Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко
Отношения между мужчиной и женщиной – вечная тема, к которой можно отнестись по-разному. Особенно интересно и ярко ее можно раскрыть, если обратиться к древнейшим источникам. Новый спектакль Мастерской Петра Фоменко — как красивый цветок, который корнями держится за это древнее, непостижимое и потому — привлекательное.
Это безусловный эксперимент с маркировкой 18+: в спектакле нет ни грамма, ни даже намека на то, что обычно проходит под этим пикантным тэгом: ни мата, ни сцен насилия, ни курения, ни откровенных сцен. Но это исключительно взрослый спектакль, заставляющий пунцоветь даже привыкшую ко всему публику. Это как сама природа, создающая в цветах и растениях формы мужского и женского естества, пульсирующая страстью и обретающая пластическую форму сценического действа, приправленного восточным колоритом. Открытый эротизм присутствует, пожалуй, в одной единственной сцене – нам демонстрируют лишь обнаженные спины и мы слышим их нежные вздохи. Это тот случай, который будто бы демонстрирует разницу между утонченностью и пошлостью, эротикой и порнографией, конъюнктурой и искусством.
Гигантский восточный ковер на сцене – единственная декорация и площадка для любви и переплетения хитроумных сюжетов, таких же запутанных, как и сами сказки Шехерезады, где одна история перетекает в другую незаметно и плавно. Только что мы наблюдали отношения Ала-ад-Дина (Анатолий Анциферов) и Будур (Стефани Елизавета Бурмакова) – историю неравной страсти и первой любви, как уже окунаемся в авантюристскую притчу о неверной, но изобретательной жене ювелира в исполнении очень убедительной Евгении Дмитриевой. Алексею Колубкову достается роль простоватого и одураченного ювелира, который не выдерживает конкуренции с молодым триктсером Камар-аз-Заманом (Андрей Миххалев).
Секс в спектакле не просто есть, а он присутствует во всем: в пластике, в лексике, в сюжете, прикосновениях. И он практически академический, про эмоции, а не про физиологию. Не сказать, что Полина Агуреева как режиссер осторожничает, она поступает со зрителем так же, как и поступают с ним восточные сказания: скорее это откровение во всех смыслах, чувственное и свободное.
Все грани отношений между мужчиной и женщиной в этой постановке демонстрируют сложность и подчеркнутую архетипичность: идут века, а сюжеты, образы и главное, чувства, все те же. Но, несмотря на выразительную художественность и телесность постановки, в ней присутствует понятный посыл и вывод: после настоящей трагедии между юношей Азизом (Влад Ташбулатов) и Азизой (Александра Кессельман) мы вернемся к первой истории и вместе с Халифом-отцом (Томас Моцкус) примем, вероятно, верное решение, влияющее на судьбу героев.
Сама Полина Агуреева появляется в спектакле в качестве рассказчицы с женской стороны, мужскую линию рассказа ведет Федор Малышев, и это демонстрируемое деление на мужское женское на самом деле не кажется каким-то примитивным. Напротив, в нынешнее время гендерного размытия этот спектакль становится манифестом восприятия этого мира через внутреннее маскулинное или внутреннее феминное. И это,во-вторых, почему его нужно непременно смотреть. А во-первых, это красиво.
Источник: Musecube
Это безусловный эксперимент с маркировкой 18+: в спектакле нет ни грамма, ни даже намека на то, что обычно проходит под этим пикантным тэгом: ни мата, ни сцен насилия, ни курения, ни откровенных сцен. Но это исключительно взрослый спектакль, заставляющий пунцоветь даже привыкшую ко всему публику. Это как сама природа, создающая в цветах и растениях формы мужского и женского естества, пульсирующая страстью и обретающая пластическую форму сценического действа, приправленного восточным колоритом. Открытый эротизм присутствует, пожалуй, в одной единственной сцене – нам демонстрируют лишь обнаженные спины и мы слышим их нежные вздохи. Это тот случай, который будто бы демонстрирует разницу между утонченностью и пошлостью, эротикой и порнографией, конъюнктурой и искусством.
Гигантский восточный ковер на сцене – единственная декорация и площадка для любви и переплетения хитроумных сюжетов, таких же запутанных, как и сами сказки Шехерезады, где одна история перетекает в другую незаметно и плавно. Только что мы наблюдали отношения Ала-ад-Дина (Анатолий Анциферов) и Будур (Стефани Елизавета Бурмакова) – историю неравной страсти и первой любви, как уже окунаемся в авантюристскую притчу о неверной, но изобретательной жене ювелира в исполнении очень убедительной Евгении Дмитриевой. Алексею Колубкову достается роль простоватого и одураченного ювелира, который не выдерживает конкуренции с молодым триктсером Камар-аз-Заманом (Андрей Миххалев).
Секс в спектакле не просто есть, а он присутствует во всем: в пластике, в лексике, в сюжете, прикосновениях. И он практически академический, про эмоции, а не про физиологию. Не сказать, что Полина Агуреева как режиссер осторожничает, она поступает со зрителем так же, как и поступают с ним восточные сказания: скорее это откровение во всех смыслах, чувственное и свободное.
Все грани отношений между мужчиной и женщиной в этой постановке демонстрируют сложность и подчеркнутую архетипичность: идут века, а сюжеты, образы и главное, чувства, все те же. Но, несмотря на выразительную художественность и телесность постановки, в ней присутствует понятный посыл и вывод: после настоящей трагедии между юношей Азизом (Влад Ташбулатов) и Азизой (Александра Кессельман) мы вернемся к первой истории и вместе с Халифом-отцом (Томас Моцкус) примем, вероятно, верное решение, влияющее на судьбу героев.
Сама Полина Агуреева появляется в спектакле в качестве рассказчицы с женской стороны, мужскую линию рассказа ведет Федор Малышев, и это демонстрируемое деление на мужское женское на самом деле не кажется каким-то примитивным. Напротив, в нынешнее время гендерного размытия этот спектакль становится манифестом восприятия этого мира через внутреннее маскулинное или внутреннее феминное. И это,во-вторых, почему его нужно непременно смотреть. А во-первых, это красиво.
Источник: Musecube
Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018