Так жить холодно
А. Н. Островский сегодня самый репертуарный драматург, но именно «Бесприданницу» режиссеры ставить не отваживаются, в сознании зрителей этот шедевр прочно ассоциируется со старым фильмом Якова Протазанова (его нередко показывают по телевидению) и, конечно же, с любимой народом экранизацией Эльдара Рязанова. Казалось: Рязанов и Никита Михалков, своим Паратовым обольстивший публику и затмивший Ларису-Гузееву, по иронии судьбы подписали пьесе приговор «так не доставайся ж ты никому!»
Потому и вопрос: зачем, почему Петр Фоменко решил ставить «Бесприданницу», возникал еще до премьеры, которую обещали давно, а показали только в январе наступившего года. Рискованный, ответственный шаг открытия новой сцены театра режиссер доверил не «основателям» Мастерской, а выпускникам следующих своих курсов.
На первый взгляд, в построении спектакля очевидны самоцитаты. Так, в первом акте, как в «Без вины виноватых» Фоменко, увертюрой звучит «Уголок» в исполнении Вари Паниной. Но очень скоро обнаружится, что русский, цыганский романс, игравший формообразующую роль в спектакле вахтанговцев и в студенческих «Волках и овцах», не станет здесь ключом, хотя цыганская тема кажется важной в «Бесприданнице», где в пьесе прямо говорится о нерусской Огудаловой с цыганскими именем и отчеством Харита Игнатьевна, об атмосфере ее дома-табора. Впрочем, об этом позже.
Есть ощущение, что режиссер не желает с места в карьер задавать какие-то правила игры. Графичный суперзанавес (художник Владимир Максимов), как в старом театре, взметнется, чтобы стать объемной картиной. Впрочем, пейзаж волжского городка Бряхимова, мостки и лестницы предельно функциональны, краски приглушены. А под мостками легко возникнуть кофейне, квартирке Огудаловой, столовой в доме Карандышева. Отметим деталь: на мосту есть подзорная труба, откуда видна Волга. Кажется, что и Петр Наумович Фоменко дает нам возможность увидеть какие-то эпизоды с «увеличением», какие-то, напротив, размыто, не совсем отчетливо, доверяя нашему воображению.
Ступенчатая экспозиция: диалог содержателя кофейни со слугой (Сергей Якубенко и Томас Моцкус) о приближающихся завсегдатаях, разговор Кнурова и Вожеватова (Алексей Колубков и Андрей Щенников) о готовящемся замужестве Ларисы подчеркнуто неторопливы (невольно задумаешься: может быть, прав был Боборыкин, уверявший, что действие «Бесприданницы» движется «по-черепашьи»). Есть ощущение, что спектакль по-настоящему задышал лишь в третьем явлении, когда на бульваре показались Огудалова, Лариса и Карандышев.
У Островского Харита Игнатьевна одета изящно, не по летам. Огудалова Наталии Курдюбовой в самом деле изящна и так моложава, что ремарка «вдова средних лет» ей решительно не подходит. И дело не в возрасте актрисы. Облик героини: хорошо продуманная, победительная элегантность, отточенная грация суть Хариты Игнатьевны. Так же как ум, проницательность. Стесненная в материальных средствах, она умеет просить не заискивая. Она «своя» в среде Кнуровых-Вожеватовых, не зря же Паратов зовет ее тетенькой. Секрет победительности в том, что Огудалова хочет «пожить по-человечески», что вовсе не означает человечности, напротив, она умеет не принимать близко к сердцу несчастье собственных дочерей. Роль отлично сделана, Наталия Курдюбова в «Бесприданнице» напомнила мне молодую Елену Юнгер и особой стильностью, и культурным шиком, которые сегодня редко встретишь. Странное дело: такие разные мать и дочь вовсе не конфликтуют друг с другом. В сцене, где Лариса примеривает корзинку как шляпку и мечтает о деревенской тишине, мать с иронией напоминает, что Заболотье не Италия. Лариса не спорит, знает, что обрекает себя на скуку.
