Нажиться там, где нельзя выжить
Режиссёр Кирилл Вытоптов поставил в Мастерской Петра Фоменко спектакль «Мамаша Кураж». Действие знаменитой пьесы Бертольта Брехта здесь очень напоминает современность торговка Фирлинг следует за войском с большими клетчатыми «китайскими» баулами и следит за военными подвигами сына по телевизору
Когда война на радость и на беду
События пьесы «Мамащи Кураж и её дети», написанной в 1939 году, происходит во времена Тридцатилетней войны (1618-1648), обернувшемся для Германии национальной катастрофой. Но для маркитантки Анны Фирлинг по прозвищу Кураж война – прекрасное время, ведь она наживается за счёт неё. Она продаёт солдатам всё, что им нужно, но при этом старается держать двух своих взрослых сыновей и немую дочь подальше от резни. Забегая вперёд, скажем, что никого она уберечь не сможет. Судьбу её детей перемолет в пыль «кормилица» Кураж – война. Но, переживая потерю за потерей, Кураж берёт свою торговую сумку и идёт на заработки.
Одна семья, но все такие разные
В этом спектакле зрителя ждёт целая палитра ярких образов и характеров. Дети Кураж совершенно не похожи друг на друга и на мать. У всех у них разные отцы и фамилии. У всех разные нравы: Ирина Горбачёва играет скромную, романтичную немую Катрин, Дмитрий Рудков – нервного и безжалостного старшего сына, Николай Орловский – нежного и честного младшего сына Швейцеркаса. И всё-таки глаз невозможно оторвать от Полины Кутеповой, которая просто неистово играет Кураж. На сцене она то острая на язык неунывающая торгашка, ослепляющая зрителей своим золотым зубом, то загнанная волчица, которая вот-вот по-звериному завоет над умершим сыном.
Бертольт Брехт на русский лад
Несмотря на то что чисто формально герои продолжают существовать в XVII веке, происходящее на сцене очень напоминает новостные сводки сегодняшнего дня. Здесь тебе и современный военный камуфляж с оружием, и видео репортажи с места событий, за которыми зритель наблюдает с экрана, установленного на сцене. Кроме того, герои то и дело уходят в прозрачную комнатку в глубине сцены и залихватски под русскую гармонь, а то и с мини-бэндом поют солдатские песни про военные тяготы. Есть здесь и танцы. Особенно запоминается танго с баулами в руках.
Быть друзьями с войной нельзя
Работу над пьесой про мамашу Кураж Брехт начал в канун Второй мировой. Он очень хотел предупредить мир об опасности заигрывания с войной, но, когда Брехт закончил произведение, война уже шла. Кровопролитие идёт и сейчас, поэтому постановка Вытоптова так точно попадает в цель. С войной нельзя договориться. И Кураж понимает, что заигралась, когда теряет первого ребёнка, буквально проиграв торги за его жизнь. Война в пьесе – это перманентное состояние мира, если можно назвать миром то место, где жизнь и нажива – слова одного корня. Режиссёр Кирилл Вытоптов доводит абсурд дружбы с войной до предела. Здесь жалко всех! Выдержать финал можно только со слезами на глазах.
Источник: газета Metro
Когда война на радость и на беду
События пьесы «Мамащи Кураж и её дети», написанной в 1939 году, происходит во времена Тридцатилетней войны (1618-1648), обернувшемся для Германии национальной катастрофой. Но для маркитантки Анны Фирлинг по прозвищу Кураж война – прекрасное время, ведь она наживается за счёт неё. Она продаёт солдатам всё, что им нужно, но при этом старается держать двух своих взрослых сыновей и немую дочь подальше от резни. Забегая вперёд, скажем, что никого она уберечь не сможет. Судьбу её детей перемолет в пыль «кормилица» Кураж – война. Но, переживая потерю за потерей, Кураж берёт свою торговую сумку и идёт на заработки.
Одна семья, но все такие разные
В этом спектакле зрителя ждёт целая палитра ярких образов и характеров. Дети Кураж совершенно не похожи друг на друга и на мать. У всех у них разные отцы и фамилии. У всех разные нравы: Ирина Горбачёва играет скромную, романтичную немую Катрин, Дмитрий Рудков – нервного и безжалостного старшего сына, Николай Орловский – нежного и честного младшего сына Швейцеркаса. И всё-таки глаз невозможно оторвать от Полины Кутеповой, которая просто неистово играет Кураж. На сцене она то острая на язык неунывающая торгашка, ослепляющая зрителей своим золотым зубом, то загнанная волчица, которая вот-вот по-звериному завоет над умершим сыном.
Бертольт Брехт на русский лад
Несмотря на то что чисто формально герои продолжают существовать в XVII веке, происходящее на сцене очень напоминает новостные сводки сегодняшнего дня. Здесь тебе и современный военный камуфляж с оружием, и видео репортажи с места событий, за которыми зритель наблюдает с экрана, установленного на сцене. Кроме того, герои то и дело уходят в прозрачную комнатку в глубине сцены и залихватски под русскую гармонь, а то и с мини-бэндом поют солдатские песни про военные тяготы. Есть здесь и танцы. Особенно запоминается танго с баулами в руках.
Быть друзьями с войной нельзя
Работу над пьесой про мамашу Кураж Брехт начал в канун Второй мировой. Он очень хотел предупредить мир об опасности заигрывания с войной, но, когда Брехт закончил произведение, война уже шла. Кровопролитие идёт и сейчас, поэтому постановка Вытоптова так точно попадает в цель. С войной нельзя договориться. И Кураж понимает, что заигралась, когда теряет первого ребёнка, буквально проиграв торги за его жизнь. Война в пьесе – это перманентное состояние мира, если можно назвать миром то место, где жизнь и нажива – слова одного корня. Режиссёр Кирилл Вытоптов доводит абсурд дружбы с войной до предела. Здесь жалко всех! Выдержать финал можно только со слезами на глазах.
Источник: газета Metro
Виктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013