В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»
Премьера спектакля Фёдора Малышева «Махагония» по пьесе Ильи Кормильцева «Взлёт и падение города М.» пройдёт 30 сентября
Пьеса-антиутопия Ильи Кормильцева написана по мотивам брехтовского либретто к опере Курта Вайля «Возвышение и падение города Махагони». В «Мастерской Петра Фоменко» жанр постановки обозначен как «катастрофа», действие перенесено в сегодняшнюю действительность с переизбытком медиа и виртуальной реальности, а работает над спектаклем молодая команда художников — выпускники одного гитисовского курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова режиссёр Фёдор Малышев и сценограф Александра Дашевская. Заняты в спектакле актёры нынешней стажёрской группы «Мастерской Петра Фоменко» (в большинстве — окончившие ГИТИС в 2018 году ученики Олега Кудряшова) за единственным исключением: Анатолий Анциферов — «фоменковский» стажёр предыдущего набора.
На новую стажёрскую группу спектакль и был рассчитан худруком «Мастерской» Евгением Каменьковичем изначально: «Идея возникла „задним числом“: я уехал в Париж и слушал там Джима Моррисона и The Doors, — рассказал режиссёр „Махагонии“ Фёдор Малышев подкасту „180 градусов“. — Позвонил Евгений Борисович Каменькович, сказал: „Пришли стажёры, пять молодых ребят, я вот нашёл пьеску для них — посмотри, может, тебе будет интересно“. Я открываю „пьеску“, а там очень много песен The Doors, — и я подумал: ну, может быть… Потом мы начали углубляться — и вообще отказались и от The Doors, и от каких-то брехтовских штук… В итоге эта работа видоизменялась раза четыре, и, наверное, от оригинала Брехта вообще ничего не осталось, а от Кормильцева осталась канва.
Так как жанр всё равно кабаретно-площадной, то, конечно, я учитывал сегодняшний день (как писал Маяковский про „Мистерию-буфф“, что под каждый век, когда её будут делать, надо чуть-чуть переписывать)… Когда мы думали про то, какой „город“ это может быть, то поняли, что уже не существует такого понятия как „мир“ — есть понятия „youtube“, „шоу“, „телеки“, „подкасты“ и всё такое. Поэтому мы подумали, что образ города — не в каких-то коробках или табличках, где написаны названия, а город — это просто формат существования, в принципе: не обязательно двери, окна, а именно — способ существования. Поэтому ребята говорят немножко как Дудь, немножко как Ургант, песни поются, как в передаче „Голос“, и так далее».
Значимой составляющей спектакля становится визуальное и пространственное решение, которое сочиняла сценограф Александра Дашевская. Спектакль будет идти на Малой сцене Нового здания «Мастерской» — напомним, это нетривиальный театральный зал, где арьерсценой становится многоуровневое фойе театра.
В целом спектакль-притча о Махагонии — «городе удовольствий, где нет места человеческому, духовному, личному, где единственный закон — деньги, а преступление — это их отсутствие» и «самое интимное выставляется на всеобщее обозрение, справедливый суд становится фарсом, а смертная казнь — телевизионным шоу», как анонсируют спектакль в театре, — создавался коллективными усилиями творческой группы. «Сколько спектаклей мы пробовали делать (я же вообще-то не особо режиссёр, я артистом работаю), мы всегда шли от текста, пытались найти какие-то смыслы в нём — да и тексты были наикрутейшие: „Мёртвые души“, „Мастер и Маргарита“ и так далее — что туда особо привносить-то, ты вытащи хотя бы то, что там есть… — рассказывает Фёдор Малышев. — А тут была другая немножко история, потому что это был не мой выбор „ой, я нашёл книжку и начал с ней жить“, а „заказ“ в хорошем смысле этого слова, — и мы много говорили, искали видео, пытались личностно к этому подключиться: я артистов не „застраивал“ с самого начала, хотел, чтобы они сами приносили какие-то свои идеи, мысли по этому поводу, просил, чтобы они сами делали этюды, искали в классической литературе примеры… Потихоньку они меня на что-то провоцировали, я их на что-то провоцировал — и это в первый раз так, потому что обычно я чётко знаю, чего я хочу, вплоть до мизансцены, и пытаюсь людей как-то под это дело „подставить“…».
Несмотря на то, что выбор пьесы для режиссёра оказался «заказом», очевидно, что новый спектакль продолжит смысловую линию уже осуществлённых постановок: антиутопический сюжет «возвышения и падения» был задан ещё в первой режиссёрской работе Малышева «Смешной человек» по Достоевскому. Неслучайно в «Махагонии» по инициативе режиссёра возникли и текстовые дополнения из того же Достоевского (размышления Петра Верховенского из «Бесов»), а также из текстов Евгения Шварца.
