектакля важное дело. Релиз «Мастерской» о премьере заканчивается так: «Это похвала Безумию и эту похвалу театр посвящает Петру Наумовичу Фоменко».
Безумная преклонных лет графиня Орели задумала разобраться с четверкой из общества «О. Б. П. Н.», или «Объединенный Банк Парижских Недр». Ведь эти дельцы готовы пойти на любое преступление ради денег, перерыть ее любимый город, чтобы найти нефть. С помощью своих соратников: судомойки легкого поведения с возвышенными мечтаниями, мусорщика-философа, глухонемого оратора и других чудесных представителей парижской голи и рвани она решает навеки замуровать преступников в канализационном люке Сюжет кажется абсурдным, но безумие, разыгранное на сцене, главный предмет восхищения.
Старуха Орели, с огромными перстнями на пальцах и цветком ириса в петлице, живет в прекрасном Париже с кафе-шантанами и парками, где chansons разлиты в воздухе. Каждый день она «натягивает панталоны и парик», идет кормить кошек, садится на мостовую, чтобы почитать затертую до дыр газету, каждый день читает одну и ту же, объясняя это тем, что «не осложняет себе жизнь злободневностью». В своем прекрасном мире она живет и радуется, пока однажды мусорщик не открывает ей глаза на реальность.
Оказывается, пока она последние несколько лет бродила по Парижу в поисках своего трехметрового боа и шкатулочки с готическими окошками, пока танцевала с уличными музыкантами, пока общалась с призраками бывших возлюбленных, город заполонили люди «в правом глазу подлость, в левом тревога». Эти господа превратили все вокруг себя в товар, стали «сутенерами вещей». «Торговец на рынке больше не предлагает тебе свежую рыбу, он стал сутенером рыбы», объясняет мусорщик. Прежнего Парижа, с его радостными людьми, больше нет, такие подлецы, как четверка «О. Б. П. Н.», скоро и вовсе разрушат город, перероют его в поисках наживы.
Пьеса драматурга и дипломата Жана Жироду «Безумная из Шайо» была впервые показана в Париже в декабре 1945 года. После самой жестокой в истории человечества войны этот спектакль должен был стать для зрителей глотком чистого воздуха в затхлой атмосфере ненависти, жестокости и вражды. Воспетая Жироду любовь к жизни, к человеку, ко всем существам, населяющим свет, сейчас звучит не менее актуально. Когда очаровательная безумная Орели рассказывает юноше-самоубийце про то, как она каждое утро готовит себя к встрече с Парижем, рассказывает для того, чтобы вернуть ему желание жить, он восклицает: «Продолжайте». В этот момент чувствуешь себя этим потерянным юношей, которому только что раскрыли глаза на то, как прекрасна жизнь.
В 2002 году Петр Фоменко поставил в «Мастерской» эту пьесу, ощутив, насколько она злободневна, как точно отражает нашу жизнь. Постановку отметили тогда сразу в трех номинациях театральной премии «Золотая маска»: «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль (Галина Тюнина)».
Прошло 10 лет, а утопия о спасении красоты мира от сутенеров звучит все так же упоительно. И так же чудесна Галина Тюнина в роли безумной Орели. Хотя актерский состав частично поменялся.
Режиссером, который бережно восстановил и перенес «Безумную» на Большую сцену, стал Кирилл Пирогов. В прошлой постановке Пирогов играл роль одного из уличных музыкантов, сейчас пожертвовал своим участием, ведь для театра возрождение этого спектакля важное дело. Релиз «Мастерской» о премьере заканчивается так: «Это похвала Безумию и эту похвалу театр посвящает Петру Наумовичу Фоменко».
Виктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013