Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет Париж
Спектакль «Безумная из Шайо» по пьесе французского новеллиста, драматурга и дипломата Жана Жироду вновь появился в репертуаре театра «Мастерская Петра Фоменко». Это восстановленная версия, результат работы режиссера возобновления Кирилла Пирогова. Премьера «Безумной» состоялась в далеком 2002 году. Тогда спектакль ставил ныне покойный Фоменко, а Пирогов играл в представлении одну из эпизодических ролей.
С тех пор минуло более 10 лет. Ушел из жизни Петр Наумович, частично сменился актерский состав, задействованный в постановке (роль Безумной из Конкорд теперь исполняет Ирина Горбачева, председателя «О. Б. П. Н.» Никита Тюнин, барона Томара Евгений Цыганов, а изыскателя Юрий Буторин), да и представляют теперь «Безумную» на новой сцене на набережной Тараса Шевченко. Но остались базовые, основные штрихи мастера, которые сегодня позволяют нанести на сценический холст новый рисунок по старому, проверенному временем лекалу.
Продолжать чужую работу ох, и нелегкое это дело. Зрители, которые приходят на «Безумную» делятся на две категории: «новички», не видевшие оригинальной версии, и те, кто уже смотрел фоменковскую постановку. Последние куда строже. Они сравнивают, критикуют, разочаровываются или же одобрительно кивают головами, дескать, ловко поймал Пирогов эстафетную Палочку, выпавшую из рук Петра Наумовича.
В свое время «Безумную из Шайо» отметили в трех номинация театральной премии «Золотая Маска»: «Лучшая работа режиссера», «Лучший спектакль в драме. Малая форма» и «Лучшая женская роль. Галина Тюнина».
Тюнина блистает на сцене и сегодня. Хрупкая старушка, с головы до ног укутанная в фиолетовое одеяние, шарфы, горностаевый воротник, который на поверку оказывается кроличьим. В ее руках, украшенных кольцами (одно из них с топазом дама непременно надевает на исповедь, больно уж хорошо сверкает камень под церковным сводом), изысканный старинный зонтик, а в петлице изящный цветок.
Героиня Тюниной, монотонно, нараспев, читающая свои длинные монологи, привлекает внимание вне зависимости от важности отведенных ей мизансцен. Шаркая ногами, осваивая сценическое пространство, которое в первом акте стилизовано под террасу типичного французского кафе с круглыми столиками и большими витринами, почтенная дама, шутя, рассказывает о своей жизни.
Каждый день у Безумной Орели много дел: заштопать юбку красной ниткой, разгладить страусиные перья, посмотреть в оборотную сторону гонга (только в него, ибо зеркало искажает изображение), почитать газету (из года в год одну и ту же во избежание неприятных информационных сюрпризов). Этот нехитрый распорядок у кого-то вызовет усмешку, а вот у потенциального утопленника Пьера неугасимую жажду жизни. Так, непринужденно и незатейливо, доживающая свой век старушка, спасает молодого человека от верной гибели, а потом устраивает его счастье с певуньей-судомойкой Ирмой.
Но главная миссия Безумной еще впереди. Именно ей предстоит избавить Париж от алчных дельцов из «Объединенного Банка Парижских Недр». Его учредители председатель Эмиль Дюраншон, Жан-Ипполит барон Томар, биржевой заяц Жорж Шопен и изыскатель Человек без имени задумали перерыть окрестности в поисках нефти. Все четверо крайне ассоциальны. Они запрещают играть уличным музыкантам, пытаются бросить в Сену несостоявшегося утопленника, называют Безумную Сумасшедшей (хотя подобное определение к ней вряд ли относится) и собираются упечь ее в дом для умалишенных.
Члены «О. Б. П. Н.» типичные представители «сутенеров вещей», которые в великом множестве расплодились в некогда приветливом и улыбчивом Париже. Узнать их легко «в правом глазу подлость, в левом тревога». Именно эти возмутители общественного порядка только и знают, что превращать любую вещь в товар, а потом продавать его втридорога.
И плохо пришлось бы тихому местечку с кофейней Francis на углу какой-то неведомой улицы, если бы не Безумная из Шайо, заручившаяся поддержкой верных подруг Безумной из Пасси, Безумной из Конкорд и Безумной и Сан-Сюльпис. Эти старушки в пестрых нарядах, беседующие с вымышленными возлюбленными, кружащиеся в неистовом танце вокруг кровати Орели, подвешенной к потолку на длинных тросах, ловко обводят вокруг пальца нечистых на руку дельцов, распевая «Песенку о прекрасной полячке».
Спектакль, с его яркими фантастическими образами, пышными дамскими кринолинами, непомерно объемными париками, французской речью и живой музыкой скрипачки и пианиста, создает забытую атмосферу детских сказочных постановок, когда зритель верит на сцене возможно все. Пьесу, написанную Жираду в 1940-х годах, можно соотносить с современными реалиями, благо сходства прототипов и современников присутствует: «сутенеры вещей», аферисты и наивные борцы за справедливость не перевелись и ныне. А можно просто наслаждаться атмосферой уютного Парижа в центре Москвы, притопывая ногой в такт веселой «полячке».
