В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..
Кажется, театр занялся глобальным исследованием жанра трагедии: его границ, возможностей, палитры красок. Как трансформируется этот жанр в эпоху, когда драматические события в реальной жизни страны происходят перманентно? Когда они по характеру похожи не на атомный взрыв, а на губительное воздействие радиации медленно, незаметно, но целенаправленно. Современная трагедия тихая, пугающая не сиюминутными событиями, а направленностью на разрушения. Распадается цельная личность, семья. И это не менее страшно, чем глобальные катаклизмы.
Одним из наиболее интересных экспериментов в жанре трагедии мне кажется опыт Камы Гинкаса в спектакле «Медея» (МТЮЗ). Как мичуринец, он привил мифологическому сюжету Сенеки ветвь интеллектуальной драмы Ануя и ветвь поэзии Бродского. Получился очень современный вариант трагедии миксы высокого и низкого. Режиссер сделал почти невозможное по сути, он научил зрителей видеть подлинную трагедию под маской обыденности. У новой трагедии лицо женщины, которая может быть и королевой и плебейкой в зависимости от обстоятельств. Она разная, ее чувства подлинные. Невозможно забыть, как Медея (Екатерина Карпушина) прощается с бывшим мужем. Сцена, в которой она вместо проклятий вдруг неожиданно для самой себя начинает поправлять ему галстук и манжеты, словно проверяя право на свою ускользающую собственность, одна из лучших трагических сцен в театре. Режиссура Камы Гинкаса это безусловный прорыв этого года в освоении трагического жанра.
Этот год прошел под знаком пьесы «Дядя Ваня». Трагедия интеллигента, не нашедшего самореализации, увидена двумя режиссерами Римасом Туминасом и Андреем Кончаловским диаметрально противоположно. Римас Туминас поставил в Театре им. Вахтангова спектакль, в котором дядя Ваня хоть и обыватель, недотепа, 22 несчастья, но он живой человек в механизированном мире, где действуют не люди, а скорее ходячие схемы, биороботы. От этого особый объем заглавной роли, которую мастерски исполняет Сергей Маковецкий. В чем новизна понимания трагизма у Туминаса? В беспощадности взгляда на страдающего интеллигента. На дне беспощадности все равно лежит сострадание. Режиссер видит трагизм в нелепости ситуации: человек мечтает об одном, а живет по-другому, отлученный от гармонии с миром. Режиссер не оттеняет тьму отчаяния светом надежды. Пространство его спектакля сумрачно. Баночка с морфием в руках Маковецкого в финале вот понимание трагического жанра.
«Дядя Ваня» в Театре им. Моссовета в режиссуре Андрея Кончаловского пример другого понимания драмы через призму обесценивания страданий. Вместо драмы высоколобого интеллектуала комический герой Павла Деревянко. Вихляющая походка клоуна, почти фрика. Пестрый зеленоватый жилет, нелепый красный галстук, взбитый кок кажется, что он списан с персонажа из фильма «Стиляги». Ваня, который никак не повзрослеет, никак не станет Иваном Петровичем. Профукал свою жизнь, а теперь истерит, ищет виноватых. Все издания обошла фотография, на которой Деревянко произносит монолог, просовывая голову в проем венского стула. Голова на месте задницы метафора не просто на грани фола. Критики справедливо удивлялись: это поставил русский режиссер? Мол, скорее так бы мог интерпретировать пьесу японец. Конечно, у постановщика есть своя правда: в обществе принципиально поменялось отношение к неудачникам. Пропала жизнь? Сам дурак!
Вообще попытка осмысления, а зачастую и обесценивания страданий стала тенденцией этого театрального года. Режиссер Юрий Бутусов поставил спектакль «Иванов» в МХТ. Его позиция это жесткий взгляд современного человека, который с трудом пробивается к успеху, который предпочитает действие нытью и рефлексии. Это религия сегодняшних хозяев жизни, успешных людей. Это и понятно. Сегодня страдать допустимо только на приеме у психоаналитика за большие деньги. Страдание как замаскированная человеческая несостоятельность пожалуй, так можно интерпретировать спектакль «Иванов» в МХТ. Труднее всего исполнителю заглавной роли. Андрей Смоляков пока с трудом обживает двойное существование между трагедией и фарсом. Его трудности понятны трепетное отношение к страдающему человеку заложено у интеллигенции на уровне ментальности. Роль актеру на сопротивление: он реально страдает, осваивая режиссерский рисунок. Вероятно, это тоже часть режиссерского замысла Бутусова.
