Спасение утопающих
Иван Поповски поставил в Мастерской Фоменко пьесу о благих намерениях
Кромешная тьма. Скрипит дверь, кричит чайка, сыплются монеты, барабанит дождь. Прыжок, погружение. Вода затекает в уши, и на мгновение к темноте прибавляется оглушающая тишина. Хочется «разжмуриться», поскорее сбросить эту чёрную пелену. У Молли, потерявшей зрение в младенчестве, к сожалению, нет возможности убрать с глаз ладони и всё увидеть. А почему, собственно, «к сожалению»?
Пьеса «Молли Суини» ирландского драматурга Брайана Фрила – глубокий многослойный лонгрид, коллекция исповедей трёх персонажей на условную тему «Этот мир не рождается вместе с нами, мы сами создаём его». Символично, что история женщины, которая почти ничего не видит, заинтересовала гуру визуального театра, который видит больше, чем многие другие. В постановке Иван Поповски отказывается от фирменного буйства палитр и образов и уходит от философского лонгтока. Режиссёр расширяет пространство, при этом не раздувая проблему.
Молли сорок лет. У неё есть дом, любящий муж, друзья. Она ходит на работу и обожает плавать в бассейне, но из-за слепоты её жизнь считается неполноценной. Специально для зрячего зрителя мир Молли показан как большой тёмный куб, где стены, диван, светильники – всё выстлано чёрной тканью с морщинами и складками. В этом кубе Молли ухитряется плясать джигу, не задевая мебель и не падая. Всё просто: в её жизни нет никакого «к сожалению», она счастлива, но в это не хочет верить её муж Фрэнк.
Глубокая сцена живёт и буквально дышит, отзываясь на чувства героини. Под тёмной материей включается полусвет в знак надежды на чудо, куб движется, танцуя вместе с Молли, а после хирургической операции старый мир «стекает» со стенок куба и душит «прозревшую» Молли, топит её в новом мире, в котором она оказалась не по своей воле. Спасти жену, вернув ей зрение, мечтал Фрэнк Суини. Спасти карьеру, вернув признание в научном мире, мечтал доктор Райс. Молли ни о каком спасении не мечтала. Соглашаясь на операцию, она была не прочь совершить путешествие в страну зрячих, чтобы потом вернуться в свой счастливый мир.
Герои не взаимодействуют на сцене. В прямом луче софита у каждого по очереди своя тьма, своя правда. Импульсивный Фрэнк в исполнении Юрия Буторина – энтузиаст, прожектёр-идеалист в вечной погоне за жар-птицей. Ломающийся голос, резкие смешки, мощное прочувствованное соло под With or without you знаменитых ирландцев U2 – Буторин очень точно, трогательно, «на нерве», выворачивает нутро неравнодушного человека, готового во что бы то ни стало осчастливить мир. Эвакуация барсуков или класс коррекции для жены – любое действие Фрэнк рассматривает как благотворительную акцию, спасение утопающих.
Менее восторженно, но не менее убедительно живёт на своём квадрате света мистер Райс (Анатолий Горячев). Профессор офтальмологии, чьи семейные неудачи привели к неудачам профессиональным, к тотальной неуверенности в себе, – с помощью операции планирует спасти не пациентку, а свою репутацию. Райс-Горячев – колеблющаяся, неуравновешенная натура: сидит скромно и подавленно, вдруг вскакивает и энергично жестикулирует, снова пассивен и отрешён.
Ровно и самодостаточно держится только Молли Суини. У воздушной и вместе с тем такой земной и плотской Полины Кутеповой получилась действительно главная роль – герой, неспешно и уверенно плывущий в своём счастье, как в любимом бассейне – в «наслаждении чистых ощущений». Полноценно и всеобъемлюще она принимает и с радостью проживает и свою слепоту, и благие намерения мужа, и другой мир в его новоявленном несовершенстве. Только тот, кто побывал по обе стороны тонкой чёрной ткани, знает: увидеть не значит понять, а жизнь без больших ожиданий не делает мир неполноценным.
Не оттого тёмен куб, что таким ощущает мир слепой человек, а потому что чужая душа – потёмки. В том, что нельзя рассмотреть чужое счастье через лупу своего собственного, кроется вселенская гармония. И какой дивный новый смысл всплывает в ироничной поговорке про «дело рук самих утопающих»! Не спеши спасать человека, если он скрылся под водой. Возможно, он просто ищет тишины. Помоги ему прыгнуть со скалы в океан, если он об этом просит. Возможно, в этом его счастье.