Вообще, обреченность, внутренняя опустошенность бросаются в глаза, как только главная героиня появляется на сцене. Полина Агуреева тихая Лариса, погруженная в себя. Она ненадолго оживает в момент, когда Карандышев (Евгений Цыганов) настойчиво требует объяснений, чем он хуже Паратова. Рассказывая о выходке Сергея Сергеевича, его споре с кавказским офицером, Лариса берет стакан и ставит себе на голову, иллюстрируя «подвиг» идеального мужчины, не побоявшегося выстрела. Голос ее крепнет, глаза сияют при воспоминании о словах Паратова, как он будет стрелять в девушку, которая для него дороже всего на свете. «Сердца нет», комментирует Карандышев.
Вопрос: есть ли сердце у самого Юлия Капитоновича, остается непроясненным. Робкая попытка Ларисы приручить жениха в какой-то момент она присаживается к нему на колени, но взамен ласки вновь получает порцию попреков. Карандышев у Цыганова недурен собой, но снедаем комплексами, неудовлетворенным тщеславием. Режиссер не склонен отделять его от всех прочих мужских персонажей, губящих Ларису. Поэтому, даже коронный монолог после бегства Ларисы: «Смейтесь надо мной я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» кажется очередной филиппикой.
Очевидно, что режиссер уверенно убирает мелодраматические мотивы, которых немало в «Бесприданнице». Оттого и Паратов (Илья Любимов) мало напоминает светского льва, неотразимого сердцееда. Паратов молод, обаятелен, но с первых минут ясно, что жизнь его уже проиграна и запродана. Этот Сергей Сергеевич похож на Дульчина из «Последней жертвы»: в финале и его ждет какая-нибудь Пивокурова. Приезд в Бряхимов прощальный кутеж, который он обставляет как спектакль, играя роль всесильного барина. Потому и нужен ему партнер спившийся Счастливцев-Робинзон (Владимир Топцов). Фоменко наделяет Паратова внешними приметами Несчастливцева (тот ведь тоже любил покуражиться над собратом). Да и цитаты из «Гамлета» их общий конек. Одет Паратов в театральный костюм с широченным кожаным поясом. Рекомендуясь Карандышеву, он приставляет к носу концы шейного платка: «человек с большими усами и малыми способностями». Сергей Сергеевич способен на самоиронию, но недовольство собой вымещает на других. Карандышев еще больше подходит для самоутверждения, чем Робинзон, поскольку сам нарывается, сам пытается «топорщиться и петушиться».
Как бы то ни было, но двойственность (раздвоенность) Паратова важна в спектакле. Отчего его все любят и ждут? Не в корысти дело: ведь традиционный утренний «чаек» (шампанское в чайнике) Васи Вожеватова, небось, выгоднее будет. В натуре Паратова есть артистизм, проявляющийся, в частности, и в любви к остроумному словцу и таланту. Повод к ссоре с Карандышевым разговор о бурлаках. Фоменко предлагает прислушаться к нему (одно из тех «увеличений», о которых говорилось раньше). Паратов, почти как Пушкин, призывавший учиться русскому языку у просвирни, уверяет, что выучился пословицам и поговоркам у бурлаков. «Мы, то есть образованные люди┘ считаем их образцом грубости», парирует Карандышев. Принято считать, что Паратов провоцирует ссору. Но здесь его раздражение абсолютно искренне. Узость, фанаберия Карандышева отвратительны и вызывают естественный протест Огудаловой и Ларисы. Пение Ларисы сродни восстанию. Тут интересно все: что и как поет Полина Агурееева. Еще Комиссаржевской показался неубедительным романс «Не искушай меня без нужды», выбранный Островским, она пела «Он говорил мне» Гуэрчиэлли, что стало традицией (в фильме Протазанова его поет Нина Алисова). Лариса Агуреевой поет не о «бедном сердце», а песню «Расскажи, расскажи, бродяга┘». Тут и рифма к бурлакам. Но не только. В песне она выговаривается, открывается до дна. Эти вздохи: «Ой, да я не помню, ой, да я не знаю» расскажут о смятении чувств, о затаенной тоске, о страсти, обо всем, что пережито за год, минувший с отъезда Паратова. У Полины Агуреевой низкий, глубокий, грудной голос, она изумительно музыкальна. Лариса знает, что одержала победу, и ее ликующий крик: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге» звучит так, что нет сомнений во вторую часть реплики она явно не верит.