Заметным явлением стал спектакль «История мамонта» по роману Алексея Иванова, курс «кудряшей» в РАТИ (выпуск 2010 год). Режиссер-педагог Екатерина Гранитова. Андрей Сиротин приковывает к себе внимание его актерская работа одна из лучших за этот год. Он немного похож на Олега Даля в роли Зилова в фильме «Утиная охота». Тот же тип героя не рефлексирующий, а балансирующий, готовый сорваться как в подвиг, так и в гадкий поступок. При этом сдержанный, закрытый. Про него не скажешь обаятельный, точнее наделенной энергией. Не хочется бубнить избитые слова, что актер в спектакле «История мамонта» несет тему лишнего человека, русского интеллигента, а хочется отметить схожий тип героя, который словно бы и не страдает, а живет скрепя сердце. Дружит с алкоголем, а не с кефиром. А где еще взять запас оптимизма? Как еще найти гармонию с миром?
Новые тенденции в драматургии
Особую остроту в понимании трагизма внесла западная драматургия. Характерная деталь: две любопытные пьесы появились в репертуаре московских театров именно благодаря поддержке Немецкого культурного центра им. Гете. Как говорится, нет пророка в своем Отечестве…
Пьесу современного немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига «Под давлением 1-3» поставил в РАМТе выпускник Сергея Женовача дебютант Егор Перегудов. Как в реальности выглядит жизнь человека, заточенного на успех в бизнесе? Что способно довести его до крайности, точнее до самоубийства?
В чем новизна этой истории? Пожалуй, в том, что театр затронул тему высокой, и даже запредельно-высокой цены успеха. Два персонажа (в одной из трех историй) буквально выпотрошены ежедневной борьбой за место под солнцем, оба уходя от нестерпимой реальности в виртуальную. Один тронулся умом в поиске тренированного тела, часами крутя педали тренажера. Другой влюблен в девушку с порно-сайта, и его личность тоже трансформировалась до невозможности. Автор пьесы размышляет на тему о пределе наших сил в борьбе за успех и престижность. Финальное самоубийство, такое спонтанное, не подготовленное долгими страданиями и рассуждениями очень сильный драматургический прием. Важно отметить, что тема психологической зависимости стала одной из ключевых тем в современной драматургии.
Экспериментальный Театральный Центр «Мастер-класс» и Международный фестиваль NET представил спектакль “Exstasy Rave” Констанции Денниг. Автор исследует проблему старения нации в цивилизованном обществе. И делает это в жанре фантастики. Если верить мрачным прогнозам драматурга, то вскоре стариков будут утилизировать так же запросто, как и отходы. Проблема старения нации словно бы вывернута наизнанку и преподнесена нам с оттенком жестокости. Что делать цивилизованному обществу? Что делать самому человеку с проблемой обветшания собственно плоти?
В этих двух пьесах звучат темы, ранее табуированные. Театр решился на ранее запретные темы, что важно.
Грядет матриархат?
Вообще этот год прошел под знаком сильных режиссерских работ именно молодых женщин. Это тенденция мирового театра приход в режиссуру женщин, с их особой чуткостью к жизни, с подробным вниманием к репетиционному процессу, к актеру, к автору, к нюансам будущего спектакля. Банальная фраза «режиссер должен раствориться в актере» обрела смысл словно бы заново. Не случайно актриса Нелли Уварова сыграла одну из своих лучших ролей именно в спектакле выпускницы курса Женовача Екатерины Половцевой «Почти взаправду» в РАМТе. Спектакль того же театра «Как кот гулял, где ему вздумается» по Киплингу тоже держится в рейтинге лучших премьер 2009 года. Режиссер Сигрид Стрём Рейбо, молодая норвежка, также окончившая курс Сергея Женовача в ГИТИСе.