Источник: Театр To Go
Пьеса «Молли Суини» ирландского драматурга Брайана Фрила – глубокий многослойный лонгрид, коллекция исповедей трёх персонажей на условную тему «Этот мир не рождается вместе с нами, мы сами создаём его». Символично, что история женщины, которая почти ничего не видит, заинтересовала гуру визуального театра, который видит больше, чем многие другие. В постановке Иван Поповски отказывается от фирменного буйства палитр и образов и уходит от философского лонгтока. Режиссёр расширяет пространство, при этом не раздувая проблему.
Молли сорок лет. У неё есть дом, любящий муж, друзья. Она ходит на работу и обожает плавать в бассейне, но из-за слепоты её жизнь считается неполноценной. Специально для зрячего зрителя мир Молли показан как большой тёмный куб, где стены, диван, светильники – всё выстлано чёрной тканью с морщинами и складками. В этом кубе Молли ухитряется плясать джигу, не задевая мебель и не падая. Всё просто: в её жизни нет никакого «к сожалению», она счастлива, но в это не хочет верить её муж Фрэнк.
Глубокая сцена живёт и буквально дышит, отзываясь на чувства героини. Под тёмной материей включается полусвет в знак надежды на чудо, куб движется, танцуя вместе с Молли, а после хирургической операции старый мир «стекает» со стенок куба и душит «прозревшую» Молли, топит её в новом мире, в котором она оказалась не по своей воле. Спасти жену, вернув ей зрение, мечтал Фрэнк Суини. Спасти карьеру, вернув признание в научном мире, мечтал доктор Райс. Молли ни о каком спасении не мечтала. Соглашаясь на операцию, она была не прочь совершить путешествие в страну зрячих, чтобы потом вернуться в свой счастливый мир.
Герои не взаимодействуют на сцене. В прямом луче софита у каждого по очереди своя тьма, своя правда. Импульсивный Фрэнк в исполнении Юрия Буторина – энтузиаст, прожектёр-идеалист в вечной погоне за жар-птицей. Ломающийся голос, резкие смешки, мощное прочувствованное соло под With or without you знаменитых ирландцев U2 – Буторин очень точно, трогательно, «на нерве», выворачивает нутро неравнодушного человека, готового во что бы то ни стало осчастливить мир. Эвакуация барсуков или класс коррекции для жены – любое действие Фрэнк рассматривает как благотворительную акцию, спасение утопающих.
Менее восторженно, но не менее убедительно живёт на своём квадрате света мистер Райс (Анатолий Горячев). Профессор офтальмологии, чьи семейные неудачи привели к неудачам профессиональным, к тотальной неуверенности в себе, – с помощью операции планирует спасти не пациентку, а свою репутацию. Райс-Горячев – колеблющаяся, неуравновешенная натура: сидит скромно и подавленно, вдруг вскакивает и энергично жестикулирует, снова пассивен и отрешён.
Ровно и самодостаточно держится только Молли Суини. У воздушной и вместе с тем такой земной и плотской Полины Кутеповой получилась действительно главная роль – герой, неспешно и уверенно плывущий в своём счастье, как в любимом бассейне – в «наслаждении чистых ощущений». Полноценно и всеобъемлюще она принимает и с радостью проживает и свою слепоту, и благие намерения мужа, и другой мир в его новоявленном несовершенстве. Только тот, кто побывал по обе стороны тонкой чёрной ткани, знает: увидеть не значит понять, а жизнь без больших ожиданий не делает мир неполноценным.
Не оттого тёмен куб, что таким ощущает мир слепой человек, а потому что чужая душа – потёмки. В том, что нельзя рассмотреть чужое счастье через лупу своего собственного, кроется вселенская гармония. И какой дивный новый смысл всплывает в ироничной поговорке про «дело рук самих утопающих»! Не спеши спасать человека, если он скрылся под водой. Возможно, он просто ищет тишины. Помоги ему прыгнуть со скалы в океан, если он об этом просит. Возможно, в этом его счастье.
Источник: Театр To Go
Елена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Ночь Театров 2021. «СТИХИйный вечер» в Мастерской Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 28.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020