Примечательно, что при этом постановка оказалась по сути «юбилейной»: за четыре дня до премьеры спектакля, 26 сентября, исполнилось 60 лет со дня рождения автора пьесы. Напомним, Илья Кормильцев (1959-2007) — поэт, прозаик, переводчик, основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус».
Источник: «Театр»
На новую стажёрскую группу спектакль и был рассчитан худруком «Мастерской» Евгением Каменьковичем изначально: «Идея возникла „задним числом“: я уехал в Париж и слушал там Джима Моррисона и The Doors, — рассказал режиссёр „Махагонии“ Фёдор Малышев подкасту „180 градусов“. — Позвонил Евгений Борисович Каменькович, сказал: „Пришли стажёры, пять молодых ребят, я вот нашёл пьеску для них — посмотри, может, тебе будет интересно“. Я открываю „пьеску“, а там очень много песен The Doors, — и я подумал: ну, может быть… Потом мы начали углубляться — и вообще отказались и от The Doors, и от каких-то брехтовских штук… В итоге эта работа видоизменялась раза четыре, и, наверное, от оригинала Брехта вообще ничего не осталось, а от Кормильцева осталась канва.
Так как жанр всё равно кабаретно-площадной, то, конечно, я учитывал сегодняшний день (как писал Маяковский про „Мистерию-буфф“, что под каждый век, когда её будут делать, надо чуть-чуть переписывать)… Когда мы думали про то, какой „город“ это может быть, то поняли, что уже не существует такого понятия как „мир“ — есть понятия „youtube“, „шоу“, „телеки“, „подкасты“ и всё такое. Поэтому мы подумали, что образ города — не в каких-то коробках или табличках, где написаны названия, а город — это просто формат существования, в принципе: не обязательно двери, окна, а именно — способ существования. Поэтому ребята говорят немножко как Дудь, немножко как Ургант, песни поются, как в передаче „Голос“, и так далее».
Значимой составляющей спектакля становится визуальное и пространственное решение, которое сочиняла сценограф Александра Дашевская. Спектакль будет идти на Малой сцене Нового здания «Мастерской» — напомним, это нетривиальный театральный зал, где арьерсценой становится многоуровневое фойе театра.
В целом спектакль-притча о Махагонии — «городе удовольствий, где нет места человеческому, духовному, личному, где единственный закон — деньги, а преступление — это их отсутствие» и «самое интимное выставляется на всеобщее обозрение, справедливый суд становится фарсом, а смертная казнь — телевизионным шоу», как анонсируют спектакль в театре, — создавался коллективными усилиями творческой группы. «Сколько спектаклей мы пробовали делать (я же вообще-то не особо режиссёр, я артистом работаю), мы всегда шли от текста, пытались найти какие-то смыслы в нём — да и тексты были наикрутейшие: „Мёртвые души“, „Мастер и Маргарита“ и так далее — что туда особо привносить-то, ты вытащи хотя бы то, что там есть… — рассказывает Фёдор Малышев. — А тут была другая немножко история, потому что это был не мой выбор „ой, я нашёл книжку и начал с ней жить“, а „заказ“ в хорошем смысле этого слова, — и мы много говорили, искали видео, пытались личностно к этому подключиться: я артистов не „застраивал“ с самого начала, хотел, чтобы они сами приносили какие-то свои идеи, мысли по этому поводу, просил, чтобы они сами делали этюды, искали в классической литературе примеры… Потихоньку они меня на что-то провоцировали, я их на что-то провоцировал — и это в первый раз так, потому что обычно я чётко знаю, чего я хочу, вплоть до мизансцены, и пытаюсь людей как-то под это дело „подставить“…».
Несмотря на то, что выбор пьесы для режиссёра оказался «заказом», очевидно, что новый спектакль продолжит смысловую линию уже осуществлённых постановок: антиутопический сюжет «возвышения и падения» был задан ещё в первой режиссёрской работе Малышева «Смешной человек» по Достоевскому. Неслучайно в «Махагонии» по инициативе режиссёра возникли и текстовые дополнения из того же Достоевского (размышления Петра Верховенского из «Бесов»), а также из текстов Евгения Шварца.
Примечательно, что при этом постановка оказалась по сути «юбилейной»: за четыре дня до премьеры спектакля, 26 сентября, исполнилось 60 лет со дня рождения автора пьесы. Напомним, Илья Кормильцев (1959-2007) — поэт, прозаик, переводчик, основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус».
Источник: «Театр»
Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» выходит премьера по воспоминаниям и открыткам МаяковскогоЕлена Алдашева, «Театръ», 12.09.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- В «Мастерской Фоменко» выпускают премьеру по сказкам Романа МихайловаЕлена Алдашева, «Театр.», 14.11.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019