Ученица Гинкаса режиссер Ирина Керученко нашла свой ключ к трагическому жанру в спектакле «Кроткая» (МТЮЗ) по повести Достоевского. Эту мрачную историю о самоубийстве, о разрушении семьи она ставит на контрасте забавных эпизодов и глубокого понимания горя. В этой светотени стилистика этого спектакля. Зрители смеются и плачут. Это редкое свойство измучить и восхитить одновременно! Оно очень подходит истории, которую трудно назвать банально любовной. Но, тем не менее, она именно о любви. О гордыне, которая мешает человеку быть счастливым, ввергая его в ад одиночества. Эта работа заставляет вспомнить те времена, когда режиссеры работали над одним спектаклем годами, когда они шли от индивидуальности актеров, и роль была идеально выстроена под актера, как костюм, сшитый на заказ.
Такая же филигранная работа с актерами чувствуется и на спектакле Театра п/р Табакова «Олеся». Молодой режиссер Олеся Невмержицкая сделала свою инсценировку, рассказывая историю трагической любви. Важный момент: актрисы Анна Чиповская (Олеся) и Роза Хайруллина (Мануйлиха) сыграли, безусловно, лучшие свои роли именно благодаря хорошей режиссуре.
Лучшие актерские работы
Игорь Гордин сыграл одну из лучших своих ролей Закладчика в спектакле «Кроткая» (МТЮЗ), заставляя вспомнить актера Олега Борисова, некогда блиставшего в этой роли. Сравнение бездарная затея. Скорее хочется отметить схожесть регистра звучания. Невольно хочется проецировать роли Борисова на Гордина: а как подошла бы ему главная роль в инсценировке романа «Крах инженера Гарина». Поверьте, найти актера для интеллектуальной драмы сегодня практически невозможно!
Исполнение роли Ясона в «Медее» актером Игорем Гординым тоже несомненная удача. Это непросто приковать внимание зрителей не искрометными монологами на авансцене, а стоя в глубине сцены, часто спиной. Высокий класс. Такие спектакли надо смотреть с регулярностью в год чтобы прочувствовать нюансы, зафиксировать актерский рост.
Елена Лямина в «Кроткой» очаровала какой-то редкой актерской фактурой типаж девушки 19 века, который начисто выветрился из жизни. Редкий случай, когда актриса без помощи броских красок умеет завладеть вниманием. Наверное, это и есть то, что называется избитым выражением «актерская тайна». Говоря о ней, хочется забыть слова «актерская техника», а хочется порассуждать о чистоте звучания, о самобытной интонации.
Екатерина Карпушина в роли Медеи открытие для театралов. Важно и то обстоятельство, что, оказывается, можно уйти из одной эстетической системы (Театр п/р Виктюка) в другую (МТЮЗ) и быть успешным! История, готовая стать мифом в театральных кругах.
Сергей Маковецкий в роли дяди Вани удивил всю театральную столицу. Такого Маковецкого мы еще не видели. Парадокс: когда актер слишком много умеет, ему полезно порой забыть об этом. Впечатление, что он заново учился быть артистом, создавая новую палитру красок.
Актер Сергей Медведев в спектакле «Трехгрошовая опера» МХТ сумел так сыграть роль второго плана, что все внимание приковано к нему. Мы наблюдаем за стремительным взлетом новой звезды этого театра. Режиссер Кирилл Серебренников подтвердил свой редкий талант стар-мейкера он умеет творить судьбу актеров.
Марина Голуб одна из немногих в этом спектакле, кто уловил брехтовскую природу, особенно стилистику зонгов. Ее Селия Пичем гротесковый персонаж-маска. Актрисе потребовалась определенная смелость, чтобы сделать себе слоновые ноги-тумбы, огромный бюст. Ее зонг о женской сексуальной агрессии эталон стиля. Миг и черная сумочка ощерится красной подкладкой. Это и есть театр Брехта, про который все говорят, но мало кто видел.
Анна Чиповская сыграла заглавную роль в спектакле «Олеся» в Табакерке, и сразу очаровала красотой, внутренней грацией, редким сочетанием молодости и глубокого драматизма. Казалось бы, что нового можно сказать о любви? А она сказала.
Роза Хайруллина в том же спектакле показала высокий класс в такой небольшой, и вроде бы второстепенной роли Мануйлихи. Очень ярко раскрыт архетип сильной женщины, якобы не зависимой от мира мужчин, но на самом деле хрупкой и ранимой. Можно сказать, это сквозная тема в творчестве актрисы. В этом году актриса вошла в труппу театра, перебралась в Москву. Яркая актерская индивидуальность, колоритная внешность, напоминающая гогеновские краски, оказались очень кстати среди неброских славянских типажей столицы.