В пьесах Островского нередки мистические знаки, вроде иммортеля с погребального венка в коробке с венчальной фатой в «Последней жертве», или вещие персонажи, как Полусумасшедшая барыня в «Грозе». В «Бесприданнице» ничего такого нет. Но в спектакле Фоменко тревожная мистика возникает с появлением цыган. В пестрой компании выделяется героиня Мананы Менабде, глаз не оторвать от ее необычного, приковывающего взгляд, лица. Идея пригласить в спектакль известную певицу, поэта, композитора, художницу неожиданна, но оправдана. И романс Менабде на стихи Осипа Мандельштама: «Сегодня ночью, не солгу┘» сродни гаданию на картах Кармен, предсказывающему неминуемую гибель. «Того, что было, не вернешь, / Дубовый стол, в солонке нож┘». Цыганский табор возникает задолго до развязки. В финале он становится теневой картиной, зависающей над последними сценами, которые происходят на набережной.
Алена Солнцева в газете «Время новостей» сравнила Ларису в последней сцене с Офелией. Пережить второе предательство героине Агуреевой не дано. Цепляясь голой маленькой ступней за шею Паратова, она находится на грани безумия. И потому любые слова теряют смысл. «Вы мне слов не говорите». А в диалоге с Юлием Капитоновичем кажущийся драматургу важным монолог: «Я любви искала, но не нашла┘ Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова┘» идет встык с репликами Карандышева и тонет в диалоге, где один не слышит другого.
Освободив «Бесприданницу» от мелодраматических штампов, Фоменко сделал спектакль о хрупкости индивидуальности, таланта любить и просто таланта в мире расчетов. «Ложечка к ложечке, вилочка к вилочке», напевает тетка Карандышева Евфросинья Потаповна (несомненная удача Галины Кашковской). Права Лариса: «А ведь так жить холодно».
Потому и вопрос: зачем, почему Петр Фоменко решил ставить «Бесприданницу», возникал еще до премьеры, которую обещали давно, а показали только в январе наступившего года. Рискованный, ответственный шаг открытия новой сцены театра режиссер доверил не «основателям» Мастерской, а выпускникам следующих своих курсов.
На первый взгляд, в построении спектакля очевидны самоцитаты. Так, в первом акте, как в «Без вины виноватых» Фоменко, увертюрой звучит «Уголок» в исполнении Вари Паниной. Но очень скоро обнаружится, что русский, цыганский романс, игравший формообразующую роль в спектакле вахтанговцев и в студенческих «Волках и овцах», не станет здесь ключом, хотя цыганская тема кажется важной в «Бесприданнице», где в пьесе прямо говорится о нерусской Огудаловой с цыганскими именем и отчеством Харита Игнатьевна, об атмосфере ее дома-табора. Впрочем, об этом позже.
Есть ощущение, что режиссер не желает с места в карьер задавать какие-то правила игры. Графичный суперзанавес (художник Владимир Максимов), как в старом театре, взметнется, чтобы стать объемной картиной. Впрочем, пейзаж волжского городка Бряхимова, мостки и лестницы предельно функциональны, краски приглушены. А под мостками легко возникнуть кофейне, квартирке Огудаловой, столовой в доме Карандышева. Отметим деталь: на мосту есть подзорная труба, откуда видна Волга. Кажется, что и Петр Наумович Фоменко дает нам возможность увидеть какие-то эпизоды с «увеличением», какие-то, напротив, размыто, не совсем отчетливо, доверяя нашему воображению.
