Эта нездешняя Полина Агуреева
Одна из самых ярких актрис одного из самых ярких театров столицы «Мастерской Петра Фоменко» в кино снимается редко: то сценарии глупые предлагают, то роль не совпадает с ее внутренним мироощущением. Зато любое предложение режиссера Сергея Урсуляка принимает с большим рвением. Молодая актриса-карьеристка Ляля в «Долгом прощании», сладкоголосая певица Тоня в «Ликвидации», своенравная бандитка Анна в «Исаеве», и вот неприкаянная Женя Шапошникова в многосерийном фильме по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» на Первом канале…
В вашей фильмографии в основном фильмы Сергея Урсуляка. Почему?
Я не знаю, почему он пригласил меня в первый наш совместный фильм «Долгое прощание». Он достаточно поругал меня, пока работали. Но мы уже знакомы с Сергеем Владимировичем десять лет. Я давно считаю его близким человеком. Могу, например, позвонить и посоветоваться сниматься мне в таком-то фильме или нет.
А вам нравятся его фильмы или у вас критический взгляд?
У меня на любой предмет критический взгляд. И на саму себя, и на близких друзей, и на режиссеров. Я знаю, что Сергей Владимирович человек абсолютно искренний и подлинный. Он снимает только то, что чувствует и как чувствует. Мне кажется, это должно быть нормой. Сейчас время полуобразованщины, которое меня очень раздражает. Люди, нахватавшиеся чего-то поверхностно, делают фильмы, спектакли, пишут книжки, и все это какое-то «полу»: полумысли, получувства. А Урсуляк все делает по-настоящему. Мне кажется, это одно из самых важных условий в нашей профессии.
Что происходит в судьбе вашей героини Евгении Шапошниковой?
Она запутавшаяся женщина. В своих ощущениях, чувствах. Запутавшаяся между тем, что ей хочется, и тем, что она должна сделать. Между долгом и жизнью. В общем, не цельный такой персонаж. Война и события эти роковые ей ничего не дали. Скорее, она все потеряла благодаря этим событиям.
Но все люди потеряли из-за войны очень многое…
Нет. Многие люди приобрели. Потрясения эти, если их как-то осмыслить, могут возвести тебя на новую высоту. Если ты цельный человек. А если не цельный, то потрясения тебя рушат. Вот и мой персонаж из породы тех людей, которых потрясения не облагораживают, не делают цельнее, а наоборот разрушают. Что-то в них, значит, было неправильно устроено… И она остается ни с чем. Она одного не долюбила, перед вторым не донесла долга. Бывают такие события, как, например, война, когда ты должен нести крест. Это очень тяжело бывает, но с этим ничего не поделаешь. Нужно его нести. Вот для меня Женя Шапошникова как раз тот человек, который не смог донести свой крест.
Что вы можете сказать зрителям по поводу фильма «Жизнь и судьба»?
Мне кажется, любой хороший фильм стоит смотреть, чтобы понять что-то в себе. Не про время, не про персонажей, не про Гроссмана, не про Сергея Владимировича Урсуляка… Хорошее произведение оно задает тебе много вопросов. Но я очень надеюсь, что есть все-таки люди, которые хотят себе задавать сложные вопросы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Режиссер Сергей УРСУЛЯК:
Полина разнообразная, нездешняя, особая, отдельная. Особенность кроется в зазоре между нею и нашим временем. Совершенно лишена всеобщей хваткости, суетности. Не очень вписывается в тот типаж, который сегодня востребован.
В вашей фильмографии в основном фильмы Сергея Урсуляка. Почему?
Я не знаю, почему он пригласил меня в первый наш совместный фильм «Долгое прощание». Он достаточно поругал меня, пока работали. Но мы уже знакомы с Сергеем Владимировичем десять лет. Я давно считаю его близким человеком. Могу, например, позвонить и посоветоваться сниматься мне в таком-то фильме или нет.
А вам нравятся его фильмы или у вас критический взгляд?
У меня на любой предмет критический взгляд. И на саму себя, и на близких друзей, и на режиссеров. Я знаю, что Сергей Владимирович человек абсолютно искренний и подлинный. Он снимает только то, что чувствует и как чувствует. Мне кажется, это должно быть нормой. Сейчас время полуобразованщины, которое меня очень раздражает. Люди, нахватавшиеся чего-то поверхностно, делают фильмы, спектакли, пишут книжки, и все это какое-то «полу»: полумысли, получувства. А Урсуляк все делает по-настоящему. Мне кажется, это одно из самых важных условий в нашей профессии.
Что происходит в судьбе вашей героини Евгении Шапошниковой?
Она запутавшаяся женщина. В своих ощущениях, чувствах. Запутавшаяся между тем, что ей хочется, и тем, что она должна сделать. Между долгом и жизнью. В общем, не цельный такой персонаж. Война и события эти роковые ей ничего не дали. Скорее, она все потеряла благодаря этим событиям.
Но все люди потеряли из-за войны очень многое…
Нет. Многие люди приобрели. Потрясения эти, если их как-то осмыслить, могут возвести тебя на новую высоту. Если ты цельный человек. А если не цельный, то потрясения тебя рушат. Вот и мой персонаж из породы тех людей, которых потрясения не облагораживают, не делают цельнее, а наоборот разрушают. Что-то в них, значит, было неправильно устроено… И она остается ни с чем. Она одного не долюбила, перед вторым не донесла долга. Бывают такие события, как, например, война, когда ты должен нести крест. Это очень тяжело бывает, но с этим ничего не поделаешь. Нужно его нести. Вот для меня Женя Шапошникова как раз тот человек, который не смог донести свой крест.
Что вы можете сказать зрителям по поводу фильма «Жизнь и судьба»?
Мне кажется, любой хороший фильм стоит смотреть, чтобы понять что-то в себе. Не про время, не про персонажей, не про Гроссмана, не про Сергея Владимировича Урсуляка… Хорошее произведение оно задает тебе много вопросов. Но я очень надеюсь, что есть все-таки люди, которые хотят себе задавать сложные вопросы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Режиссер Сергей УРСУЛЯК:
Полина разнообразная, нездешняя, особая, отдельная. Особенность кроется в зазоре между нею и нашим временем. Совершенно лишена всеобщей хваткости, суетности. Не очень вписывается в тот типаж, который сегодня востребован.
Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012