Нелли Уварова запомнилась в спектакле РАМТа «Почти взаправду». Здесь она меланхоличная, неуверенная в себе Ласка. Зарисовка с натуры, лирическая пародия на неуверенную с себе, мятущуюся артистическую натуру. Кажется, что смеясь, актеры расстаются со своими комплексами. Играя в этом же спектакле Бабочку, Нелли Уварова просто купается в роли фамм фаталь. У нее облик Лайзы Минелли из фильма «Кабаре» короткая темная стрижка, огромные глазищи с лежащими на щеках тенями от ресниц. И столько же шарма. Хрупкость Бабочки актриса передает изнутри. Мастерить крылья не понадобилось.
Персонажи Кирилла Пирогова всегда созвучны образу героя нашего времени он умеет воплощать на сцене тот тип интеллигентного человека, который пробивается к свету через тьму. Который, не будучи суперменом, способен на поступок. Который становится действующим героем через преодоление, во многом благодаря своей правильной человеческой конструкции, своей внутренней закваске можно и так назвать. Его работа с поэтическим текстом в спектакле «Триптих» театра «Мастерская П. Фоменко» вызывает восхищение.
Актер Александр Яцко в спектакле Юрия Еремена «Царство отца и сына» по произведениям Толстого явил высокий класс работы в жанре исторического спектакля (Театр им. Моссовета, режиссер Юрий Еремин). Он сыграл Иоанна Грозного мощно, темпераментно, с той хорошей интеллектуальной начинкой роли, которая так редко дается актерам. С правильным пониманием стилистики, заданной режиссером такой немножко брехтовской игры в персонажей. Никаких париков и ухищрений грима временами это облик вполне современного политического деятеля. А главное, высокая плотность смыслов в это роли. Финальная премьера уходящего года прозвучала очень весомо.
Лучший актерский ансамбль и самый яркий эксперимент
Спектакль «Триптих» театра «Мастерская П. Фоменко». Это безусловный прорыв в области поэтического театра. Яркий эксперимент в работе со сценическим пространством, когда действие то максимально приближено, то отдалено на рискованно далекую дистанцию. Репетиционные трудности со звуком и масштабом обернулись новизной выразительных средств. Уникальная световая партитура и работа с гримом. Идея Петра Фоменко распространить театральный микроб и на пространство фойе в новом здании театра воплощена виртуозно и отдает тем милым хулиганством, которого так ждешь от дебютантов, а встречаешь у театрального мэтра.
Одним из наиболее интересных экспериментов в жанре трагедии мне кажется опыт Камы Гинкаса в спектакле «Медея» (МТЮЗ). Как мичуринец, он привил мифологическому сюжету Сенеки ветвь интеллектуальной драмы Ануя и ветвь поэзии Бродского. Получился очень современный вариант трагедии миксы высокого и низкого. Режиссер сделал почти невозможное по сути, он научил зрителей видеть подлинную трагедию под маской обыденности. У новой трагедии лицо женщины, которая может быть и королевой и плебейкой в зависимости от обстоятельств. Она разная, ее чувства подлинные. Невозможно забыть, как Медея (Екатерина Карпушина) прощается с бывшим мужем. Сцена, в которой она вместо проклятий вдруг неожиданно для самой себя начинает поправлять ему галстук и манжеты, словно проверяя право на свою ускользающую собственность, одна из лучших трагических сцен в театре. Режиссура Камы Гинкаса это безусловный прорыв этого года в освоении трагического жанра.
Этот год прошел под знаком пьесы «Дядя Ваня». Трагедия интеллигента, не нашедшего самореализации, увидена двумя режиссерами Римасом Туминасом и Андреем Кончаловским диаметрально противоположно. Римас Туминас поставил в Театре им. Вахтангова спектакль, в котором дядя Ваня хоть и обыватель, недотепа, 22 несчастья, но он живой человек в механизированном мире, где действуют не люди, а скорее ходячие схемы, биороботы. От этого особый объем заглавной роли, которую мастерски исполняет Сергей Маковецкий. В чем новизна понимания трагизма у Туминаса? В беспощадности взгляда на страдающего интеллигента. На дне беспощадности все равно лежит сострадание. Режиссер видит трагизм в нелепости ситуации: человек мечтает об одном, а живет по-другому, отлученный от гармонии с миром. Режиссер не оттеняет тьму отчаяния светом надежды. Пространство его спектакля сумрачно. Баночка с морфием в руках Маковецкого в финале вот понимание трагического жанра.