Ступенчатая экспозиция: диалог содержателя кофейни со слугой (Сергей Якубенко и Томас Моцкус) о приближающихся завсегдатаях, разговор Кнурова и Вожеватова (Алексей Колубков и Андрей Щенников) о готовящемся замужестве Ларисы подчеркнуто неторопливы (невольно задумаешься: может быть, прав был Боборыкин, уверявший, что действие «Бесприданницы» движется «по-черепашьи»). Есть ощущение, что спектакль по-настоящему задышал лишь в третьем явлении, когда на бульваре показались Огудалова, Лариса и Карандышев.
У Островского Харита Игнатьевна одета изящно, не по летам. Огудалова Наталии Курдюбовой в самом деле изящна и так моложава, что ремарка «вдова средних лет» ей решительно не подходит. И дело не в возрасте актрисы. Облик героини: хорошо продуманная, победительная элегантность, отточенная грация суть Хариты Игнатьевны. Так же как ум, проницательность. Стесненная в материальных средствах, она умеет просить не заискивая. Она «своя» в среде Кнуровых-Вожеватовых, не зря же Паратов зовет ее тетенькой. Секрет победительности в том, что Огудалова хочет «пожить по-человечески», что вовсе не означает человечности, напротив, она умеет не принимать близко к сердцу несчастье собственных дочерей. Роль отлично сделана, Наталия Курдюбова в «Бесприданнице» напомнила мне молодую Елену Юнгер и особой стильностью, и культурным шиком, которые сегодня редко встретишь. Странное дело: такие разные мать и дочь вовсе не конфликтуют друг с другом. В сцене, где Лариса примеривает корзинку как шляпку и мечтает о деревенской тишине, мать с иронией напоминает, что Заболотье не Италия. Лариса не спорит, знает, что обрекает себя на скуку.
Вообще, обреченность, внутренняя опустошенность бросаются в глаза, как только главная героиня появляется на сцене. Полина Агуреева тихая Лариса, погруженная в себя. Она ненадолго оживает в момент, когда Карандышев (Евгений Цыганов) настойчиво требует объяснений, чем он хуже Паратова. Рассказывая о выходке Сергея Сергеевича, его споре с кавказским офицером, Лариса берет стакан и ставит себе на голову, иллюстрируя «подвиг» идеального мужчины, не побоявшегося выстрела. Голос ее крепнет, глаза сияют при воспоминании о словах Паратова, как он будет стрелять в девушку, которая для него дороже всего на свете. «Сердца нет», комментирует Карандышев.
Вопрос: есть ли сердце у самого Юлия Капитоновича, остается непроясненным. Робкая попытка Ларисы приручить жениха в какой-то момент она присаживается к нему на колени, но взамен ласки вновь получает порцию попреков. Карандышев у Цыганова недурен собой, но снедаем комплексами, неудовлетворенным тщеславием. Режиссер не склонен отделять его от всех прочих мужских персонажей, губящих Ларису. Поэтому, даже коронный монолог после бегства Ларисы: «Смейтесь надо мной я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» кажется очередной филиппикой.
Очевидно, что режиссер уверенно убирает мелодраматические мотивы, которых немало в «Бесприданнице». Оттого и Паратов (Илья Любимов) мало напоминает светского льва, неотразимого сердцееда. Паратов молод, обаятелен, но с первых минут ясно, что жизнь его уже проиграна и запродана. Этот Сергей Сергеевич похож на Дульчина из «Последней жертвы»: в финале и его ждет какая-нибудь Пивокурова. Приезд в Бряхимов прощальный кутеж, который он обставляет как спектакль, играя роль всесильного барина. Потому и нужен ему партнер спившийся Счастливцев-Робинзон (Владимир Топцов). Фоменко наделяет Паратова внешними приметами Несчастливцева (тот ведь тоже любил покуражиться над собратом). Да и цитаты из «Гамлета» их общий конек. Одет Паратов в театральный костюм с широченным кожаным поясом. Рекомендуясь Карандышеву, он приставляет к носу концы шейного платка: «человек с большими усами и малыми способностями». Сергей Сергеевич способен на самоиронию, но недовольство собой вымещает на других. Карандышев еще больше подходит для самоутверждения, чем Робинзон, поскольку сам нарывается, сам пытается «топорщиться и петушиться».