Иногда хорошо забытое старое становится новым. И постановка «Безумной» Пирогова наглядный тому пример.
С тех пор минуло более 10 лет. Ушел из жизни Петр Наумович, частично сменился актерский состав, задействованный в постановке (роль Безумной из Конкорд теперь исполняет Ирина Горбачева, председателя «О. Б. П. Н.» Никита Тюнин, барона Томара Евгений Цыганов, а изыскателя Юрий Буторин), да и представляют теперь «Безумную» на новой сцене на набережной Тараса Шевченко. Но остались базовые, основные штрихи мастера, которые сегодня позволяют нанести на сценический холст новый рисунок по старому, проверенному временем лекалу.
Продолжать чужую работу ох, и нелегкое это дело. Зрители, которые приходят на «Безумную» делятся на две категории: «новички», не видевшие оригинальной версии, и те, кто уже смотрел фоменковскую постановку. Последние куда строже. Они сравнивают, критикуют, разочаровываются или же одобрительно кивают головами, дескать, ловко поймал Пирогов эстафетную Палочку, выпавшую из рук Петра Наумовича.
В свое время «Безумную из Шайо» отметили в трех номинация театральной премии «Золотая Маска»: «Лучшая работа режиссера», «Лучший спектакль в драме. Малая форма» и «Лучшая женская роль. Галина Тюнина».
Тюнина блистает на сцене и сегодня. Хрупкая старушка, с головы до ног укутанная в фиолетовое одеяние, шарфы, горностаевый воротник, который на поверку оказывается кроличьим. В ее руках, украшенных кольцами (одно из них с топазом дама непременно надевает на исповедь, больно уж хорошо сверкает камень под церковным сводом), изысканный старинный зонтик, а в петлице изящный цветок.
Героиня Тюниной, монотонно, нараспев, читающая свои длинные монологи, привлекает внимание вне зависимости от важности отведенных ей мизансцен. Шаркая ногами, осваивая сценическое пространство, которое в первом акте стилизовано под террасу типичного французского кафе с круглыми столиками и большими витринами, почтенная дама, шутя, рассказывает о своей жизни.
Каждый день у Безумной Орели много дел: заштопать юбку красной ниткой, разгладить страусиные перья, посмотреть в оборотную сторону гонга (только в него, ибо зеркало искажает изображение), почитать газету (из года в год одну и ту же во избежание неприятных информационных сюрпризов). Этот нехитрый распорядок у кого-то вызовет усмешку, а вот у потенциального утопленника Пьера неугасимую жажду жизни. Так, непринужденно и незатейливо, доживающая свой век старушка, спасает молодого человека от верной гибели, а потом устраивает его счастье с певуньей-судомойкой Ирмой.
Но главная миссия Безумной еще впереди. Именно ей предстоит избавить Париж от алчных дельцов из «Объединенного Банка Парижских Недр». Его учредители председатель Эмиль Дюраншон, Жан-Ипполит барон Томар, биржевой заяц Жорж Шопен и изыскатель Человек без имени задумали перерыть окрестности в поисках нефти. Все четверо крайне ассоциальны. Они запрещают играть уличным музыкантам, пытаются бросить в Сену несостоявшегося утопленника, называют Безумную Сумасшедшей (хотя подобное определение к ней вряд ли относится) и собираются упечь ее в дом для умалишенных.
Члены «О. Б. П. Н.» типичные представители «сутенеров вещей», которые в великом множестве расплодились в некогда приветливом и улыбчивом Париже. Узнать их легко «в правом глазу подлость, в левом тревога». Именно эти возмутители общественного порядка только и знают, что превращать любую вещь в товар, а потом продавать его втридорога.
И плохо пришлось бы тихому местечку с кофейней Francis на углу какой-то неведомой улицы, если бы не Безумная из Шайо, заручившаяся поддержкой верных подруг Безумной из Пасси, Безумной из Конкорд и Безумной и Сан-Сюльпис. Эти старушки в пестрых нарядах, беседующие с вымышленными возлюбленными, кружащиеся в неистовом танце вокруг кровати Орели, подвешенной к потолку на длинных тросах, ловко обводят вокруг пальца нечистых на руку дельцов, распевая «Песенку о прекрасной полячке».
Спектакль, с его яркими фантастическими образами, пышными дамскими кринолинами, непомерно объемными париками, французской речью и живой музыкой скрипачки и пианиста, создает забытую атмосферу детских сказочных постановок, когда зритель верит на сцене возможно все. Пьесу, написанную Жираду в 1940-х годах, можно соотносить с современными реалиями, благо сходства прототипов и современников присутствует: «сутенеры вещей», аферисты и наивные борцы за справедливость не перевелись и ныне. А можно просто наслаждаться атмосферой уютного Парижа в центре Москвы, притопывая ногой в такт веселой «полячке».
Иногда хорошо забытое старое становится новым. И постановка «Безумной» Пирогова наглядный тому пример.
Алла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013