«Дядя Ваня» в Театре им. Моссовета в режиссуре Андрея Кончаловского пример другого понимания драмы через призму обесценивания страданий. Вместо драмы высоколобого интеллектуала комический герой Павла Деревянко. Вихляющая походка клоуна, почти фрика. Пестрый зеленоватый жилет, нелепый красный галстук, взбитый кок кажется, что он списан с персонажа из фильма «Стиляги». Ваня, который никак не повзрослеет, никак не станет Иваном Петровичем. Профукал свою жизнь, а теперь истерит, ищет виноватых. Все издания обошла фотография, на которой Деревянко произносит монолог, просовывая голову в проем венского стула. Голова на месте задницы метафора не просто на грани фола. Критики справедливо удивлялись: это поставил русский режиссер? Мол, скорее так бы мог интерпретировать пьесу японец. Конечно, у постановщика есть своя правда: в обществе принципиально поменялось отношение к неудачникам. Пропала жизнь? Сам дурак!
Вообще попытка осмысления, а зачастую и обесценивания страданий стала тенденцией этого театрального года. Режиссер Юрий Бутусов поставил спектакль «Иванов» в МХТ. Его позиция это жесткий взгляд современного человека, который с трудом пробивается к успеху, который предпочитает действие нытью и рефлексии. Это религия сегодняшних хозяев жизни, успешных людей. Это и понятно. Сегодня страдать допустимо только на приеме у психоаналитика за большие деньги. Страдание как замаскированная человеческая несостоятельность пожалуй, так можно интерпретировать спектакль «Иванов» в МХТ. Труднее всего исполнителю заглавной роли. Андрей Смоляков пока с трудом обживает двойное существование между трагедией и фарсом. Его трудности понятны трепетное отношение к страдающему человеку заложено у интеллигенции на уровне ментальности. Роль актеру на сопротивление: он реально страдает, осваивая режиссерский рисунок. Вероятно, это тоже часть режиссерского замысла Бутусова.
Заметным явлением стал спектакль «История мамонта» по роману Алексея Иванова, курс «кудряшей» в РАТИ (выпуск 2010 год). Режиссер-педагог Екатерина Гранитова. Андрей Сиротин приковывает к себе внимание его актерская работа одна из лучших за этот год. Он немного похож на Олега Даля в роли Зилова в фильме «Утиная охота». Тот же тип героя не рефлексирующий, а балансирующий, готовый сорваться как в подвиг, так и в гадкий поступок. При этом сдержанный, закрытый. Про него не скажешь обаятельный, точнее наделенной энергией. Не хочется бубнить избитые слова, что актер в спектакле «История мамонта» несет тему лишнего человека, русского интеллигента, а хочется отметить схожий тип героя, который словно бы и не страдает, а живет скрепя сердце. Дружит с алкоголем, а не с кефиром. А где еще взять запас оптимизма? Как еще найти гармонию с миром?
Новые тенденции в драматургии
Особую остроту в понимании трагизма внесла западная драматургия. Характерная деталь: две любопытные пьесы появились в репертуаре московских театров именно благодаря поддержке Немецкого культурного центра им. Гете. Как говорится, нет пророка в своем Отечестве…
Пьесу современного немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига «Под давлением 1-3» поставил в РАМТе выпускник Сергея Женовача дебютант Егор Перегудов. Как в реальности выглядит жизнь человека, заточенного на успех в бизнесе? Что способно довести его до крайности, точнее до самоубийства?
В чем новизна этой истории? Пожалуй, в том, что театр затронул тему высокой, и даже запредельно-высокой цены успеха. Два персонажа (в одной из трех историй) буквально выпотрошены ежедневной борьбой за место под солнцем, оба уходя от нестерпимой реальности в виртуальную. Один тронулся умом в поиске тренированного тела, часами крутя педали тренажера. Другой влюблен в девушку с порно-сайта, и его личность тоже трансформировалась до невозможности. Автор пьесы размышляет на тему о пределе наших сил в борьбе за успех и престижность. Финальное самоубийство, такое спонтанное, не подготовленное долгими страданиями и рассуждениями очень сильный драматургический прием. Важно отметить, что тема психологической зависимости стала одной из ключевых тем в современной драматургии.