Как бы то ни было, но двойственность (раздвоенность) Паратова важна в спектакле. Отчего его все любят и ждут? Не в корысти дело: ведь традиционный утренний «чаек» (шампанское в чайнике) Васи Вожеватова, небось, выгоднее будет. В натуре Паратова есть артистизм, проявляющийся, в частности, и в любви к остроумному словцу и таланту. Повод к ссоре с Карандышевым разговор о бурлаках. Фоменко предлагает прислушаться к нему (одно из тех «увеличений», о которых говорилось раньше). Паратов, почти как Пушкин, призывавший учиться русскому языку у просвирни, уверяет, что выучился пословицам и поговоркам у бурлаков. «Мы, то есть образованные люди┘ считаем их образцом грубости», парирует Карандышев. Принято считать, что Паратов провоцирует ссору. Но здесь его раздражение абсолютно искренне. Узость, фанаберия Карандышева отвратительны и вызывают естественный протест Огудаловой и Ларисы. Пение Ларисы сродни восстанию. Тут интересно все: что и как поет Полина Агурееева. Еще Комиссаржевской показался неубедительным романс «Не искушай меня без нужды», выбранный Островским, она пела «Он говорил мне» Гуэрчиэлли, что стало традицией (в фильме Протазанова его поет Нина Алисова). Лариса Агуреевой поет не о «бедном сердце», а песню «Расскажи, расскажи, бродяга┘». Тут и рифма к бурлакам. Но не только. В песне она выговаривается, открывается до дна. Эти вздохи: «Ой, да я не помню, ой, да я не знаю» расскажут о смятении чувств, о затаенной тоске, о страсти, обо всем, что пережито за год, минувший с отъезда Паратова. У Полины Агуреевой низкий, глубокий, грудной голос, она изумительно музыкальна. Лариса знает, что одержала победу, и ее ликующий крик: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге» звучит так, что нет сомнений во вторую часть реплики она явно не верит.
В пьесах Островского нередки мистические знаки, вроде иммортеля с погребального венка в коробке с венчальной фатой в «Последней жертве», или вещие персонажи, как Полусумасшедшая барыня в «Грозе». В «Бесприданнице» ничего такого нет. Но в спектакле Фоменко тревожная мистика возникает с появлением цыган. В пестрой компании выделяется героиня Мананы Менабде, глаз не оторвать от ее необычного, приковывающего взгляд, лица. Идея пригласить в спектакль известную певицу, поэта, композитора, художницу неожиданна, но оправдана. И романс Менабде на стихи Осипа Мандельштама: «Сегодня ночью, не солгу┘» сродни гаданию на картах Кармен, предсказывающему неминуемую гибель. «Того, что было, не вернешь, / Дубовый стол, в солонке нож┘». Цыганский табор возникает задолго до развязки. В финале он становится теневой картиной, зависающей над последними сценами, которые происходят на набережной.
Алена Солнцева в газете «Время новостей» сравнила Ларису в последней сцене с Офелией. Пережить второе предательство героине Агуреевой не дано. Цепляясь голой маленькой ступней за шею Паратова, она находится на грани безумия. И потому любые слова теряют смысл. «Вы мне слов не говорите». А в диалоге с Юлием Капитоновичем кажущийся драматургу важным монолог: «Я любви искала, но не нашла┘ Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова┘» идет встык с репликами Карандышева и тонет в диалоге, где один не слышит другого.
Освободив «Бесприданницу» от мелодраматических штампов, Фоменко сделал спектакль о хрупкости индивидуальности, таланта любить и просто таланта в мире расчетов. «Ложечка к ложечке, вилочка к вилочке», напевает тетка Карандышева Евфросинья Потаповна (несомненная удача Галины Кашковской). Права Лариса: «А ведь так жить холодно».
Екатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,