Экспериментальный Театральный Центр «Мастер-класс» и Международный фестиваль NET представил спектакль “Exstasy Rave” Констанции Денниг. Автор исследует проблему старения нации в цивилизованном обществе. И делает это в жанре фантастики. Если верить мрачным прогнозам драматурга, то вскоре стариков будут утилизировать так же запросто, как и отходы. Проблема старения нации словно бы вывернута наизнанку и преподнесена нам с оттенком жестокости. Что делать цивилизованному обществу? Что делать самому человеку с проблемой обветшания собственно плоти?
В этих двух пьесах звучат темы, ранее табуированные. Театр решился на ранее запретные темы, что важно.
Грядет матриархат?
Вообще этот год прошел под знаком сильных режиссерских работ именно молодых женщин. Это тенденция мирового театра приход в режиссуру женщин, с их особой чуткостью к жизни, с подробным вниманием к репетиционному процессу, к актеру, к автору, к нюансам будущего спектакля. Банальная фраза «режиссер должен раствориться в актере» обрела смысл словно бы заново. Не случайно актриса Нелли Уварова сыграла одну из своих лучших ролей именно в спектакле выпускницы курса Женовача Екатерины Половцевой «Почти взаправду» в РАМТе. Спектакль того же театра «Как кот гулял, где ему вздумается» по Киплингу тоже держится в рейтинге лучших премьер 2009 года. Режиссер Сигрид Стрём Рейбо, молодая норвежка, также окончившая курс Сергея Женовача в ГИТИСе.
Ученица Гинкаса режиссер Ирина Керученко нашла свой ключ к трагическому жанру в спектакле «Кроткая» (МТЮЗ) по повести Достоевского. Эту мрачную историю о самоубийстве, о разрушении семьи она ставит на контрасте забавных эпизодов и глубокого понимания горя. В этой светотени стилистика этого спектакля. Зрители смеются и плачут. Это редкое свойство измучить и восхитить одновременно! Оно очень подходит истории, которую трудно назвать банально любовной. Но, тем не менее, она именно о любви. О гордыне, которая мешает человеку быть счастливым, ввергая его в ад одиночества. Эта работа заставляет вспомнить те времена, когда режиссеры работали над одним спектаклем годами, когда они шли от индивидуальности актеров, и роль была идеально выстроена под актера, как костюм, сшитый на заказ.
Такая же филигранная работа с актерами чувствуется и на спектакле Театра п/р Табакова «Олеся». Молодой режиссер Олеся Невмержицкая сделала свою инсценировку, рассказывая историю трагической любви. Важный момент: актрисы Анна Чиповская (Олеся) и Роза Хайруллина (Мануйлиха) сыграли, безусловно, лучшие свои роли именно благодаря хорошей режиссуре.
Лучшие актерские работы
Игорь Гордин сыграл одну из лучших своих ролей Закладчика в спектакле «Кроткая» (МТЮЗ), заставляя вспомнить актера Олега Борисова, некогда блиставшего в этой роли. Сравнение бездарная затея. Скорее хочется отметить схожесть регистра звучания. Невольно хочется проецировать роли Борисова на Гордина: а как подошла бы ему главная роль в инсценировке романа «Крах инженера Гарина». Поверьте, найти актера для интеллектуальной драмы сегодня практически невозможно!
Исполнение роли Ясона в «Медее» актером Игорем Гординым тоже несомненная удача. Это непросто приковать внимание зрителей не искрометными монологами на авансцене, а стоя в глубине сцены, часто спиной. Высокий класс. Такие спектакли надо смотреть с регулярностью в год чтобы прочувствовать нюансы, зафиксировать актерский рост.
Елена Лямина в «Кроткой» очаровала какой-то редкой актерской фактурой типаж девушки 19 века, который начисто выветрился из жизни. Редкий случай, когда актриса без помощи броских красок умеет завладеть вниманием. Наверное, это и есть то, что называется избитым выражением «актерская тайна». Говоря о ней, хочется забыть слова «актерская техника», а хочется порассуждать о чистоте звучания, о самобытной интонации.
Екатерина Карпушина в роли Медеи открытие для театралов. Важно и то обстоятельство, что, оказывается, можно уйти из одной эстетической системы (Театр п/р Виктюка) в другую (МТЮЗ) и быть успешным! История, готовая стать мифом в театральных кругах.
Сергей Маковецкий в роли дяди Вани удивил всю театральную столицу. Такого Маковецкого мы еще не видели. Парадокс: когда актер слишком много умеет, ему полезно порой забыть об этом. Впечатление, что он заново учился быть артистом, создавая новую палитру красок.
Актер Сергей Медведев в спектакле «Трехгрошовая опера» МХТ сумел так сыграть роль второго плана, что все внимание приковано к нему. Мы наблюдаем за стремительным взлетом новой звезды этого театра. Режиссер Кирилл Серебренников подтвердил свой редкий талант стар-мейкера он умеет творить судьбу актеров.
Марина Голуб одна из немногих в этом спектакле, кто уловил брехтовскую природу, особенно стилистику зонгов. Ее Селия Пичем гротесковый персонаж-маска. Актрисе потребовалась определенная смелость, чтобы сделать себе слоновые ноги-тумбы, огромный бюст. Ее зонг о женской сексуальной агрессии эталон стиля. Миг и черная сумочка ощерится красной подкладкой. Это и есть театр Брехта, про который все говорят, но мало кто видел.
Анна Чиповская сыграла заглавную роль в спектакле «Олеся» в Табакерке, и сразу очаровала красотой, внутренней грацией, редким сочетанием молодости и глубокого драматизма. Казалось бы, что нового можно сказать о любви? А она сказала.
Роза Хайруллина в том же спектакле показала высокий класс в такой небольшой, и вроде бы второстепенной роли Мануйлихи. Очень ярко раскрыт архетип сильной женщины, якобы не зависимой от мира мужчин, но на самом деле хрупкой и ранимой. Можно сказать, это сквозная тема в творчестве актрисы. В этом году актриса вошла в труппу театра, перебралась в Москву. Яркая актерская индивидуальность, колоритная внешность, напоминающая гогеновские краски, оказались очень кстати среди неброских славянских типажей столицы.
Нелли Уварова запомнилась в спектакле РАМТа «Почти взаправду». Здесь она меланхоличная, неуверенная в себе Ласка. Зарисовка с натуры, лирическая пародия на неуверенную с себе, мятущуюся артистическую натуру. Кажется, что смеясь, актеры расстаются со своими комплексами. Играя в этом же спектакле Бабочку, Нелли Уварова просто купается в роли фамм фаталь. У нее облик Лайзы Минелли из фильма «Кабаре» короткая темная стрижка, огромные глазищи с лежащими на щеках тенями от ресниц. И столько же шарма. Хрупкость Бабочки актриса передает изнутри. Мастерить крылья не понадобилось.
Персонажи Кирилла Пирогова всегда созвучны образу героя нашего времени он умеет воплощать на сцене тот тип интеллигентного человека, который пробивается к свету через тьму. Который, не будучи суперменом, способен на поступок. Который становится действующим героем через преодоление, во многом благодаря своей правильной человеческой конструкции, своей внутренней закваске можно и так назвать. Его работа с поэтическим текстом в спектакле «Триптих» театра «Мастерская П. Фоменко» вызывает восхищение.
Актер Александр Яцко в спектакле Юрия Еремена «Царство отца и сына» по произведениям Толстого явил высокий класс работы в жанре исторического спектакля (Театр им. Моссовета, режиссер Юрий Еремин). Он сыграл Иоанна Грозного мощно, темпераментно, с той хорошей интеллектуальной начинкой роли, которая так редко дается актерам. С правильным пониманием стилистики, заданной режиссером такой немножко брехтовской игры в персонажей. Никаких париков и ухищрений грима временами это облик вполне современного политического деятеля. А главное, высокая плотность смыслов в это роли. Финальная премьера уходящего года прозвучала очень весомо.
Лучший актерский ансамбль и самый яркий эксперимент
Спектакль «Триптих» театра «Мастерская П. Фоменко». Это безусловный прорыв в области поэтического театра. Яркий эксперимент в работе со сценическим пространством, когда действие то максимально приближено, то отдалено на рискованно далекую дистанцию. Репетиционные трудности со звуком и масштабом обернулись новизной выразительных средств. Уникальная световая партитура и работа с гримом. Идея Петра Фоменко распространить театральный микроб и на пространство фойе в новом здании театра воплощена виртуозно и отдает тем милым хулиганством, которого так ждешь от дебютантов, а встречаешь у театрального мэтра.
Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,